13 мин.

Таня Логвин: «Хорошие девочки в гандбол не играют. Чтобы выживать, нужно быть стервой»

Существуй БЦ лет 20 назад, звездная полусредняя родом из Запорожья не сходила бы с интернет-страниц. Хотя и сейчас весьма популярна как тренер немецкого "Халле".

На протяжении всего интервью с ней в голове вертится одна мысль: вот это карьера и жизнь... Масштаб и многогранность этой личности без преувеличения потрясают. Она появилась на свет в Запорожье и успела поиграть еще за молодежную сборную СССР. Уехав за границу, выросла в звезду мирового гандбола, прославившуюся в "Хипо" и сборной Австрии. Закончив, перешла на тренерскую работу в Дании, а позже попробовала себя в роли агента. Сейчас снова тренирует, передавая знания и умения девушкам из бундеслиговского "Халле".

 

А еще она пожила в сонмище самых разных стран: СССР, Украина, Черногория, Австрия, Словения, Дания, Италия, Испания, Германия... Но самое главное — она мама троих детей и просто сильная женщина...

БЦ проговорил с Таней больше двух часов и записал уйму интересного. Вашему вниманию — первая часть большого интервью.

— Не так давно "Халле" попал в необычную историю. В концовке матча с "Бад Вилдунгеном" из-за удалений на площадке остались всего два игрока вашей команды. Впервые столкнулись с подобным?

— Честно говоря, да. Впрочем, такого в истории гандбола, насколько знаю, не было вообще. Согласно международным правилам, на площадке должны оставаться как минимум три игрока, если только не произошла драка. В иных случаях — автоматическое прерывание игры, хотя есть и такое понятие, как "на усмотрение судей". Я звонила в ЕГФ, уточняла, потому что шок был неимоверный. Судейство безобразное. К тому времени мы проигрывали девять мячей. Но арбитры почему-то решили, что имеют полное право делать все, что хотят. Раньше этих судей не видела и, надеюсь, больше не увижу. Есть правило: если игрок лежит на площадке без сознания в течение пяти секунд, рефери обязан вызвать медицинскую помощь. Но Катя Фанина полторы минуты стучала рукой по полу и ничего не могла сказать. Ей "перекрыло" горло. С площадки ее увезли в больницу. Отсюда и реакция. Когда я получила красную карточку, кстати, первый раз в жизни (хотя ее там не было), решила убрать команду с площадки. Есть еще одно положение, которого я не знала: если команда в похожих ситуациях уходит в раздевалку, она платит штраф, но происходит переигровка. Позже я получила много сообщений от коллег. Мне писали: Таня, это невероятно, мы поступили бы так же, как и ты.

  

— Выход в четвертьфинал Кубка Германии скрасил впечатления от неудачного старта бундеслиги, где ваша команда пока на последнем месте?

— Неудачный старт — это ожидаемо. Решение о том, что "Халле" пойдет в первую бундеслигу, было принято лишь в конце апреля. Только в России игроки могут переходить из клуба в клуб в мае, августе... В Европе команды укомплектовываются в январе-феврале. А то и раньше. Потом игроков, которых ты сильно желаешь видеть и которые могли бы создать конкуренцию первой шестерке, заполучить уже не удастся. Хотя я все равно собрала гандболисток, которых хотела. Но нужно сыграться.

А четвертьфинал — это хорошо и для клуба, и для девочек. Думаю, все будет нормально и из бундеслиги мы не вылетим. Первый круг всегда тяжелый. Когда ты молод, стабильностью и не пахнет. Один тайм играем прекрасно. А второй — не знаю, по каким причинам, наверное, по ментальным — ужасно. Можем добыть всего пять мячей. Когда я была ребенком, мы забрасывали больше.

Есть выражение — инстинкт киллера. Этому нельзя научиться. У меня игроков с таким инстинктом, к сожалению, мало. Поэтому приходится балансировать.

