11 мин.

«На меня вся эта вакханалия никак не влияет». Александр Неценко отвечает Sports.ru

После матча Голландия – Мексика Sports.ru резко раскритиковал Александра Неценко за необычный репортаж. Корреспондент еженедельника «Футбол» встретился с комментатором и поговорил с ним о случившемся инциденте, профессии и бразильском колорите Кубка мира. 

– Авторы Sports.ru выпустили материал, в котором раскритиковали вашу манеру комментирования матчей, процитировав отдельные фразы из эфира игры Голландия – Мексика. Как вы к этому  отнеслись?

– Спасибо за пиар! Мне это сыграло только в плюс, потому что любому комментатору нужно быть узнаваемым. Подобную акцию я воспринимаю спокойно, даже несмотря на ее откровенную предвзятость. Я не могу относиться всерьез к субъективной точке зрения двух людей, которые не имеют никакого представления о профессии комментатора. Подобных цитат, вырванных из контекста, можно надербанить в каждом третьем репортаже на любом канале. Но здесь решили прицепиться к моему, навесив на него еще и отрицательный ярлык без объяснения причин. Просто потому, что им так захотелось. Это я и называю предвзятостью. В данном случае вижу отсутствие элементарной корпоративной этики и желание каким-то образом выразить свой негатив по отношению лично ко мне.  

После эфира у меня в твиттере была масса позитивных откликов. Еще после первого тайма игры там же меня похвалил один из известных коллег, работающий на параллельном спортивном канале. Но для того, чтобы получить кликабельность материала, такие мелочи отслеживать ведь необязательно, верно? Главное – безапелляционно заявить, что все плохо, чтобы публика, даже не смотревшая матч, бурно реагировала. На меня вся эта вакханалия никак не влияет, потому что я не удивлен появлению чего-то подобного на Sports.ru. Там уже давно движутся в направлении сбора кликов. И неважно, каким способом. Вот, к примеру, апрельская история с закрытием конференции Юрия Розанова на портале. Там опубликовали непроверенную информацию о его будущем месте работы, даже не удосужившись позвонить и проверить. Зачем? Главное – поставить свой диагноз. Опрос «Кто худший комментатор» – из то же оперы. Не зря же мой коллега Констатин Генич так бурно реагировал на формулировку вопроса для голосования. Уверен, что ради комментариев пользователей и дальше будет происходить нечто подобное. Может быть, и на мой счет тоже. Но это уже будет говорить не обо мне, а о том, кто этим и дальше будет заниматься. Тратить на это время мне некогда.  

 «Роббен походит на японский экспресс «Синкасэн». Главное  шпалы он прокладывает перед собой сам»... Вы заранее заготавливаете «горячие» фразы про отдельных футболистов или это приходит на эмоциях?

– Люди, которые знают меня лично, радуются моей вовлеченности в любой футбольный матч, на котором я работаю. Я в большей степени импровизирую, нечасто готовлю что-то заранее, ведь если игра увлекает и ты ее ловишь, то у тебя это выходит органично и ненадуманно. В том эфире мое состояние было таким же. Игра была фантастической. Как на это реагировали – опять же вопрос не ко мне, потому что любая реакция на комментатора – это чистой воды вкусовщина: понравилось – не понравилось. Игроков я не путал, другими именами их не называл. Но глупо что-то доказывать тем, кому не понравилось и они уже давно для себя все решили. Мне нужно двигаться дальше и работать для тех, кому нравится.

Александр Неценко на комментаторской позиции в городе Форталеза

 В каких городах вы побывали в Бразилии? И чемпионат мира за пределами стадионов  это действительно так страшно?

– Я был в двух городах – Форталезе и Натале. Оба – на северо-востоке Бразилии. Из-за сложностей передвижения по стране, поскольку железнодорожное сообщение там отсутствует, все передвигаются самолетами. В Бразилии меня удивило наличие воздушных маршруток. Летишь, к примеру, через половину страны и каждый час приземляешься в крупных городах. Кто-то выходит, кто-то заходит, как в рейсовом автобусе. Мне так летать не приходилось, но коллеги были впечатлены.   У меня было четыре матча в Форталезе и два в Натале. Оба города находятся на берегу Атлантического океана. Очень жарко. В Форталезе всегда 30 градусов, в Натале – чуть поменьше. Так как город находится на дюнах, и там часто идут дожди, случаются постоянные оползни, иногда перекрывающие дороги. Бывают ситуации, когда смывает фавелы. Полиция хочет навести в этих местах порядок, но сделать это сложно, потому что жители не горят желанием сотрудничать с правоохранительными органами и менять образ жизни.  

