Россия – Алжир. 3 тактических вывода
Переход России на 4-4-2 (4-4-1-1)
Фабио Капелло внес всего одно изменение в состав в сравнении с матчем против Бельгии – вместо Максима Канунникова появился Александр Кержаков. Сразу после объявления составов могло возникнуть ощущение, что Россия собирается играть по привычной для себя схеме 4-5-1 с Александром Кокориным на левом фланге полузащиты, а Кержаковым – в нападении. На деле же российская схема была явно более похожа на 4-4-1-1, а Кокорин в действовал в центре под Кержаковым:

Быстрый гол россиян случился благодаря атаке через левый фланг (в момент, когда игравший в этой зоне Софиан Фегули получал помощь, а Алжир действовал в меньшинстве), тем не менее, изменение формации также сыграло в нем существенную роль. Во-первых, с двумя игроками в штрафной соперника основное атакующие оружие России на этом ЧМ – навесы – по определению чуточку эффективней. Во-вторых, определенную неразбериху у алжирцев вызывало решение использовать Кокорина не в связке с Кержаковым, а под ним: как минимум, на первых минутах они не могли разобраться кто – опорник Карл Меджани или кто-то из центрдефов – должен держать его в эпизодах, подобных голевому.
Но Россия получила не только чуть больше непредсказуемости и эффективности в атаке, но и некоторые новые проблемы при обороне. Переход на 4-4-2 означал, что у России больше нет настолько же чистого игрока опорной зоны, как в первых двух матчах. Как следствие, игравший на позиции 10-го номера Ясин Браими получал чрезмерно много свободного пространства. Проблема бросалась в глаза на протяжении всего тайма, но один из эпизодов получился пугающе ярким в этом отношении:

В случае, если бы Россия использовала свои привычные 4-5-1, его прямым оппонентом был бы Денис Глушаков и подобная проблема не должна была возникать. В новом же варианте распределения обязанностей в центре поля с ним должны были поочередно действовать Глушаков и Файзулин, на деле же они не справлялись с его умным движением.
Российская оборона стала играть глубже после перерыва
В перерыве Капелло предпринял достойную попытку решить проблему Браими. Он выпустил тактически более грамотного Игоря Денисова вместо Глушакова в опорную зону и велел команде действовать глубже. С тактической точки зрения в этом определенно был смысл – когда команда обороняется глубоко и не прессингует, намного меньше риск возникновения пространства меж линиями обороны и полузащиты, которое так старательно эксплуатировал Браими в первом тайме. Его влияние на игру действительно удалось минимизировать:

Вот только более глубокая оборона принесла новую беду – сборная России стала чаще фолить. Нарушив правила всего 5 раз за первый тайм (ни разу в опасной зоне), они сфолили столько же за первые 15 минут второй половины (3 раза в опасной зоне):

При прочих равных этот риск можно было назвать разумным, а ход Капелло верным, но на практике это косвенным образом поспособствовало ответному голу Алжира.
Идеальная концовка в исполнении Алжира
Крайне иронично, что Кот-д’Ивуару – сборной, которая 4 года назад уволила главного тренера Алжира Вахида Халилходжича – на днях для выхода в плей-офф не хватило именно тех качеств, которые в концовке этой встречи продемонстрировали алжирцы. С 71-й минуты, на которой Халилходжич укрепил опорную зону Хассаном Йебда, и до финального свистка Россия не нанесла ни одного удара в сторону ворот Раиса Мболи:

Даже больше этой и последующих замен впечатляла тактическая выучка и спокойствие алжирцев в данной ситуации. Главным инструментом попыток создания остроты в исполнении россиян в этот отрезок предсказуемо стали навесы, которые оказались ожидаемо неэффективны.
Другие тактические обзоры ЧМ-2014:











Выскажу, наверно, общее мнение - если играешь навесами, то бери форварда играющего
головой(см. Дзюба).
Ну и спасибо за материал автору.
....
О! Бери выше.
У него такая тонкая душевная организация, что мало не только выходить на замену за 15 минут до конца, во втором тайме, играть все матчи финала, все матчи отбора без замен!
Нужно было всю карьеру с 15 лет быть незаменяемым, в независимости от игры. Вот тогда бы он обрёл полное душевное спокойствие.
В составе явно не хватало роста, и гол алжирцев это подтвердил. Не было вариативности в нападении и не хватало надежности на флангах защиты.
Достаточно было взять в команду вместо балласта таких игроков как А.Березуцкий и Анюков в защиту, Быстрова и Дзюбу в нападение. Справа было бы намного надежнее благодаря опыту Анюкова, а А.Березуцкого надо было ставить на левый фланг и Комбарова пердвинуть в полузащиту. Тогда и при стандартах было бы трое высоких защитников, и Комбаров сохранял бы больше сил для атакующих действий. Справа не хватало скорости Самедову. Было бы правильнее наигрывать там Быстрова. Тем более, что с Анюковым они сыграны.
Из троицы Капеллы: Глушаков - Файзулин - Шатов, только кто-то один должен был играть в старте, скорее всего Файзулин. И Дзагоева маринуя на лавке и выпуская в концовке тушить пожар - это самая тупая идея Капеллы.
Таким образом, состав мог быть таким:
Акинфеев - Анюков, В.Березуцкий, Игнашевич, А.Березуцкий - Быстров, Денисов, Дзагоев, Файзулин, Комбаров - Кокорин.
первый на замену Кержаков либо вместо А.Березуцкого, если мы уступаем в счете, либо вместо Кокорина, если в счете ведем.
Далеко не факт, что результат был бы другим.
Куда всё делось через 20 минут? Неужели у сборной плохая физика? Или сказалась жара? Я понимаю, что Капелло в перерыве мог сказать: "Играем на оборону, запрещается делать передачи вперёд, перед тем, как избавиться от мяча, остановись и подумай". Но ведь игра начала пропадать ещё в середине первого тайма!
Неужели наши просто не выдерживали больше 20 минут?! Или первые 20 минут игры были эмоциональным всплеском? Или наши решиили: "Терять нечего, надо атаковать!", а после забитого гола терять уже было что?
1) Причем мяча - в 50 проц. мяч подлетал на полметра, или вообще отлетал в сторону. У Алжира такого не было.
2) Отвратительные пасы. Или мимо, или ужасный прием.
3) Очень медленная игра. Просто ходьба с мячом. Именно поэтому было очень мало острых моментов.
А это все азы футбола. Приему и пасам учат детей.
Так-как все футбольные чиновники уже дружно успокоились, надежда только на одного человека (думаю понятно на какого). Необходимо волевой и могущественной рукой разогнать этот бардак. И все это немерянное бабло нужно вкладывать в детей (юношей), в школы, в стадионы, в нашу тренерскую школу.
Кокорину в этой расстановке отводилась роль разводящего атаки, дирижера - а он мяч раза три принял, наверное. Шатов и Самедов должны были получать мяч на пустых пространствах на фланге - а в лучшем случаее получали у линии центра поля и леса защитников впереди - из-за пустоты в поле и отсутствия этого самого дирижера, который бы на себя стягивал опорников.
Ну и отвратительная игра при стандартных положениях. Коротышка Комбаров вечно оставался против самых высокорослых алжирцев. Такое ощущение что стандарты Алжира (их главное оружие) мы не разбирали вообще.