— Вам интересно бороться за выживание, учитывая, что всю игровую карьеру вы сражались за совсем другие места?

— Конечно. Все равно адреналин. Естественно, иногда приходят мысли: ну почему, почему игрок поступает так. Но ты не можешь отдать свои мозги гандболисткам. Считаю, что игроки в России гораздо более техничные, креативные. Неоднобокие. Они думают, живут гандболом. Это как в шашках. Ты должен как-то ответить на ход. Этот киллер-инстинкт у нас с детства. Хорошие девочки в гандбол не играют. Они сидят за партой в университете. Если ты классный игрок, персона с именем, ты стерва. Точно так же я и своим гандболисткам говорю.

— Хорошая фраза.

— К сожалению, это так. Чтобы выживать, нужно быть стервой. Здесь у кого-то сломался ноготь, у кого-то молоко убежало, у кого-то машина сломалась — буквально все влияет на игру. В той же России больше игроков, сильных психологически. А здесь один раз не попала в ворота — все, можно садить на лавку. Молодых пытаюсь научить, что ничего страшного в этом нет. К моему удовольствию, мне удалось перевернуть психологию игроков, которые в прошлом году болтались во второй бундеслиге. Сейчас они лучшие на площадке.

— Как смотрятся Екатерина Фанина и Виктория Дивак?

— Очень хорошо. У них есть проблемы с коммуникацией с девочками. Стараюсь не ставить их рядышком, потому что они пытаются вдвоем играть. Вообще гандболистки хорошие. Знаю их давно. Вика — креативный игрок. Катя была претендентом в "Тюрингер". Но сама отказала по семейным причинам. Считаю, это игрок мирового уровня, пахарь. В каждом матче забрасывает по пять-шесть мячей. Идет один на один, что молодые в Европе делают нечасто. Тупо стоят в углу и ждут мяча.

 

— Дочь Георгия Свириденко Александра, выступающая в Германии, рассказывала, что большинство гандболисток первой бундеслиги где-то подрабатывают. Так и у вас в клубе?

— Да. У нас есть одна девочка — Софи Лютке. В прошлом году она играла периодически. Но данные хорошие. Тело, как у Нуры Мерк. В нынешнем сезоне она проводит на площадке 60 минут. При этом параллельно работает 40 часов в неделю. Утром и вечером — тренировки. Я сама в такой ситуации не была. Снимаю перед этим человеком шляпу. Это невероятно. Язык не поворачивается на нее что-то сказать. Первый состав у нас — профессионалы. Софи — единственная, кто работает столько. Некоторые девочки учатся. Второй состав работает. Может, это и правильно. Здесь люди по-другому мыслят. Если ты знаешь, что дойдешь до уровня Лиги чемпионов, можешь оставить работу. А если не уверен в этом или не хочешь принести себя в жертву, работаешь... Потому что к успеху приходится идти по головам родных, друзей... Просто закрываешь глаза на все и двигаешься в гору.

— Где именно работают ваши девочки?

— У нас есть спонсоры. Строительная фирма, электроэнергетическая компания... Кто-то работает в офисе. Но в первой команде девочки в основном только играют.

— А вам трудно воспитывать двух маленьких детей и еще параллельно тренировать?

— Трудно. Одну уже воспитала. Сейчас вот еще двоих надо. Дети ходят в садик, там три языка. Проблем пока нет. У меня очень хороший партнер, с которым я уже пять лет. У него своя фирма, Герард может работать дома. Естественно, он поддерживает, помогает, что очень приятно. Он сам бывший спортсмен. Не думаю, что, будь я с кем-то другим, получилось бы так работать. Я с утра до вечера то в офисе, то в зале. При этом каждое утро бегаю, нахожу время. И вот недавно друг смеялся с меня: "Вышла побегать, и тут звонки. Ты и доктор, и физиотерапевт, и президент"... Полчаса не могла с места сдвинуться.

 

— Пару лет назад вы решили возобновить игровую карьеру в Испании. С чего бы?

