8 мин.

Немецкий тест Трефилова. Позиционный разбор. Молодая была уже немолода

В минувшие выходные российские гандболистки выиграли два спарринга у сборной Германии. Рулевой сборной Евгений Трефилов с впечатлениями и выводами вдогонку.

Немецкий план Евгения Трефилова: война покажет

Германия — Россия. Все решила хитрость

Германия — Россия. Сами сломаем — сами починим

— В матчах против немок вы проверяли в бою и молодых игроков. Впечатления?

— В принципе они ожидаемые. Немного порадовала Каплина во втором матче. Скоробогатченко отлично выглядела в первой игре, но провалила вторую.

Вот опытные игроки — Вяхирева, Кузнецова, Дмитриева, Сень, Макеева, Манагарова — сыграли на своем уровне. Так, как были должны. А молодежи необходимо проявлять себя ярче.

Перед второй игрой мы из-за пробок на дорогах поздно добрались в зал. Времени на разминку осталось мало. Она должна была быть интенсивной. Увидел, что игроки еле ползают — пришлось выскакивать на площадку и самому их подгонять, хотя обычно этого не делаю. И ведь попросил в раздевалке размяться резво. Но профессионализма молодым не хватает.

— Давайте, вспоминая матчи, пройдемся по игровым позициям. В проекции на скорый чемпионат Европы.

— Левые крайние. Скажу так: за Кузнецовой и Самохиной места более или менее закреплены. В то же время держу в поле зрения Маркову и Кожакарь. Кристина — дама со своим мнением. Докажет его и на площадке, вполне может поехать на чемпионат Европы. Но им обеим придется прыгнуть выше головы, чтобы вытеснить из состава Кузнецову и Самохину.

Дарья Самохина

Правые крайние. Здесь тоже полная ясность: Манагарова и Вяхирева. Но надо искать третью, чтобы она могла их подменить. Потому что Ане придется играть еще и на позиции правой полусредней. Игр на чемпионате Европы немало. Все им не вытащить.

Вы же видели, как в концовках обоих матчей оставались без сил немки. Нам надо подобного избежать. У нас тоже есть печальный опыт прошлого чемпионата мира, когда основа к шестой-седьмой игре "наелась" и мы поплыли.

Вот ругаю Дудину, и в тоже время понимаю, что сейчас от нее нельзя ждать чего-то сверхъестественного. Она, как и Скоробогатченко, пропустила целый сезон. Сразу войти в игровой ритм ей тяжело. Тем более что я пробовал Машу и на месте правой полусредней. Хорошо уже то, что появилась молодежь, которая основных игроков подпирает.

— Но прежде вы частенько сетовали, что таких хороших молодых игроков у нас нет.

— Хорошие — есть. Только вот в первой игре Скоробогатченко феерила, а во второй где-то потерялась. А они уже в 21-22 года должны показывать серьезный уровень. А некоторым кандидаткам и вовсе 25. Они что, молодые? Помните, как у классиков: "Молодая была уже немолода"? Им пора тащить команду, как делали это в свое время в сборной СССР, к примеру, Таня Кочергина-Макарец или Таня Джанджгава-Шалимова.

— Сейчас таких нет?

— Сейчас нет. Они все "позднышки" — очень поздно раскрываются. В том числе и потому, что мы слишком рано требуем от них результата. Что называется, забиваем до смерти. Вот посмотрел на немок — ни одного "валенка" на коленях. Видимо, работают с детьми по-другому.

— Разыгрывающие...

— Мне не совсем понравилась Фролова.

— Но все же в целом она выглядела неплохо.

— Вот именно. Неплохо. А должна — хотя бы хорошо. Дмитриева играла на своем уровне. Правда, начало первой встречи смазала.

Но, понимаете, Фролова и Дмитриева — игроки одного стиля, обе любят работать на обыгрыше, часто индивидуально. Гораздо лучше было бы иметь двух разноплановых центральных, одного — созидательного плана.

Вот с правыми полусредними у нас сейчас именно так: Скоробогатченко — с броском, хорошо чувствует, когда пойти в "проскочку". Вяхирева совершенно другого стиля: техничная, хитрая, бросает с переводом, может сыграть на паузе, здорово видит и чувствует партнеров. У каждой своя изюминка. В центре же подобного у нас нет.

— А кто за спиной Даши и Ярославы?

— Таженова, но она после травмы. Будем смотреть, как пойдет восстановление. Есть еще Сабирова, которая тоже все никак не оправится. И Ира Никитина, которая опытнее. Но всех их надо протянуть вот через такие игры, какие мы провели в Дессау и Нордхаузене.

Любая гандболистка без подобного опыта, попадая в сборную, испытывает волнение, а то и страх. Может мяч потерять в простейшей ситуации или еще какое коленце выкинуть — убеждался неоднократно.

Вот Матлашову выпустил — сразу отчебучила. Хотя затем она сыграла нормально. Это все волнение и недостаток опыта. Выходишь со скамейки — не спеши, осмотрись. Представился момент — реализуй, чтобы получить позитивный заряд и для себя, и для команды. Забросила — доказала: я сильная. А когда два момента не используешь, показываешь сопернику свою неуверенность. Играют с перепадами, а нам нужна стабильность.

— Вы уже перешли к линейным.