Лично я не сталкивался с преступностью, хотя напряжение чувствовалось, но напряжение и в Москве есть, и в любом другом городе. Если зазеваешься, то рискуешь оказаться жертвой мошенников или воров. Слышал из первых уст случаи о том, что людей обкрадывали. Брали и технику, и часы, вымогали деньги с успехом. Я с этим не сталкивался, потому что не искал себе приключений. Условно говоря, если ты отправляешься в три часа ночи гулять по побережью, то ты эти приключения себе, скорее всего, найдешь. Но на оживленных улицах на расстоянии 300-500 метров друг от друга дежурят наряды полиции и военные.   Честно говоря, когда началась вся эта истерия в средствах массовой информации по поводу того, что в Бразилии плохо, там обязательно ограбят, убьют, то я этому не верил. Я был в ЮАР четыре года назад, а в ноябре прошлого года ездил в Боливию и Перу. Проехал обе страны и могу сказать: уровень преступности там не меньше, чем в Бразилии. Поэтому я знал, что такое Южная Америка, и прекрасно представлял, что там можно делать, а что нельзя. Идти на поводу у СМИ смысла никакого нет, всегда надо делать выводы только по тому, что видишь своими глазами.  

 Как вам организация чемпионата мира?

– Уровень организации футбольных матчей и всего футбольного процесса в Бразилии был на очень высоком уровне. Что касается логистики, моментов, связанных с передвижением журналистов, с организацией болельщицкого потока, может быть, какие-то сложности и были, но они не выглядели критичными. Что касается футболистов и тренеров, то организаторы сделали все, чтобы они чувствовали себя комфортно. И я могу сказать, что Бразилия в этом смысле приятно удивила.   По общению с местными журналистами мне удалось узнать, что за три недели до начала чемпионата мира арена в Форталезе вообще не была готова к приему матчей. Но приехав туда за несколько дней до первой игры, я видел только косметическую работу. Расставлялись барьеры для микст-зоны, наносилась разметка на поле, а все остальное было готово, и поляна была шикарного уровня.

 Какая сборная разочаровала вас по ходу турнира?

– Сборная России меня разочаровала визуально и результатом, но, как я уже говорил, я был к этому готов. В остальном не стал бы никого выделять, потому что разочарование может быть от тех, от кого чего-то ждешь. Я ни от кого ничего не ждал, а просто смотрел футбол. Даже ранний вылет Италии и Англии глубокого рубца на сердце у меня не оставил. Считаю, что у Англии хорошие перспективы, идет смена поколений. А сборная Италии прошла четыре года с Чезаре Пранделли, хороший цикл, но на чемпионате мира мы увидели, что у этой команды, кроме Пирло, откровенно говоря, некому вести игру. Ставка на Балотелли не оправдала себя, потому что он по-прежнему является великолепным футболистом, но большим оболтусом.  

 Вы когда-нибудь вернетесь в Бразилию туристом?

– Да, я бы с удовольствием снова поехал в Бразилию. Всем советую. Конечно, необходимо соблюдать меры предосторожности, но не читать страшилок в СМИ. Еще раз повторюсь: в любой сфере нужно делать выводы на основе собственного опыта. Посетить Бразилию, как и всю Южную Америку, нужно обязательно. Это совершенно другие культура и мир, и самое главное – что любые путешествия очень сильно расширяют кругозор.   Я желаю всем людям, которые не избалованны туристическими поездками, скопить денег и поехать в Бразилию. Но надо помнить, что она очень разная. В 2016 году ожидается Олимпиада в Рио-де Жанейро, соответственно, всех призываю совместить полезное с приятным: поболеть за наших спортсменов и поехать в Рио. Это будет очень хорошим опытом.

Александр Неценко с болельщиками сборной Мексики

 Каковы причины провального выступления сборной России?

– Никакого провала у сборной России не случилось. Она сыграла ровно в тот футбол, который показывала на протяжении всего отборочного цикла и в товарищеских матчах. К сожалению, наша сборная в каждом из матчей под руководством Фабио Капелло не показывает зрелищного футбола и делает ставку, условно говоря, на реализацию трех-пяти голевых моментов. К сожалению, с травмой Романа Широкова мы этих моментов получили в каждом матче от силы два-три, и вопрос был в том, реализуем мы что-то или нет. Соответственно, где мы реализовывали, там были шансы на очки.   Мы сыграли на своем уровне. Другого у нас нет. Ждать сюрпризов от сборной, которая не показывает конфетной игры на протяжении отборочного цикла, по меньшей мере безумство. Увы, нашего уровня оказалось недостаточно, чтобы показать не только должный результат, но и яркую, зрелищную игру. Мы отсиживались в окопах, но, к сожалению, это футбол, который ставит Фабио Капелло всегда. Он и в клубах так работал. Нам с этим жить дальше. Мы увидели тот футбол, в который, скорее всего, будет играть сборная до чемпионата мира 2018 года.  