— Ха, меня просто попросили помочь. Одной команде нужно было остаться в лиге. Не высшей — речь о другом дивизионе. Сама была удивлена. Это ведь происходило после рождения младших детей. В первой игре меня попросили хотя бы посидеть на лавке. Но я один раз потренировалась, пришла на игру — и провела на площадке 60 минут при схеме 5-1. Забросила 13 мячей и сказала: больше никогда не вернусь. Плакала после той игры, говорила: кто меня обманул? Президент клуба смеялся. Сказал: Таня, даже если бы ты через пять лет вернулась, все равно клала бы по десять мячей. Лига была слабой. Тем не менее непонятно: как может 42-летняя "бабушка" быть быстрее всех в отрывах? Доиграла сезон до конца, мы заняли первое место...

— Как вы вообще оказались в Испании? Вы ведь там не играли...

— Да, не играла. После развода уехала со своим бойфрендом в Барселону. Там мы прожили три года. У нас была своя недвижимость. Но два года назад вернулись. Герард — наполовину голландец, наполовину немец. И у него заболела мама. Он пытался бывать в Испании наездами. Но при маленьких детях это не лучший вариант. Сошлись на том, что я должна была приехать к нему в Голландию. Мы прожили восемь месяцев, и я не выдержала. Для меня вообще не проблема адаптироваться к стране. Но в Голландии испытала шок.

  Таня и Герард

— Почему?

— До сих пор не могу понять менталитет тамошних людей. Даже друг со мной солидарен. Люди завистливые. В больших городах много иностранцев, это незаметно. А в маленьких люди, которые никогда тебя раньше не видели, говорят о тебе на каждом шагу. Сама я никого не обсуждаю, не интересуюсь, кто сколько зарабатывает. Все равно все будут в земле, и с собой ничего не заберешь. Депрессивная страна. Ты заходишь в магазин — и люди говорят не о хорошей погоде, а о том, что кому-то отрезало ногу, кто-то упал в обморок... Негатив тянет вниз. А я человек позитивный. Пример. В кругу друзей был задан вопрос: Таня, какие города тебе здесь нравятся? Говорю: Роттердам, Амстердам, Гронинген. А мне отвечают: Таня, но в Роттердаме же живут марокканцы... Я им: послушайте, мы о чем говорим — об архитектуре, красоте города или о населении? Спрашиваю: есть ли у вас театр для детей? На меня смотрят: а зачем? Мы жили возле немецкой границы. Дошло до того, что на выходных я ездила завтракать в немецкие кафе. Потому что разговоры в голландских заведениях слушать было невозможно. Приняли решение уехать в Испанию. Но вовремя поступило предложение из немецкого "Розенгартена".

— Вы ведь одно время помогали другу в агентской деятельности?

— Да, у него свое агентство. Сейчас я не имею права этого делать, поскольку работаю тренером. А раньше — да, помогала. Контактов у меня много. Я неплохо подкована юридически. Агента у меня никогда не было, всегда сама составляла себе контракты. Знаю, что это такое. Всегда стояла на стороне игрока. Почти все оставались довольны. Одна из клиенток агентства, кстати, Стине Офтедал.

— Какие трансферы организовали именно вы?

— Участвовала во всех. Потому что я в совершенстве владею пятью языками. Все время смеемся. Друг хорошо говорит на английском. Говорю ему: кому нужен твой английский, если под боком я? Непосредственно занималась переходами Ольги Горшениной и Яны Жилинскайте в Венгрию. Удалось уговорить Олю переехать. Это очень хороший игрок. Мне кажется, российские гандболистки могли бы чаще пробовать свои силы в Европе. Я не склоняю. Но в России лига все равно не настолько сильная, если честно. Ну, есть четыре команды — и что дальше? Вы со мной согласны?

  Ольга Горшенина

— Согласен, что российских игроков в Европе могло быть и больше.

