15 мин.

Автобиография Денниса Бергкампа. Глава 18: «Тот самый гол»

Иан Райт: «Приём! Разворот! Этот гол нужно пустить в замедленной съёмке, наложить классическую музыку и выставить в музее. Да! Нужно показать людям, что это — самая настоящая поэзия в движении».

Тьерри Анри: «Ты говоришь о великом голе, который невозможно оценить по достоинству, просто обсуждая его. Его нужно видеть».

Двое самых продуктивных нападающих в истории «Арсенала» говорят о мяче, который болельщики считают лучшим голом клуба, что был забит в матче против «Ньюкасла» в марте 2002-го. Вот как всё было: Деннис получает пас низом, стоя спиной к воротам, словно по волшебству, делает оборот и разбирается с Никосом Дабизасом, подбрасывая мяч вправо и одновременно поворачиваясь влево, и оказывается прямо перед воротами лицом к лицу с набегающим Шеем Гивеном уже с мячом и отправляет его в сетку. Когда «Арсенал» решил выполнить в честь Денниса бронзовую статую на «Эмирейтс», они надеялись запечатлеть как раз этот момент. К сожалению, сделать это оказалось невозможно технически. Как говорит режиссёр Пол Тикелл: «Чтобы создать скульптуру этого гола, нужно воскресить Боччони [Умберто Боччони — итальянский художник и скульптор, прим. пер.]».

«Тот гол в Ньюкасле — гениальный, так что люди часто задаются вопросами по его поводу, — говорит Иан Райт. — Но я видел, как на тренировках Деннис проделывал нечто подобное, и когда люди спрашивают о том, хотел ли он всё сделать так, как у него вышло, я отвечаю: "Конечно, б*я, хотел!". Деннис — архитектор, так что, думаю, он всё расчертил, измерил и построил за одну секунду. А если кто-то говорит: "Но он же не мог сделать это намеренно", я отвечаю: "Это не имеет значения, потому что скорость его мысли была такой, что он мог мгновенно всё скорректировать и с честью выйти из ситуации».

Тьерри Анри упрекает сомневающихся в несколько иной манере. «Когда люди задают мне вопрос об этом голе, я просто отвечаю: "Деннис Бергкамп". Они: "Да, но он всё так и задумывал?", а я снова говорю: "Деннис Бергкамп". Вот мой ответ. Я не принимал участия в том матче, смотрел его дома по телевизору. И когда я увидел гол, моей первой реакцией было: "Что!?" Но в истории футбола есть такие игроки. Кантона был Кантона, а Зизу — Зизу, Марадона был Марадоной. Не нужно комментировать всё подряд, иногда нужно просто видеть. Только Деннис может рассказать о своём голе, и я поверю его словам. Большинство своих голов он придумывал ещё до того, как получал мяч. В этом весь Деннис Бергкамп».

***

Но как Деннис делал это? И почему люди до сих пор задаются вопросом, задумывал ли он своё произведение искусства?

Деннис: «Странный вопрос. Что они имеют в виду, спрашивая, задумал ли я гол заранее или нет? Какую именно его часть я не придумал? Думаю ли я: "Я сделаю так, повернусь так, а потом прорвусь вот так?" Конечно же, нет. Ситуация создаёт движение. Несколько лет назад я спрашивал себя: "Как я могу описать хорошего футболиста?", и моим ответом было: "Лучший игрок тот, кто способен приспособиться к любой ситуации". Следующий вопрос, как приспосабливаюсь я. Мне нужна передача от Пиреса прямо в ноги, но я нахожусь спиной к мячу, так что я думаю: "Нужно придумать что-то другое". Ситуация похожа на ту, когда Месси готовится сделать рывок. Первый защитник бежит в одну сторону, так что он бежит в другую. Месси это задумал? Спланировал? Нет, он реагирует, придумывает. "Здесь защитник, поэтому я сделаю вот так. Ой, тут ещё один защитник, я сделаю по-другому…" Если меня спрашивают, спланировал ли я свой гол, я отвечаю: "Нет. Когда я сел в автобус до Ньюкасла, я и не думал, что забью подобный гол". Мяч покатился ко мне определённым образом, так что я повернулся, сделал то-то и то-то».

