Сюжет недели. В «Спартаке» грядут большие перемены
На 92-й минуте матча в Казани «Спартак» исполнил классический для себя вариант «забивай кто хочет», лишился даже теоретических шансов на чемпионство и органично вписался в формат рубрики «Сюжет недели».
Золотые медали чемпионата России — последний из трофеев, на которые в начале сезона была объявлена красно-белая охота и за которые отвечал лично Валерий Карпин. Причем Карпина обещали уволить в тот день, когда будет утрачена последняя надежда на последний трофей, — в воскресенье, получается, 20 апреля. Но Карпина нет в команде уже месяц с лишним, а шишки собирает ни в чем не повинный Дмитрий Гунько.
Совершенно не хочется, пользуясь трибуной и служебным положением, солить свежие спартаковские раны, читать никому не нужные назидания и давать умные советы. Сейчас советчиков у «Спартака» столько, что хоть экспедицию в офис «Лукойла» снаряжай. Да их во все времена хватает: уж чем-чем, а вниманием публики «Спартак» точно не обделен. Ему бы от этой публики немножко поберечься, на самом деле.
Тут другое.
Год с небольшим назад я опубликовал на Sportbox.ru интервью с одним из крупнейших российских финансистов Петром Авеном, который жить без «Спартака» не может и хочет быть рядом с ним всеми фибрами души (знать бы еще, что это за фибры и где они находятся). Заголовок придумал такой: «Леонид Федун пока не готов делиться „Спартаком“». Не придумал, конечно, а взял из текста.
Если кому лень ходить по ссылке, обозначу вкратце запросы-интересы Авена:
«Меня в этот бизнес пока не впускают. Не секрет, что я давно пытаюсь уговорить Леонида Арнольдовича Федуна поделиться „Спартаком“. Но Леня как-то не очень на это идет. Сам управляет…
Было бы правильно контрольный пакет акций „Спартака“ распределить среди группы серьезных людей. При этом какая-то доля совершенно точно должна находиться у болельщиков, — как гарантия права голоса, как инструмент прямого влияния на жизнь клуба. Давай, говорю я Федуну, подтянем еще двух-трех человек, которые готовы финансировать проект по имени „Спартак“. Это большие бизнесмены, крупнейшие, и они красно-белые с макушки до пяток. Леня сейчас очень много денег тратит на клуб, большое ему за это спасибо. А новая схема распределит ответственность, частично снимет с него финансовое бремя и поможет оптимизировать бюджет. Конструкция, подразумевающая партнерство, кажется мне разумной и перспективной…
У нас с ним очень хорошие отношения, поэтому он жизнерадостно смеется и во многом со мной соглашается. Говорит, что, возможно,когда-нибудь созреет. Но не сегодня и даже не завтра. Пока стадион не построит — точно никаких революций. Я с искренней симпатией отношусь к Леониду и уважаю его философию. У него другая модель в голове, она имеет все права на существование. Сегодня он не готов делиться „Спартаком“, поэтому мне нет места в этой истории. Но, верю, наступит время, когда мы вернемся к теме».
Время, похоже, наступило, и причин тому, на мой дилетантский взгляд, ровно одна: та самая, которую мимоходом обозначил Авен.
Заслуженный форбсовец Российской Федерации Леонид Арнольдович Федун, владеющий «Спартаком» десять лет (и даже немножко больше), вложивший в него тьму миллионов и не получивший в ответ ни титулишки, заканчивает строительство стадиона. Едва только стадион встанет на баланс клуба, реальная капитализация «Спартака» вырастет в разы, как и вход в красно-белыйбизнес.
Леонид Арнольдович Федун, если уж не вышло у него стать большим президентом великого клуба, должен, конечно, «отбиться» по максимуму. А «Спартак» со стадионом и без него — два разных «Спартака». Как ментально, так и материально.
Словом, прошу зафиксировать лемму: в обозримом будущем в «Спартаке» случатся глубокие структурные перемены, и фамилии очередного будущего тренера и генерального директора тут далеко не главное.
***
И уж не знаю, насколько это символично, но очередной официальный приговор «Спартаку» подписал чемпион Европы 2006 года среди юношей Александр Прудников, который в свое время подавал большие надежды и прожил в красно-белойсистеме целых пять лет. Именно он, убежденный спартаковец, казнил «Спартак» на 92-йминуте матча в Казани.
Стоит обязательно заметить — гол не праздновал, хотя голы у него случаются по великим праздникам вроде Пасхи. Даже не улыбнулся.
- Как вы относитесь к идее проведения IPO, которую высказал Петр Авен? Это утопия?
- Нет, почему? Идея-то хорошая, мы думаем над этим. Но, понимаете, сейчас она нереалистична. Что акционировать-то – футбольный клуб сам по себе, что у нас сегодня есть? Ну, база в Тарасовке, ну, в Сокольниках Академия детская на Оленьем валу, ну еще стадион имени Нетто тоже в Сокольниках, там сейчас дубль играет (четыре поля и маленькие трибуны) и здание на Краснопресненской, где сидит руководство клуба. Все. Еще автобусы клубные. Вот когда построим стадион, тогда да, тогда стоит подумать о реальном воплощении этой идеи в жизнь. Тогда можно сделать народную команду не на словах, а на деле.