Немецкий план Евгения Трефилова: война покажет
В календаре женской сборной России — игровой уик-энд в Германии. Спарринги "бундесманншафт" в Дессау и Нордхаузене — важнейший тест перед чемпионатом Европы.
Суббота и воскресенье. "Анхальт-Арена" и "Видигсбургхалле". Оба раза — в 16.00 (мск).
Пятничным вечером в Дессау Евгений Трефилов не только тренировал команду, но и отвечал на вопросы, которые ему не успели задать на родной земле.
— Как оцениваете итоги подмосковного сбора?
— Мягко говоря, он был немного неудачным. Собрали полный состав только за полтора дня до выезда.
— Но разве не было изначально ясно, что ростовчанки приедут только в официальные календарные сроки?
— Мне до сих пор в этой истории многое непонятно. Никаких игр у ростовского клуба в эту неделю не было. Просто великий тренер румынской сборной испанского происхождения не отпустил в сборную России игроков своего клуба. Я понимаю, что ему скоро стартовать с ними в Лиге чемпионов. Но кто поймет меня?
Планы сборной на год мы рассылаем в клубы в январе. У игроков национальной команды подписаны контракты с Центром спортивной подготовки сборных. Вот только за что мне в такой ситуации ругать игроков? Как их наказывать? Мне же с ними еще и дальше работать...
— А правда, что было встречное предложение из Ростова: провести по ходу вашего сбора спарринг в Подмосковье?
— Было. До меня оно дошло через десятые руки. Кстати, мне эта игра была бы очень кстати. И из чисто спортивного интереса, и для просмотра кандидатов. Но неужели трудно было позвонить мне напрямую? Или в Ростове не знают мой телефон?
А то ведь было так: начальник ростовской команды Артур Сазонов позвонил в федерацию Марии Сидоровой. Потом я через нее же сообщил, что сыграть согласен. Но с условием, что первый тайм ростовчанки проведут за сборную, а второй — за клуб. Тогда из Ростова предложили дату — 24-го. Для нас это было поздно. Они ответили: если раньше, то только 21-го, причем ростовчанки играют за клуб. То есть пошли уже не переговоры, а ультиматумы.
Но и тогда ведь еще можно было договариваться! Например, о трех таймах, что позволило бы удовлетворить больше пожеланий — и их, и наших. Но здесь уже тренеры должны садиться и решать. А не прибегать к посредническим услугам бабы Фроси...
— Ладно, проехали. Но дальше-то что? Искать общий язык с Мартином будете?
— Ха, не понял. А кто здесь к кому приехал? Кто хозяин? Кто гость?
— Но с Фредом Бужаном вы на эти темы разговаривали.
— Да. Только Бужан сам вышел на тот разговор. А Амброса Мартина я после его приезда в Ростов еще толком и не видел. В день Суперкубка по понятным причинам было не до тесного общения. Хотя ясно, что объясниться нужно. И верю, что это у нас получится.
— Если бы прямо сейчас вы везли эту команду на чемпионат Европы, о чьем отсутствии в ней жалели бы особенно?
— Например, очень хотел бы видеть в составе Майю Петрову.
— Это уже нереально?
— Почему? Она пообещала: если будет очень тяжело, то приедет. Сказала, что могу на нее рассчитывать. Но звать маму двоих детей на такие сборы, потренироваться с девочками — наверное, неправильно.
— Что с позицией левой полусредней?
— Левых полусредних у нас не стало в природе. После Влады Бобровниковой.
— А Полина Ведехина? Расскажите о ее травме.
— Она неудачно наступила на пятку, играя за "Ладу" против "Кубани". Подозреваю, что там проблема еще и с ахиллом, который ей недавно чистили. Потому что болевые ощущения как раз в месте прикрепления сухожилия к кости. Пытались разобраться с травмой сейчас в Москве. Но ясной картины по-прежнему нет. А боль при приземлении, по словам Полины, такая, будто в пятку втыкают иглу.
— На сборе не было юных полусредних Лены Михайличенко и Леры Масловой...
— У Масловой после летних девичьих чемпионатов мира "оторвана" рука. Михайличенко еще в день встречи "Лады" и "Кубани" ходила с лангеткой на бросковой правой. Правда, недавно получили медицинское заключение по ее травме. И там все не так страшно, как можно было предполагать.
— Вот вам и левая полусредняя!
— Этой левой полусредней еще нужно время, чтобы обрасти мясом и окрепнуть. Пока это косточки на ниточках. А играть Лене предстоит против могучих взрослых теток. Я помню себя зеленым сопляком, выходившим в Краснодаре на тренировки против Фимы Гринберга и Толи Братченко. Там после первого контакта хотелось бегать кругами, только бы больше к ним не приближаться. А нашей юной Лене пройти через подобное только предстоит.
— Чем объясняется приглашение Галины Мехдиевой, сделанное аврально?
— Ха, напишите: плохим здоровьем других наших вратарей. Здесь, к сожалению, ничего не меняется. Девочки приезжают в сборную и уезжают обратно. Смотрели в команде Трусову, Рябцеву, Уткину — прогресса не вижу. Вот решили сейчас проверить Каплину. Но Полина — это пока яичко в курочке.
А что касается упреков, что раньше не звал Мехдиеву, то отвечу просто: как ее было звать, если она совсем мало играла в клубе? Сейчас заиграла — и сразу вызвали.
Вообще-то я уже пережил болезни роста, когда молодого несет. По всем вопросам сейчас сверяю мнение с теми, кто может дать дельный совет. Что касается вратарей, такой советчик Любовь Каляева. А по другим вопросам — Алексей Алексеев и Алексей Гумянов. Моя задача сейчас простая: вылезти и выиграть. И здесь любая помощь кстати.
— У вас на сборе снова побывали около трех десятков игроков. Это не перебор?
— Так ведь шесть мест изначально держали под ростовчанок. А вообще сбор и замышлялся расширенным. Первый в сезоне, первый с участием Гумянова. Кстати, это Алексей подсказал посмотреть двух игроков "Звезды", на которых, по его мнению, в скором времени можно будет опереться: Ирину Никитину и Валерию Ганичеву. Вот прислушался и ничуть не жалею. На примете с его подачи еще одна девочка — Алина Триобчук.
Кстати, если поискать в сложившихся обстоятельствах некий позитив, то это вообще большое число левшей с хорошим потенциалом.
— Кстати, не вижу здесь Гумянова. Где потеряли?
— Не успели оформить документы на выезд. Мы ведь, по сути, подключили его к работе в первый день сбора.
— Спонтанно?
— Нет. Долго над этим думал. Сегодня из более или менее молодых коллег перспективы в работе со сборной вижу еще у Александра Хомутова, Михаила Серегина и Александра Реввы. Но связка Алексеева и Гумянова хороша тем, что они постоянно в Москве и рядом. Это облегчает коммуникацию с федерацией, Минспорта, ЦСП.
И потом, я ведь понимаю, что во главе сборной не вечен. И не хочется оставлять после себя "хоть потоп". Сейчас не успели с офрмлением, но буду просить, чтобы мои ассистенты выезжали с командой на все турниры. Их нужно окунуть в эту среду, чтобы они поняли, в какой системе координат находятся. А то вспоминаю, как сам отправлялся на первые большие соревнования с убеждением, что сейчас палкой переверну земной шар. Та эйфория улетучилась очень быстро.
— Вы уже успели распределить обязанности?
— Простой пример. Во время тренировочной игры поставил во главе команд двух Алексеев, а сам наблюдал со стороны. Должен сказать, что подметил гораздо больше, нежели бывало в заведенном состоянии со скамейки. Да и подобная творческая конкуренция коллегам не помешает.
— Так кто в итоге выиграл?
— Кажется, Алексеев, в один мяч. Но у него в составе были все ростовчанки плюс Дмитриева и Выдрина.
— Хорошая была игра?
— Не все понравилось. У команды-солянки Гумянова чувствовалась робость перед ростовчанками. Это плохо. В спорте не должно быть заведомых авторитетов. Надо тянуться за лидером, стремиться его превзойти. А здесь выходили против Сень — и выглядели кроликами.
— Ростовчанки легко вписались в работу?
— Знаете, всегда стоял и буду стоять на позиции: учебно-тренировочные сборы национальной команды должны быть длиннее официальных календарных окон. Простой вопрос: почему "Барселона" играет сильнее сборной Испании? Простой ответ: потому что ее игроки постоянно тренируются вместе.
— Давайте о сборной Германии. Вы готовитесь сейчас сыграть специально против нее?
— Это будут исключительно контрольные игры. Последних матчей немок даже не просматривал. План простой: война покажет. Главное для меня сейчас — увидеть своих игроков, закрепить то, над чем работали.
Меня сильно беспокоит игра в защите. Обороняемся отвратительно. Нет хороших центральных защитниц, понимающих игру так, как понимали ее Надя Муравьева и Оксана Роменская.
Мне часто ставят в пример активную защиту, которую практикуют сейчас в Европе. Могу сказать, при 6-0 и высокорослом центре можно сыграть не менее надежно, а если от этих центральных еще и подвижности, то никакие другие схему не нужны.
В атаке поищем лучшие варианты на месте левой полусредней. В ротации будут Гаряева, Сень, Малашенко, Дмитриева.
— Дмитриева?!
— Так это же Даша! Она разве что в воротах не готова классно сыграть. Хотя... надо будет как-нибудь и это проверить.
— Кстати, только Дмитриева в этом составе из "Лады". А из вашей "Кубани", к примеру, сразу шесть игроков. Даете повод для упреков: мол, Трефилов заодно со сборной готовит свой клуб.
— Мне не привыкать. Хотите, предметно пройдемся по всем пунктам обвинительной повестки?
Кто сейчас у нас лучшие правые полусредние? Вяхирева и Скоробогатченко. Возражения есть? Нет.
Идем дальше. Розыгрыш. Дмитриева и Фролова. А кто еще из живых-здоровых?
Теперь левые полусредние. Гаряева? Она сейчас никак не слабее всех тех, кого мы рассматриваем кандидатами на эту позицию.
Линейные. Макеева и Матлашова. Кто-то еще?
— Ну да. Кто-то из молодых. Илларионова, Синельникова.
— Рановато еще. Пусть в клубах первыми на позиции закрепятся.
— Амельченко отлично начала сезон в "Ладе".
— Да, в нападении, как линейная. Что-то вылавливает, забрасывает. Но надо еще уметь быстро вернуться в защиту, там отстоять и в отрыв сбегать. Во всем этом надо еще прибавлять.
На правом краю есть проверенные бойцы Манагарова и Судакова. Машу Дудину взял третьей из очевидных соображений. До дисквалификации она была одним из лидеров "молодежки". Талантливый игрок, ее после года простоя надо развивать и проверять в деле.
Кто там остался?
— Каплина.
— До недавних пор Полина была в сборной пятым номером. Летом стала лучшим вратарем молодежного чемпионата мира. Это дает право на проверку? И потом я не сторонник того, чтобы продолжать раз за разом использовать группу переставших прогрессировать вратарей, да еще и одного возраста.
Это чревато ситуациями, подобными как раз теперешней. Мы оказались по разным причинам лишены сразу трех голкиперов золотого олимпийского состава. И равноценной замены им пока нет. Вот ищем.
Сергей Приголовкин