— Макеева. Теперь мы от нее никуда не денемся, останется до конца. Еще Сень. Дальше Матлашова и Женя Зайцева (Петрова). Но в них уверенности нет. Других линейных в России просто не вижу. Те, кого мне периодически называют, — это детский лепет. Вот вышли немки — линейные мощные, с хорошими физическими данными. А мы чуть быстрее заиграли, и они перестали успевать за ситуациями...

Левые полусредние. Который раз приходится говорить, что сегодня это самая большая проблема. Да, Аня Сень вторую игру провела неплохо. Ее можно поставить вообще на любую позицию.

Но не вижу на этом месте основного игрока. Такого, какими были Влада Бобровникова и Оля Акопян. Тогда мы могли выпустить Сень на пару атак, затем убрать.

— Но ведь сейчас именно Анна во втором матче переломила игру и вывела команду к победе. Причем сыграла на позиции именно левой полусредней.

— Ну да. На этой позиции наши игроки полтора тайма бегали вокруг немок, как Барсик возле пищевой лавки. Смещались на место левши и пытались атаковать из неудобных позиций. Не сыграли толком ни Малашенко, ни Гаряева, которую выпустил в "старте". Понимаю, что волновались, что для Гаряевой это была вообще первая поездка со сборной. В клубе она больше играет как правая полусредняя. В сборной перетащил ее на другую сторону не от хорошей жизни. Надеюсь, это кого-то подстегнет. Ту же Сень и Полину Ведехину, на которую очень надеюсь. Сможет она восстановиться к чемпионату Европы, сразу станет легче.

— Вы опять ушли от конкретного ответа на вопрос о Сень. Очевидно, что она хочет играть левой полусредней. И старается доказать, что готова к этой роли.

— Помните фильм "Иван Васильевич меняет профессию"? "Меня терзают смутные сомнения — на вас точно такая же замшевая куртка, как у Шпака". Аня — прямолинейный игрок. За счет "физики" она может продавить защитниц. Ну а если против нее поставят такого же физически крепкого игрока? Что тогда будем делать?

Да, Сень хорошо провела один матч, но хочу увидеть несколько таких игр. Возможно, это случится в стартующей Лиге чемпионов. Важно, чтобы ей давали играть, не оставляли в тени голландки Аббинг. А то ведь почему мы не вспоминаем сейчас про Судакову? Да потому что в клубе Марина сидит на "банке" в тени Манагаровой...

— Основных правых полусредних вы уже назвали: Вяхирева и Скоробогатченко...

— Скоробогатченко хочу пожелать одного: в скором времени не замастериться.

— Вы всерьез считаете, что Тоню может поразить звездная болезнь?

— Занести может любого молодого игрока. Особенно когда ему начинают уделять много внимания болельщики и пресса. Например, открывает девушка публикации о матче. Что она ищет в первую очередь? Свою фамилию. Молодые психологически неустойчивы, могут задрать нос. А надо быть прежде всего скромной.

Считаю, российские спортсмены в этом плане должны быть похожи на советских. И с Тоней об этом много беседую. Возьмем Аню Вяхиреву. Одно время ее захвалили и зацеловали чуть ли не до смерти. Но она с этим справилась. И сейчас никаких вопросов к ней по поводу звездности нет.

Антонина Скоробогатченко

— Кто еще у вас на примете?

— Снопова была с нами, но у нее "оторвалась" рука, не могла нормально бросить. Рассчитываю на нее прежде всего как на защитницу. Но и в нападении, надеюсь, поможет.

Уже рассказывал, что просматривал Ганичеву. Но у нее проблемы при игре в обороне. Как, впрочем, у многих других. Это наглядно показал немецкий выезд. Второй матч мы начали с активной обороной. Не получилось, пришлось возвращаться к 6-0.

— О вратарях...

— ...будем думать. Каплина? Молодая и есть молодая. Всегда опасаешься, что не сдюжит. Чемпионат Европы — не первенство водокачки. Буду надеяться и на Мехдиеву.

— Даже после неудачных смотрин в Дессау и Нордхаузене?

— А почему нет? Ведь понимаю, что вызов был для нее неожиданным, играла с листа. Вратарь она опытная. Важно, чтобы, как и в случае с Сень, ей хватало игровой практики в клубе.

Может, и Трусову удастся наконец-то раскачать. Уткину со счетов тоже не сбрасываю. Очень хочется, чтобы на "Европе" спину нам вратари закрывали. Иначе придется несладко.

— Топ-турнир уже на носу. Как будете готовиться?

— Хотел провести сбор в октябре — не получится. Только 17 ноября наступает пауза в еврокубках, и 19-го мы соберемся в Новогорске. Через два дня вылет в Бухарест на два спарринга против румынской сборной. Возвращаемся и 28-го отбываем во Францию. Уже 29-го играем матч открытия с хозяйками. Французы очень хотят увидеть реванш за поражение в финале Олимпиады.

Если удастся на последнем сборе удлинить скамейку хотя бы на два-три надежных игрока, можно будет надеяться на успех. Нужна возможность отдыха для основы — и в каждой игре, и в целом на турнире. Чтобы не получилось, как на прошлом чемпионате мира, когда в четвертьфинальной встрече с норвежками мы просто встали...

Сергей Приголовкин

Фото: Александр Малашенко, dhb.de.