Когда мяч до тебя добрался, твоей идеей, конечно же, было подкинуть его в одну сторону, а развернуться в другую? Твоя нога только собирается коснуться мяча, но всё остальное тело уже поворачивается влево.

Конечно. Пас доходит до меня вот так, но я хочу сделать рывок вот так, поэтому в голове проносятся мысли: «Хорошо, попробую вот это…» Эта часть моей игры называется «всё или ничего». Я мог бы сделать всё намного проще: принять мяч и скинуть под удар. Или развернуться. Но я знаю, что защитник делает шаг, и скорость, с которой движется мяч, может мне помочь. Если легонько его коснуться, скорость останется той же, поэтому я могу придать мячу вращение и сразу же смогу до него добраться.

Тони Адамс думал, что ты, должно быть, пробовал сделать что-то подобное на тренировках. Ты долгое время раздумывал над таким разворотом и практиковал его, а потом исполнил, когда появилась возможность?

Нет-нет. Ничего подобного. Если бы моей первой мыслью было принять мяч, я бы никогда так не развернулся. Но моей первой мыслью было: «Я хочу прорваться к воротам любым способом, совершенно не важно, как до меня дойдёт передача». За десять ярдов до того, как я получил мяч, я принял решение: «Развернусь».

Ты просчитал реакцию Дабизаса?

Нет. Но ты знаешь, где будет находиться защитник и что он согнёт колени, что он будет стоять немного в стороне и он не сможет развернуться. И он просто этого не ожидает. Мысль была такая: «Я просто подкину мяч, а потом посмотрим. Может, он попадёт в защитника, может быть, он полетит не в ту сторону, может быть, защитник предвидит такое развитие событий и пробежит на два ярда больше, чем он пробежал на самом деле. Но, может быть, он будет этим ошарашен, и когда я получу мяч, я опережу Дабизаса на два ярда». Когда всё это произошло, защитник всё ещё был рядом со мной — я не опережал его, так что нужно было оттолкнуть его. В общем, нужна доля удачи.

Так ты сфолил?

Ни за что! В конце концов, ты оказываешься с мячом перед воротами, и тебе нужно принять решение. Можно выбрать безопасное развитие событий — пробить с правой ноги. Левой ногой тоже получится неплохо, если ты ей хорошо владеешь. А вот если ты правша… в последний момент ты решаешь то, как ударить — низом или верхом [Деннис словно указывает на четыре угла ворот]. А потом выбираешь дальний угол.

В общем, ты просчитываешь всё с невероятной скоростью?

Скорее, это происходит инстинктивно, потому что всё познаётся на тренировках или из других матчей. Ты знаешь, как отскочит мяч, как поведёт себя защитник. Ты знаешь, где окажется мяч, после того, как оттолкнёшь соперника, и где находится вратарь. Ты выполняешь удар и толчок не спонтанно — ведь похожие ситуации происходили в предыдущих матчах.

Тьерри Анри подмечает: «Знаешь, что больше всего мне нравится в этом голе? То, как Деннис подставил спину и оттёр Дабизаса. Это дало ему огромное количество времени на то, чтобы подготовить решающий удар. Обычно, когда ты делаешь что-то невероятное, тебя просто уносит от восхищения. Сколько раз ты видел человека, который так обрабатывал пас, врывался в штрафную и забивал гол? Деннис сделал как раз невероятное, но он остался совершенно невозмутим. В этом и состоит разница между великим игроком и обычным. Обычный нападающий был бы неимоверно счастлив сделать подобное. Нет! Успокойся. Успокойся! Ты только что сделал самое трудное, что могло быть. А теперь расслабься. Посмотри на Денниса. То, как он оградил Дабизасу путь до мяча, было просто восхитительно».

Деннис, естественно, это твой самый любимый гол.

Нет.

Это почему же?

