12 мин.

Степан Сидорчук: «Мне не стыдно ни за один день»

Тренер российской "молодежки" Степан Сидорчук отказался от интервью БЦ после неудачного для команды ЧЕ-2018. Но вот он попросил слова сам.

— Что заставляет вас прервать молчание — впервые после июльского чемпионата Европы?

На недавней предсезонной пресс-конференции "Чеховских Медведей" из уст Владимира Максимова прозвучали оценки выступлений молодежной и юношеской сборных России на летних чемпионатах Европы. Считаю важным дать комментарий по этому поводу.

— Там было сказано немало. С чего начнете?

— С развития гандбола. Владимир Салманович выдал рекомендации, как привести к успехам сборные младших возрастов. "Чеховские Медведи" — флагман нашего гандбола. И кому, как не им, показывать пример работы с молодежью? Все это уже было, когда в одну молодежную команду вкладывались большие средства, в том числе и финансовые. В то время я работал в Иране с ребятами того же возраста — 1990-91 годов рождения.

Та сборная создавалась не только из россиян. Были и привезенные украинские, молдавские игроки. Они четыре года кормились за счет государства и клуба "Чеховские Медведи", ездили на все турниры одним составом. Но успеха эта практика не дала. Сборная пропустила юношеский чемпионат мира, мало чего добилась на молодежном первенстве, а на европейский топ-уровень никто из ее игроков не вышел.

— У вас дела обстояли лучше.

— Иран — не самая "гандбольная" страна. Но у меня Саджад Эстеки становился лучшим бомбардиром первенств планеты в обеих возрастных категориях. Пять человек играют сейчас в командах Лиги чемпионов. Иман Джамали стал первым азиатским гандболистом, сыгравшим в финале этого турнира. А та иранская "молодежка" была признана Азиатской конфедерацией гандбола лучшей командой континента в 21-м веке.

Уберем в сторону медали. Для младших сборных гораздо важнее подготовка игроков для взрослого гандбола. Кто-то назовет российских гандболистов той генерации, которые попадали бы в топ-5 евросезона среди игроков своего амплуа, как попадали туда Эстеки и Джамали?

— Это намек на разницу в качестве ваших исходных материалов?

— Вовсе нет. К ребятам у меня вообще никаких претензий. Они талантливы, у них были отличные задатки. И, помимо разговоров, у чеховского клуба уже не раз была возможность на деле доказать правильность его подходов. Что-то пока этого не видно.

— А что случилось на молодежном ЧМ-2017? Максимов говорил о привесе вернувшихся от вас игроков в пять килограммов…

— Разумеется, это было главной деталью. О том, что команда впервые в истории российского гандбола прошла в четвертьфинал, упомянуто вскользь. А говорит это об одном: наши специалисты не понимают требований к объемам и соотношению мышечной и жировой масс. Вид у нас скоростно-силовой. Мышечный корсет защищает тело от повреждений. Если его нет, то случится то же, что со сборной 1998 года рождения. Там на первых порах не были применены необходимые для этого возраста методики, и многие игроки оказались травмированы. Некоторые повреждения несовместимы с продолжением карьер.

Конечно, у нас набор мышечной массы строго контролировался. Он подразумевает физиологические основы. Их нужно знать — росто-весовые индексы современного гандболиста, модели компонентного состава тела. Поскольку эти знания не используются, то приходят другие идеи: взять один возраст и механически натаскивать его долгое время. Уже проходили.

— Но ведь Чехов — локомотив мужского гандбола страны…

— Это и печально. Есть инфраструктура, есть ребята с отличным потенциалом. Но с ними не работают правильно. Возьмите последние результаты клуба в Лиге чемпионов. А чемпион России должен держать марку. Пока же в красивые слова упаковывают удручающие результаты. Если сам не на высоте, как можно рассуждать о той или иной стратегии подготовки?

— Тема Сергея Марка Косоротова, не откликнувшегося на вызов в сборную, закрыта?

— Сразу скажу: у меня к парню нет вопросов. Ко всем игрокам отношусь с симпатией. И на предстоящем заседании исполкома буду просить, чтобы к гандболисту не применяли никаких санкций. Потому что его вины в сложившейся ситуации нет. За всем стоит Владимир Максимов.