— Да. Я сама уехала в 21 год. Сначала играла в "Будучности", потом в "Хипо", в "Криме"... Но это мне не помешало. Наоборот, ты развиваешься как игрок и личность. Хорошо, много сильных российских игроков сейчас в "Ростове". Но туда ведь все равно покупают иностранок. А почему тогда россиянки не едут за рубеж? Вопрос! Боязнь? Недавно спрашивала у Горшениной: Оля, ты хочешь вернуться? Она: Таня, нет. Не потому, что там плохо. У нас все из-под палки, а здесь можно пойти по другому пути. Хотя за границей тоже очень тяжело.

— Может, россиянки не хотят переезжать потому, что Евгений Трефилов не зовет в сборную легионерок?

— Возможно, вы и правы. Но не все ведь попадают в сборную. Сейчас еще, дай бог, вернутся Влада, Катя... Все не смогут поехать на Олимпиаду. Это простая логика. Но я считаю, что давить в этом плане на игроков не надо. Анна Сень ведь играла и в "Дьере", и в сборной. Не думаю, что Горшенина сейчас хуже тех, кто в национальной команде.

— Офтедал переходила в "Дьер" при вашем участии?

— Да, этим трансфером занимались мы с Герардом. Стине играла в "Исси Пари". Герард в очень хороших отношениях с ее папой. Стине — великолепный человек. Профессионал до мозга костей. Она хотела остаться в "Исси Пари". Ей давали о-очень большие деньги. Мое мнение было таким, и я его высказала Стине: подумай, если ты согласна перейти и не всегда играть на своем месте разыгрывающей, тогда да. Если нет — подожди еще год. Потому что Анита Гербиц в "Дьере" — бог. Офтедал ответила: Таня, я очень хочу в эту команду. Ок. Я советую — игрок принимает решение. А советуются со мной по той простой причине, что я сама была игроком.

  Стине Офтедал

— Кто еще, кроме Офтедал, с вами работал?

— Вероника Мала, Люси Сатрапова, Миа Рей Бидструп, Валентина Саламаха... У нас есть много молодых девочек и даже парней. По женщинам работать гораздо легче, потому что мужской рынок очень жесткий, и туда, наверное, не стоит даже соваться. Мелинда Гейгер, Асма Эльгауи также были у нас, но ушли. Асма приняла гражданство Венгрии, она остается жить в этой стране. А Мелинда вместе с Пино, поэтому они тогда ушли в один клуб. Сейчас Мелинда в "Шиофоке", а у нас не так давно было судебное разбирательство с этим клубом.

— Почему в свое время вы прервали тренерскую карьеру, которая начиналась в Дании?

— Я тогда была беременна. И как раз получила предложение от "Битигхайма". Но не пошла. Была честна, рассказала о своей ситуации. Очень хотела детей.

— В 2016-м в интернете обсуждалось, что вы можете возглавить македонский "Вардар". Действительно были близки к этому?

— Да. Но я не стала рисковать. Клуб был настолько шатким... Очень ценю работу, которую проделал Сергей Самсоненко. Это все хорошо. Игроков он купил классных. Но руководство-то поставил не то, которое нужно. Речь именно о женской команде. Постоянная смена президентов, тренеров, зависимость от людей, которые имеют влияние на городскую общину... Для нас, выходцев из СССР, это нормально. Но я не хотела вариться в этом снова, возвращаться. Когда играла, у меня было свое мнение. Точно так же и сейчас. Деньги — не все. В свое время я была самым высокооплачиваемым игроком мира. Но прервала контракт с "Ольборгом", потому что уже не могла, настолько устала. Деньги в "Вардаре" предлагали баснословные, однако оно того не стоило. Я долго зарабатывала себе имя. Тогда у меня были мысли, что этого делать не нужно. И я оказалась права. Потому что того женского "Вардара" уже нет.

Продолжение следует.

Сергей Мордасевич

Фото: facebook.com/sv.union.halle.neustadt, facebook.com/NSUHandball, facebook.com/tzfotografie.de, facebook.com/tanja.logvin.