Из-за того, что в нём не обошлось без удачи. Если бы защитник сделал всего один шаг назад, всё было бы кончено. Так что нет. Люди так много говорили об этом голе, что я решил посмотреть его по ТВ. Было довольно любопытно сравнить то, что получилось, с тем, что крутилось у меня в голове. По телевизионной картинке я вижу защитника. Я знал, что он был там, но не видел его. Я чувствовал его присутствие. Вот факты: защитник там, мяч здесь. Я хочу прорваться к воротам… бум!

Вообще я не люблю финты. Мне нравится, когда их делают другие, но во время игры я о них не думаю. Не ищу возможности их использовать. Это не мой стиль. Мой стиль — приём мяча, контроль, пас. Могу я одним только пасом или обработкой мяча вывести партнёра на удар или сам оказаться перед воротами? Могу я создать пространство, чтобы отдать пас… Вот моя страсть, моя специальность. Для меня финт это… просто финт. По моему мнению, за всем должна стоять мысль, у всего должен быть смысл. Чем может помочь финт? Он должен быть полезным. Искусство ради искусства это не интересно.

Но ведь этот гол как раз основан на финте.

Да, трюк выглядит довольно необычно, но это только из-за того, что вследствие него был забит гол. Финт оправдан голом, он стал частью чего-то большего. Финт создаёт гол, а гол создаёт финт.

Иан Райт сказал, что ты просчитал каждую миллисекунду этого гола из-за того, что ты забил похожий на тренировке.

Правда? Не помню.

Он рассказал, что Мартин Киоун, который в то время был чуть ли не самым лучшим защитником, пристально тебя опекал, и ты стоял спиной к воротам. Ты получил пас и каким-то образом прокинул мяч не вокруг Мартина, а через него. Иан говорит, что это была одна из великолепнейших вещей, которых он до этого никогда не видел, потому что Мартин всегда был полностью сосредоточен, даже на тренировках.

Да, он был именно таким.

Наверное, все остановились и зааплодировали — даже Киоун.

Не уверен. Дай-ка подумать… Ах да, кажется, я помню момент, который он имеет в виду. Это произошло на тренировке вместе с ребятишками из академии [Junior Gunners] на «Хайбери».

В общем, многие увидели?

88 человек или около того. В общем, Мартин был одним из четвёрки защитников, левым центральным. Он опекает меня, я смещаюсь в центр с левого фланга, Мартин чуть справа от меня. Всё это трудно объяснить, но, кажется, мяч направляется ко мне от боковой линии. Это значит, что мяч будет слева от меня. Мартин думает, что я получу пас и наткнусь на него — ему кажется, что от меня не будет исходить никакой опасности. Вместо того, чтобы обработать мяч внутренней стороной правой стопы, я в последний момент пропускаю мяч над своей ногой и подкидываю его шведой.

То есть ты бежишь, затем неожиданно останавливаешься, разворачиваешься и бежишь в другую сторону?

Ну, не совсем. Траектория мяча пересекает мою траекторию, я переступаю через мяч … хоп… и вот я уже двигаюсь в другом направлении. Для этого надо иметь хороший баланс и при этом не травмировать себя. Ногой переступаешь через мяч и резким тычком меняешь его траекторию, но всё в один шаг. Обычно просто принимаешь мяч, не меняя направления его движения. Тут же ты разворачиваешь ногу вправо, как бы перешагиваешь через движущийся мяч – ни в коем случае не трогая его — и вот твоя нога уже с другой стороны от мяча, и ты можешь обработать его щекой. Вся разница в том, каким будет касание мяча.   

И ты при этом останавливаешься?

Нет. Я переступаю через мяч и делаю резкий разворот, но не останавливаюсь. Просто я знаю заранее, что хочу развернуться, а защитник не знает. И вот я разворачиваюсь, а он теряет позицию, что даёт мне пространство в два лишних ярда, я бью, и мяч залетает в ворота. Я пробовал так сделать несколько раз. Вообще, это простое движение. И довольно неожиданное, если точно знаешь, как будешь действовать дальше. Жаль, не осталось записи. Мартин бы точно это оценил.

Предыдущие главы

                         

11
12_
21
22
31
32
41
42

Продолжение следует