В октябре мы Косоротова не вызывали в связи с тем, что он был приглашен на сбор национальной команды. В декабре в Новогорске он четыре дня занимался со взрослой сборной, три — с молодежной. В январе мы поработали уже плотно, но пошли навстречу "Чеховским Медведям" и за два дня до окончания сбора отправили игрока в клуб, которому предстоял турнир.

— Когда началась эпопея с его лечением?

— К сожалению, повышенный травматизм — бич этой команды. Наименее пострадали те, кто вызывался Николаем Чигаревым реже. Некоторых, например, Владислава Коршунова, мы успели вылечить. Ему доктор прокалывал препараты за свой счет и проводил нужные процедуры. Не избежал проблем и Косоротов. Федеральное медико-биологическое агентство разрешило только январский сбор, а дальше он был должен решать проблемы со здоровьем.

Сергей сообщал мне, что лечение продвигалось, мы обратились в ФМБА с просьбой проконтролировать его состояние. Но он туда не приехал. В марте сбор был вне официальных сроков ЕГФ. Я не стал звонить Максимову, потому что его телефонные обещания часто расходились с делом. Попросил поговорить с ним своего напарника Юрия Константиновича Кидяева. Ему пообещали, что на три дня чеховские гандболисты приедут на сбор. А в федерацию пришло официальное письмо от руководства "Чеховских Медведей" с просьбой не вызывать Беляева, Каменева и Косоротова. Они, мол, готовятся к решающим играм Суперлиги, а сбор неофициальный.

— Ну а затем наступила горячая пора подготовки к чемпионату Европы?

— В июне мне позвонила мама Сергея и сказала, что на самом деле он не вылечился до конца. Клуб обещал предоставить ему препараты, но этого сделано не было. Она попросила меня не вызывать Косоротова на сбор, потому что он будет долечиваться, и сказала, что в его восстановление она вкладывает собственные средства. Наверное, после того как история стала достоянием гласности, "Чеховские Медведи" все оплатили и компенсировали.

Я сказал тогда: нет вопросов, здоровье важнее. Однако перед июльским сбором, когда мы планировали вновь писать в ФМБА запрос на обследование, Кидяев позвонил Максимову и услышал: человек болен. И стало понятно, что мы его потеряли.

Что касается фото с тренировок, то оно было не одно. До сих пор в группе чеховского клуба в одной из соцсетей лежат фотографии, где запечатлено, как Косоротов играет в гандбол и участвует в функциональных занятиях.

— Будь он в составе на чемпионате Европы, можно было бы рассчитывать на другой исход?

— Поясню на примере. MVP девичьего чемпионата мира признана Елена Михайличенко. 4,8 мяча за игру, 68 процентов реализации бросков. Без нее подопечным Любови Сидоричевой было бы намного тяжелее.

У нас же за восемь месяцев был подготовлен новый разыгрывающий Савелий Шалабанов — ведь до этого он играл на позиции полусреднего. С нуля совершил гигантский скачок Влад Татауров, который не вызывался в сборную, а в клубе играл на фланге. С Сергеем это была бы уже мощная задняя линия, которая атаковала бы с большей эффективностью.

Ведь у Косоротова год назад на чемпионате мира была статистика в 5,5 мяча за матч и 68 процентов реализации. Его отсутствие стало для сборной ударом под дых.

Знаю одно: он хотел поехать в сборную и был к этому готов. Что бы сейчас ни заставили его говорить в клубе. Но повторю: Сергея ни в чем не виню. Пусть это останется на совести Максимова.

Количество чеховцев в сборной и впрямь увеличилось после товарищеского матча с ними?

— Как тренер "молодежки" я равноудален от всех клубов. Работаю в интересах игроков и российского гандбола. В октябре на сборе были пять гандболистов Чехова, в декабре — столько же, в январе — четыре, в марте и июне — пять. А на чемпионат поехали четверо. Отпустили бы Косоротова, была бы пятерка, как и на чемпионате мира в Алжире у сборной предыдущего возраста.

— Из нее, по словам Максимова, в национальную команду попал только один Дмитрий Санталов.

— Не только. Сейчас во взрослой сборной играет Максим Михалин. Он никому не был нужен. Мы взяли его за полгода до того турнира, подготовили. И сейчас Максим продолжает развиваться. Не сомневаюсь, впоследствии в сборную России добавятся не менее талантливый Саша Синицын, новоиспеченный спартаковец Михаил Виноградов, чеховец Тимофей Масленников. Из лидеров по состоянию здоровья отчасти выпал только Руслан Дашко, который уже играл на взрослом чемпионате Европы.

