Евгений Трефилов: «Не сомневайтесь, вмешиваться не буду. У собаки должен быть один хозяин»
Нынешний чемпионат мира — первый за шесть лет женский топ-турнир, который проходит без Трефилова-тренера. Раз так, давайте проведем его с Трефиловым-экспертом.
— Позади уже четыре игровых дня. Много матчей удалось увидеть воочию?
— Не так уж и много. Все арены охватить невозможно. Пробки, на переезды уходит много времени. Спасибо видеооператору сборной Александру Нефедовичу. В моем отеле по телевизору турнир не показывают. Хожу в гости. Благо недалеко. Саша находит трансляции в интернете. Вот недавно смотрел матч сборных Анголы и Словении.
— Удивлены итогом — победой африканок?
— Нисколько. На длительных топ-турнирах успех во многом зависит от физической готовности. У словенок ОФП, судя по происходящему, слабенькая. Они сыграли два матча на "вспыхе" и сдулись.
Не привыкли действовать в таком режиме — по две игры подряд через день отдыха. И скамейка у них коротковата. На двух гандболистках, Ане Грос и Тяше Станко, далеко не уедешь.
А вот анголки, несмотря на прилет в Японию впритык к первому матчу, наоборот, физически готовы неплохо. Что касается нас, моя позиция такова: если невозможно найти время для более длительных, чем в последние годы, сборов, давайте проводить пару туров во внутреннем первенстве перед чемпионатами мира и Европы. В конце октября — ноябре их можно сыграть.
Десять матчей, проведенных каждой командой, помогут сборницам лучше подготовиться. Я понимаю, эта идея вызывает у многих отторжение. Но если мы хотим всегда претендовать на медали топ-турниров... А мы этого хотим. Значит, нужно что-то менять в системе подготовки к ним.
Пока же мы не можем придумать правильный учебно-тренировочный режим, который позволял бы ежегодно выводить игроков сборной на пик формы к декабрю. В советские времена эта система была отлажена. И я остаюсь ее приверженцем.
— Впечатлениями от первых матчей нашей команды поделитесь? Или уйдете от ответа?
— Если только коротко. Все говорят, что нам повезло с жеребьевкой, можно вкатиться в турнир. Нельзя не согласиться. Но это палка о двух концах. Пока все получается неплохо, но реальную силу команды можно будет понять только в матчах с сильными соперниками.
— Что бросилось в глаза в игре других команд?
— Хороший матч выдали датчанки и кореянки. Скандинавки в полном порядке. Кореянки, проигравшие все три встречи на домашнем турнире накануне чемпионата мира, предстали в Японии совершенно в другом виде. С ними придется повозиться всем фаворитам.
Вот смотрю на сборную Анголы. У африканок есть сильные игроки задней линии. Бросают издалека не смущаясь. У многих других таких гандболисток нет. Возьмем, к примеру, сборные Венгрии и Испании. Одна полусредняя с броском на двоих. Остальные носятся вдоль зоны без атаки, ищут дыры. А найти их у хорошей защиты без дальних бросков не так-то просто.
Если продолжить тему игры в обороне, то схему 5-1 увидел в двух матчах. Активные построения 4-2 и 3-3 пока не наблюдал даже у кореянок. Думаю, мы увидим актив у японок во встрече с нашими и шведками.
Не удалось пока посмотреть ни одного матча норвежек. У них много травмированных лидеров, но считаю, что они все равно представляют собой грозную силу. А главная неожиданность — слабая игра француженок.
— Общались со своим другом Себастьяном Гардиллу, помощником Оливье Крюмбольца?
— С ним нет. А вот с врачом французской сборной общался довольно долго. А также с доктором датчанок. Консультировался с ними по поводу травмы Тони Скоробогатченко. Ее сегодня должны прооперировать, держу за нее кулачки.
— А почему пришлось с ними консультироваться?
— Обращались к пяти нашим врачам. У каждого свое мнение. Один говорит: надо закачивать ногу. Второй: давайте раскачивать. Третий: подождите, давайте запрессуем ногу. А время-то уходит.
Я с Тоней перед отлетом поговорил. Она сказала: закачиваю, но колено все равно чувствую. По снимкам у нее третья стадия разрыва мениска. Вот и советовался с иностранцами. Они подтвердили, что требуется оперативное вмешательство. Закачивать можно при первой и второй стадиях. Портить Тоне жизнь не собираюсь. Дай бог, чтобы операция прошла успешно.
С Антониной Скоробогатченко
— Позиции невмешательства в действия тренерского штаба будете придерживаться до конца турнира?
— Не сомневайтесь, конечно. Есть главный тренер Амброс Мартин. Ха, может, это будет грубовато, но мой отец говаривал: у собаки должен быть один хозяин. Так и здесь. Как я могу вмешиваться, если у Амброса есть свои задумки? И они видны.
У меня был плохой опыт, когда каждый из тренеров тащил одеяло на себя, руководствуясь своим видением гандбола. На чемпионате Европы 2002 года команда разделилась на две половины из-за того, что мы на этой почве поругались с помогавшим мне Алексеем Дзардановым. Молодой я тогда был и горячий. Ничем хорошим это не закончилось, остались без медалей.
— Посетили места, знакомые с победного мужского чемпионата мира 1997 года, на котором вы были помощником Владимира Максимова?
— Здесь все вокруг изменилось до неузнаваемости. В прежнем виде сохранились арена "Park Dome", городская аллея и речка. Хотел найти места, где мы с Максимовым бегали кроссы. От них не осталось ни следа. Как и от гостиницы, в которой мы тогда жили.
Сергей Приголовкин
Фото: Артем Гусев; vk.com/rh; пресс-служба ГК "Кубань".
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .