3 мин.

Музыка в художественной гимнастике: от Бетховена до Бритни (но лучше без Бритни)

Сборная Великобритании на чемпионате Европы по художественной гимнастике. Фото из архива автора

Всем привет. Меня зовут Мария Столбова, я чемпионка мира и Европы по художественной гимнастике в составе сборной России, а сейчас главный тренер в основанном мною клубе, живу и работаю в Лондоне. Это мой новый пост в блоге «Записки закрученной ленточки».

 Если вы думаете, что гимнастка выходит на ковер под музыку, которую любит, вы глубоко ошибаетесь. Ещё каких-то пару десятков лет назад вариантов вообще не было – только фортепиано, потом разрешили фонограммы, но исключительно инструментальные – видимо, считалось, что человеческий голос может свести судей с ума. Затем голос вроде бы позволили, но без слов (потому что слова – это уже слишком). А потом разрешили и песни! Но только одну на весь соревновательный цикл, а то вдруг спортсменки распоются.

 Теперь же полная свобода: хочешь – танго, хочешь – рок, хочешь – отрывок из оперы. Главное, чтобы гимнастка могла выразить под это себя, свои чувства. Формально ограничений почти нет, но есть один нюанс: включать в композицию лай собак, вой сирены или рев двигателя и прочие немузыкальные звуки – нельзя. У нас художественная гимнастика, а не звуковой эффект из боевика! Правда, если очень хочется, можно – просто снимут баллы.

Музыка – дело серьезное, и просто скачать трек с iTunes тут не выйдет. Заказывают сопровождение у музыкальных продюсеров, которые тщательно режут композицию, подбирают динамику: вначале быстро, потом медленно, потом снова быстро – классическая схема «качелей». Все удовольствие – 15 000 рублей за минуту. Так что на вопрос «почему художественная гимнастика такой дорогой спорт?» можно просто включить калькулятор.

 Когда я была спортсменкой, мне выбора не давали. В Перми стабильно доставались быстрые, бодрые мелодии – судя по всему, тренеры смотрели на меня и думали: «Ну, тут все понятно, пусть скачет». В Москве вдруг решили, что мне, как высокой спортсменке, подойдут медленные, трагические произведения, желательно с нотками страдания. Так в моем репертуаре появились Рахманинов и «Лунная соната» Бетховена. Причем с последней у меня категорически не сложилось. Тренеры, видимо, считали, что я должна передавать ее глубину, печаль и драматизм, а я просто страдала по-настоящему. Но спорить с тренерами было не принято, так что пришлось изображать страдания в два слоя.

Сейчас гимнастки хотя бы могут обсудить с тренером музыкальный материал. Им даже объясняют, что это за композиция, из какого фильма, что нужно выразить – словом, дают шанс понять, что они вообще исполняют.

Еще один хитрый момент – музыку иногда подбирают под страну, где проходят соревнования. Например, на Олимпиаде в Рио-2016 наша сборная выбрала самбу – и зал был в восторге! А вот на чемпионате мира в США одна европейская сборная зачем-то выступала под «Калинку-малинку». Наш тренер была в шоке: «Они вообще понимают, куда приехали? Это же уже пережевано миллион раз!» В итоге команда в призеры не попала, что неудивительно: если бы в России кто-то выступил под кантри, реакция была бы примерно такой же.

А теперь немного о личном: моя дочь – член сборной Великобритании.

Мария Столбова и ее дочь Ева. Фото из архива автора

Ей для групповых упражнений выбрали «Умирающего лебедя» из «Лебединого озера» и музыку из «Джеймса Бонда». Напоминаю, девочке 14 лет. Драматизм «Лебединого озера» она,  конечно, прочувствовала… примерно так же, как 14-летние дети чувствуют тонкости налогообложения. А музыка из «Бонда» – это просто гимнастический эквивалент фразы «давайте возьмем что-то популярное». Я промолчала, но дочери сказала: «Девочки, готовьтесь, по артистике у вас будет… ну, не очень».

Так что выбор музыки – дело тонкое. Надо учитывать вкус гимнастки, судей, публики и не забывать про геополитику. И да, если вдруг кто-то все-таки решит выступить под Бритни Спирс… ну, держитесь.