Сколько человек из вашей нынешней молодежной сборной видите в перспективе в национальной?

Пять-шесть. Даже не сомневайтесь. В этих ребятах я уверен, они поставлены на верные рельсы.

— У нас ведь молоды не только игроки, но и тренеры...

— Это тоже важно. Те наставники, которые сейчас добиваются успеха с младшими сборными Франции и Испании, работают уже добрый десяток лет. С командами Альберто Суареса, Исидоро Мартинеса, Филиппа Шлаттера я в бытность тренером иранской сборной пересекался еще в 2009 году. И тогда они даже в полуфинал не попали. Испанская "молодежка" Мартинеса проиграла сборной Ирана один мяч и заняла лишь восьмое место. Испанцы до сих пор это помнят. Но ведь не разогнали тот штаб, федерация проявила терпение. Потому что там были уверены: с командой работает высококлассный специалист. И в дальнейшем он это доказал.

На пресс-конференции прошлись не только по вам…

— Сергея Кленова, который работает с юношеской сборной первый год, обвинили, что он был слишком смелым в мечтах. А молодой тренер должен мечтать и дерзать. Он совершенно правильно все делал. И я уверен, что при переходе на молодежный уровень в этой команде не будет поломана половина состава, с чем пришлось столкнуться мне. Это очень важно. Но у нас ведь какой основной критерий успешности?

— Титулы и пьедесталы.

— Именно. И наверняка на ближайшем заседании исполкома начнутся полоскания: он не то подумал, не то сделал. Уверен, федерации нельзя разбрасываться перспективными тренерами. Во втором матче турнира Кленов столкнулся с испанской высокой обороной, переходящей в 3-3. Я читал его слова после игры: он правильно оценил замысел испанцев — отрезать нашу заднюю линию от передней. Теперь Сергей Александрович знает, как это происходит, что нужно предпринять, чтобы с этим бороться. Он готов реализовать накопленный опыт на следующих соревнованиях.

А у нас скажут: ничего не добился, хотел соперников шапками закидать, надо его снимать. Тренер воспринимается как чернорабочий. Захотели — назначили, захотели — убрали. И через два года на молодежном чемпионате Европы уже другой тренер впервые столкнется в важном матче с новой схемой защиты. И его точно так же затем могут освободить, назначат нового.

— Мы поговорили обо всех критериях оценки?

— Есть еще отношение к тренеру игроков. Кстати, за границей это один из основных показателей. Там прямым текстом спрашивают спортсменов: вы чувствуете, что растете с этим наставником? До меня дошло очень много теплых слов от ребят, от их родителей и учителей. Недавно звонил тренер из Челябинска, горячо убеждал не уходить.

Это была одна из самых тяжелых работ в моей жизни. Сложно работать с парнями, которые хотят побеждать, бьются изо всех сил, но уже имеют объективные физические ограничения из-за неправильной подготовки с предыдущим тренером.

Среди условий хорошего выступления есть два фактора: функциональное состояние и успешный опыт. А получилось, что у игроков, накопивших положительный опыт участия в международных турнирах, нет здоровья, позволяющего выйти на нужный уровень. А у кого порядок с физикой, нет опыта. Мне не стыдно ни за один день, проведенный с командой. Обидно только за результат.

— Допускаете, что вам предложат продолжить работу в России?

— Судя по звонку от члена исполкома в минувший четверг, это мне не грозит. Меня попросили написать заявление об уходе по собственному желанию. Но делать этого я не буду. Раз уж кем-то принято решение меня снять, пусть оно будет оглашено именно так — в рамках исполкома 7 сентября.

Потому что знаю, как часто бывает. Напишу заявление, и получится, что покинул российский гандбол в самый сложный период. У меня есть предложения из-за рубежа. Но приоритет всегда отдаю родине. Не хочу выглядеть командиром, который завел отряд в дебри и бросил на произвол судьбы. Потом увидят меня во главе сборной другой страны и скажут: вот он, предатель. Нет, так не пойдет!

Я должен из официального решения исполкома точно знать, что российскому гандболу не нужен. И тогда буду иметь моральное право рассматривать зарубежные варианты. А пока что своих ребят бросать не собираюсь.

Козлов

Фото: rushandball.ru.