6 мин.

Не «Сплином» единым. Гандбол вблизи прекрасного: корейцы, датчане и Оксимирон

Как часто игра в мяч руками вспоминается в музыке, кино, живописи? Реже, чем хотелось бы. Но чаще, чем вам может казаться.

Красной ноты ради…

Разумеется, для российского меломана первой ассоциацией, связанной со словом "гандбол" будет одноименная песня группы "Сплин". Поклонникам ручного мяча такое внимание льстит.

Но не так уж сложно догадаться, что истинная тема композиции — гипертрофированные эмоции футбольных фанатов. А гандбол в припев вставлен для разрыва шаблона у человека, слушающего произведение первый раз.

  Александр Васильев

Признавал это и сам лидер группы Александр Васильев, заявлявший, что "песня написана от лица фанатов, которые до того допились-докурились, что уже не понимают, за какой вид спорта они болеют". То же подтверждает и текст:

А когда последний наш умрет,

закопайте прямо у ворот…

Почтить таким образом память преданного болельщика уже как полсотни лет не представляется возможным. В 60-х годах прошлого века гандбол 11 на 11, в который играли на грунтовых футбольных полях, фактически приказал долго жить. А ручной мяч, каким мы его знаем сейчас, прописан на крытых аренах, где закопать кого-либо весьма проблематично.

Впрочем, гандбол упомянут не только в тексте "Сплина". Читатели, близкие к культуре хип-хопа, уже поняли, о чем речь. В песне "Слово Мэра" из альбома "Горгород" известного рэпера Оксимирона, правитель города в числе заслуг и достижений упоминает некий "мировой гандбольный рекорд".

Впрочем, впоследствии Мирон Янович наверняка и сам был не рад появлению этой фразы. Потому что за нее ему досталось на орехи от Гнойного в их знаменитом баттле. Слава КПСС обвинял оппонента в использовании для красного словца терминов, которые в контексте абсолютно бессмысленны.

Ты рождаешь не панчи, а перлы,

Как "гандбольный мировой рекорд".

Ведь в приложении к командным игровым видам говорить о каких-либо мировых рекордах не приходится. Вячеслав, как большой любитель спорта, не преминул уколоть этим противника.

 

Я его нарисовал

Отыскиваются гандбольные мотивы и в искусстве изобразительном. Правда, ручному мячу здесь не так повезло, как, скажем, керлингу, который был запечатлен еще на полотнах Питера Брейгеля.

Ручной мяч вполне мог бы отобразить великолепный мастер спортивной живописи Александр Дейнека. Однако повсеместное развитие игры в СССР началось уже в последние годы жизни художника. Поэтому единственным его произведением, где в руках у персонажей есть мяч, чем-то напоминающий гандбольный, стала картина "На пляже".

  Александр Дейнека "На пляже"

А вот наш современник, ивановский художник Сергей Теплов, работающий в стиле модерн-графики, написал картину, которую так и назвал — "Гандбол". В подобном ключе он создал несколько произведений, где изображены баскетбол, художественная гимнастика и даже сноуборд.

  Сергей Теплов "Гандбол"

В ожидании камер

Если соберетесь искать художественные фильмы, рассказывающие про гандбол, раздел российского кино можно пролистывать, даже туда не заглядывая. В советскую эпоху творцы спортивного кино обошли игру стороной. В постсоветские времена игровые фильмы о спорте долго вообще не делали. В последние годы ситуация изменилась, но до ручного мяча руки у наших киноделов, пардон за тавтологию, еще не дошли.

Откровенно говоря, нужных нам примеров немного и за пределами России. Первенство здесь держит Дания. Было бы странно, если бы на родине гандбола этой темы не затронули ни разу.

Наверное, главным гандбольным фильмом можно назвать картину "Тренер"Ларса Миккельсена, снятую в 2009 году. Она рассказывает об отношениях между наставником школьной команды и ее самым перспективным гандболистом — вратарем Нильсом Йенсеном. Тренер оказывает одаренному парню максимальную поддержку. Но впоследствии оказывается, что за ней стоит не только чутье на талант…

 

Фильм был номинирован на премию Датской киноакадемии. Главную роль в нем сыграл Кристиан Винберг, который в те годы был звездой кино для детей и подростков. Но, как часто бывает, взрослая карьера у него не сложилась. Если точнее, то Винберг сам от нее отказался. А роль в "Тренере" на сегодня его последняя работа в кино.

Сериал "Наследие" стал одной из недавних датских кинокартин, получивших хвалебные отзывы, высокие рейтинги и известность не только на севере Европы. Сюжет там выстроен вокруг девушки Сигне, которой завещала родовое поместье ее мать, известная писательница Вероника Гроннегор. Дело в том, что она в свое время отдала дочь воспитание в другую семью и этим хотела частично загладить вину. Естественно, что другие дети Гроннегор от этого решения матери далеко не в восторге.

Подобная сюжетная линия совсем не новая. Более 30 лет назад она была идеально выстроена в оскароносном фильме "Человек дождя". Тоже спор за наследство, неожиданное решение завещателя, встреча чистоты и наивности с практичностью и цинизмом.

А при чем же здесь гандбол, спросите вы? Все просто. Главная героиня работает талисманом местной команды и влюблена в ее игрока.

Пожалуй, единственное кино, где гандбол занимает центральное место — это корейский фильм "Великий момент". Фактически это вольная интерпретация событий 2004 года, когда женская сборная Южной Кореи взяла серебро Олимпийских игр.

Сюжет довольно типичен. Бывшей звезде корейского гандбола после банкротства клуба пришлось устроиться на работу в продуктовый магазин. А национальная сборная тем временем скатилась на пятнадцатое место в мире. Новым ее наставником становится молодой тренер, работавший прежде в Японии. Он связывается с главной героиней и просит ее собрать подруг по бывшей команде — этакую бригаду ветеранш, которым придется в последний раз вместе постоять за правое дело…

 

Отметим блистательную операторскую работу. Совместная корейско-греческая команда сняла гандбол замечательно, не упустив деталей и не превратив игру в клоунаду с акробатикой на грани пренебрежения законами гравитации.

Но закончим мы все-таки российским кино. Пусть художественных фильмов непосредственно о гандболе у нас пока не снято, зато есть интересная сцена в картине Михаила Сегала "Рассказы".

Главный редактор издательства, которого играет Константин Юшкевич, увлекшись девушкой на двадцать лет младше себя, рассказывает ей о своем новом увлечении — женском гандболе. Говорит о драйве, эмоциях, которые дает ему просмотр матчей. А в ответ получает от героини Любови Аксеновой фразу, ставшую едва ли не хрестоматийной: "А, гандбол, это где овальным мячиком играют?"

 

В конце концов, не выдержав разницы в интеллектуальном развитии, герой уходит от недалекой пассии.

Впрочем, в повседневной жизни не растолковать разницу между гандболом, регби или водным поло могут и вполне образованные люди. Олимпийская победа российских гандболисток помогла свести подобные казусы к минимуму.

Теперь нужно подкрепить пробужденное любопытство дальнейшими успехами. И тогда "мастера культуры" станут обращать внимание на ручной мяч не только как на повод для прикола.

Денис Козлов