 В составе российской сборной есть футболисты, способные заиграть на высоком европейском уровне?

– Потенциально – да, на данный момент – нет. О чем тут говорить, если в составе нашей сборной были лучшими два центральных защитника: Василий Березуцкий и Сергей Игнашевич. Люди, которые уже все всем доказали. По-моему, это единственные два человека, к которым невозможно предъявить претензии по этому турниру. Все остальные ребята должны понять, что, если они хотят показывать хороший футбол на таких турнирах, как чемпионат мира и чемпионат Европы, даже несмотря на то что число финалистов будущего Евро расширится, они должны думать, куда двигаться дальше.   Хотят ли они в теплом месте получать много денег и из-за лимита на легионеров играть в основном составе постоянно – это их выбор. Я нисколько их за это не собираюсь корить или обвинять. У каждого человека в этой жизни должен быть выбор. Либо он двигается дальше и ставит для себя новые цели и пытается их покорить, либо он довольствуется тем, что у него есть. Другое дело, что мы как болельщики, журналисты, специалисты, глядя на все это на чемпионате мира, должны понимать, на что потенциально наша сборная способна. Этот чемпионат мира показал, что мы очень далеки от футбольной элиты.  

 Лимит на легионеров  это зло для российского футбола? Нужно его отменить или, может быть, как-нибудь видоизменить?

– Лимит на легионеров – это тема, на которой спекулируют абсолютно все. Когда журналистам не о чем писать, они выбирают тему «лимит на легионеров». Вопрос не в этом. Вопрос в том, куда мы двигаемся дальше. Вопрос в том, каким образом мы должны сделать так, чтобы в нашей стране был выбор не из 64 человек у Фабио Капелло, с которыми ему приходится мириться и с которыми ему приходится жить. Мы должны думать не о лимите на легионеров, а о том, как будем растить свои родные кадры, как мы будем улучшать уровень детского футбола, каким образом повышать качество тренерского состава, который, в том числе, работает с подрастающим поколением, и каким образом мы будем выстраивать правильную футбольную среду в нашей стране.  

К сожалению, чемпионат России в нынешнем виде не имеет четко выстроенной соревновательной среды. Я говорю о гладком, без больших перерывов календаре, который не пинается Фабио Капелло и футбольными клубами, когда им это выгодно. К сожалению, в нашей стране мы не имеем чемпионата, в котором командам приходится хотя бы половину матчей проводить на очень высоком уровне интенсивности. Из-за этого мы видим, что в матче со сборной Бельгии, к примеру, Алексей Козлов к 60-й минуте уже не может идти, потому что у него сводит обе ноги. Мы получаем игроков, которые не всегда готовы поддерживать уровень интенсивности матчей чемпионат мира. Я еще раз повторюсь, что ни в чем не обвиняю сборную России. Она сыграла на том уровне, на который способна в данный момент. Но нужно прекрасно понимать, что этот уровень по сравнению с остальными сборными на чемпионате мира оказался неспособным принести нам путевку в плей-офф и очень невыгодно смотрелся визуально.

***

 Как вы готовились к чемпионату мира?

– Я заранее знал матчи, которые мне предстоит комментировать. В первую очередь мне помог админ одного из торрентов, выкладывавший по моей просьбе те матчи сборных, которые мне были необходимы. Я просматривал по две-три официальные игры нужных сборных, черпал информацию из интернета по подготовке команд, изучал профайлы игроков. По командам вроде Уругвая мне было проще, потому что за сборной Уругвая слежу внимательно очень давно.  

 Поддерживаете уругвайскую команду?

– Симпатии и боление – это разные вещи. Просто за этой сборной я наблюдаю более пристально. А вот матчи африканских команд приходилось просматривать более внимательно. Так же пристально анализировал матчи Коста-Рики, чтобы понять, в какой футбол команда играет, кто какие роли исполняет, потому что встречу с ее участием мне предстояло комментировать первой.  

 Расскажите про свой распорядок дня в Бразилии.

– В отличие от Олимпийских игр, где мне доводилось бывать четыре раза, начиная с Пекина, на чемпионате мира был менее насыщенный график. У меня было запланировано шесть матчей. Понятно, что было немало свободного времени. Поэтому я спокойно смотрел матчи, писал для еженедельника «Футбол».  

 Значит, вам спокойно удается совмещать работу пишущего журналиста и комментатора?

– У меня еще большой фронт работы на радио «Маяк» и «Вести ФМ». Я спокойно совмещаю, хотя мне иногда не хватает времени на что-то еще, потому что такой график не предполагает выходных. Но я не жалуюсь. Это мой выбор.

Текст: Александр Плеханов

Интервью, репортажи, аналитика, рейтинги и фотогалереи – на официальном сайте еженедельника «Футбол». www.ftbl.ru