Одни числом, другие — умением. У кого в РФПЛ стопперы надежнее?
Подводя итоги первого отрезка чемпионата России, Sportbox.ru решил сравнить основные линии клубов РФПЛ. Наш эксперт начал «от печки» и разобрал центр обороны нескольких команд.
ЦСКА
У красно-синих оборонительная структура сложилась давно — как в кадровом, так и в игровом плане. Буквально сросшиеся за долгие годы совместных выступлений футболисты составляют держащую ось, вокруг которой, собственно, все в тылах и вращается.
Можно ли, например, представить оборону армейцев без Игнашевича? Вопрос риторический. Армейский «дядька» даже не столп, как принято говорить о защитниках, вокруг которых строится благополучие любой команды. Он — ее сердце, определяющее не только игровой ритм, но и психологическое самочувствие. Без четкого подсказа и грамотной страховки Сергея его напарники обычно теряют уверенность, что закономерно: исправлять ошибки некому, а сыграть без просчетов братьям Березуцким, попеременно составляющим Игнашевичу компанию, удается далеко не всегда.
На первом отрезке чемпионата, случалось, «железная» связка давала слабину. Коллеги в целом ряде матчей заигрывались по мячу, теряли в штрафной подопечных, где-то не добегали, в каких-то эпизодах недорабатывали, и Акинфееву «с легкой руки» старинных друзей и партнеров приходилось проделывать крайне неприятную для вратарей процедуру. Однако чего не отнимешь у ветеранов, так это умения в критические моменты собираться. Оно и позволяло им выходить на штатный режим.
«Локомотив»
Игорь Черевченко — сам в прошлом защитник, потому и сумел за короткое время поставить игру обороны, что далеко не всегда удается многим более опытным коллегам. Взять хотя бы тандем Чорлука — Пейчинович, который перекрывал центральную зону в дебюте чемпионата. Фактурные ребята были подогнаны специалистом друг к другу настолько плотно, что шансы соперников отыскать в их построениях зазор сводились к минимуму.
Оба демонстрировали позиционную грамотность, и каждый проявлял готовность прийти на помощь напарнику. Один ведет борьбу, другой караулит отскок у него за спиной — этот неписаный футбольный закон выполнялся неукоснительно. Даже при синхронных выходах к центру при создании искусственных офсайдов тот и другой держали в уме вероятность ошибки партнера и были всегда готовы ее исправить.
Система начала давать сбои лишь после того, как в силу разных причин ее залихорадило в кадровом отношении. Кому только не пришлось контролировать ключевой участок. Михалик, Дюрица, Логашов, Шишкин… Ну, а кадровая чехарда никому еще пользы не приносила.
«Спартак»
В отличие от главного тренера «Локо» Дмитрий Аленичев был вынужден искать оптимальное сочетание стопперов из-за их нестабильности. Обнадежившая поначалу связка Боккетти-Таскив какой-то момент, видимо, перестала внушать наставнику доверие, и он начал дополнять ее то Гранатом, то Кутеповым. Но и игра в три центральных защитника не принесла команде ожидавшихся дивидендов.
Провалов на ключевом участке меньше не стало, поскольку игроки, его закрывавшие, были вынуждены действовать по всей ширине газона, что приводило к гигантским разрывам между ними, и соперники не упускали возможности воспользоваться образовавшимися коридорами. Красно-белые, правда, пропустили столько же голов, что и железнодорожники, но утверждать, что Аленичев снял проблемы, с которыми не удалось справиться его предшественникам, я бы не рискнул. Команда в обороне по-прежнему непредсказуема. Когда дружно бежит — недочеты не столь заметны. Если же перекладывает заботы о неприкосновенности собственных ворот исключительно на плечи защитников — пробелы режут глаза.
«Зенит»
Питерский клуб довольно долго испытывал сзади серьезные трудности. Защитникам не хватало сыгранности: очень уж по-разному трактовали они атакующие комбинации соперника, что не способствовало принятию адекватных решений. Но все преобразилось с приходом Гарая. Уже первые матчи убедили: аргентинец пришелся ко двору. Прекрасно обученный, обладающий отменными физическими качествами и характером лидера, он уверенно взаимодействовал с окружением, грамотно выбирал позицию, страховал крайних защитников, подключался к атакам.
Его появление благоприятно сказалось и на Ломбертсе, который ранее нередко заигрывался по мячу, располагался на одной линии даже с превосходящими его в скорости оппонентами, в результате чего последние нет-нет да и оказывались у него за спиной. Плюс в отборе бельгиец выглядел неважно. Но стоило легионерам сработаться, как они образовали прочную связку.
Нету, которым питерский наставник эпизодически латал прорехи, возникавшие в силу объективных причин, выглядел в зоне центрального хуже бельгийца, хотя в индивидуальном плане тоже смотрелся неплохо. С поднадзорными действовал плотно, редко терял их на ближних подступах к воротам, на дальних же рубежах старался накрывать в момент приема мяча. Пожалуй, единственное, что мешало португальцу — резкость и опрометчивость, с которыми он шел в отбор.
«Ростов»
Курбан Бердыев лишний раз подтвердил и без того незыблемый тезис о том, что надежную оборону можно выстроить из защитников далеко не звездного уровня. Надо лишь грамотно их расположить, учитывая достоинства и недостатки каждого, приучить к игровой дисциплине, заставить помнить о взаимовыручке, что в полной мере удалось специалисту, всегда отличавшемуся здоровым прагматизмом.
Привыкший «по одежке протягивать ножки», он и на этот раз не стал изобретать велосипед: отрядил в центральную зону дополнительного игрока с прочными навыками стоппера, чем значительно усложнил жизнь форвардам и хавбекам соперника.
Навас, Новосельцев, Маргасов, Баштуш — эти футболисты в различных сочетаниях составляли ключевое трио, и система работала, поскольку оборонительные функции не снимались и с крайних защитников.
Юрий Иванов