Зов Азии. Где «Арсенал» ищет новых болельщиков
Интерес европейских футбольных грандов к азиатскому рынку – тема не новая. В том или ином виде она поднималась представителями практически всех клубов, принимавших у себя студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» и других участников стажировки «Футбольный бизнес Англии». Никому однако не удалось раскрыть ее так полно, как это сделал менеджер департамента стратегического развития «Арсенала» Джеймс Мюррей. Охотно делюсь с вами всем от него услышанным.
Сейчас практически все европейские гранды глядят в сторону азиатского рынка, именно в нем видя главный источник увеличения доходов. Причем можно сказать, что «Арсенал» в плане азиатской экспансии не уступает многим своим конкурентам***, в том числе и тем, кто по сугубо спортивным показателям находятся далеко впереди него. Как это удается клубу, который последнюю значительную победу одержал восемь лет назад?
Менеджер департамента стратегического развития футбольного клуба «Арсенал» Джеймс Мюррей во время встречи со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» и другими участниками стажировки «Футбольный бизнес Англии»
Вы правы, восемь лет, с тех пор как в 2005-м «Арсенал» взял Кубок Англии, мы не выигрывали трофеев ни на национальном уровне, ни на международном. Но, с другой стороны, к данному моменту мы 16 лет подряд не остаемся без Лиги Чемпионов, и это само по себе является заметным достижением. Так что нельзя сказать, что мы уж как-то совсем не на виду, в том числе и на международной арене. Это первое.
Arsenal Asia Tour 2013. Индонезия
Второе. Почему мы сейчас находимся среди лидеров, почему по количеству азиатских болельщиков опережаем ту же «Баварию» или, скажем, «Интер»–несмотря на то, что первые являются действующими победителями Лиги Чемпионов, а вторые были ими совсем недавно. Да просто потому, что мы, я имею в виду английские клубы, первыми обратили внимание на этот рынок, мы раньше многих других поняли, насколько он перспективен.
Arsenal Asia Tour 2013. Вьетнам
Если же говорить конкретно об «Арсенале», то наше отличие от многих конкурентов состоит еще и в том, что мы никогда не полагались на финансовые возможности своих акционеров, только на то, что мы зарабатываем сами. И вот, мы увидели, что на азиатском рынке можно хорошо заработать. А поскольку, повторюсь, мы поняли это одними из первых, у нас и появилось некоторое преимущество, только и всего.
Arsenal Asia Tour 2013. Япония
Я могу вам привести некоторые цифры. В сезоне 2011/12 «Арсенал» в общей сложности заработал 235 миллионов фунтов. А в ближайшие пять лет – таков наш генеральный план – мы должны увеличить сумму доходов до 350 миллионов фунтов в год. И очень существенная доля планируемых нами заработков приходится именно на заработки на азиатском рынке. Впрочем, они и сейчас уже весьма значительны. Скажем, в прошлом сезоне одна только продажа атрибутики принесла нам около 20 миллионов фунтов: я не готов сейчас точно сказать, какой процент от них пришелся именно на Азию, но совершенно очевидно, что без азиатского рынка такой показатель был бы в принципе недостижим.
***О лидирующих позициях «Арсенала», которые он занимает, в частности, на рынке Китая, свидетельствуют результаты опроса, проведенного недавно специалистами из научно-исследовательского центра Университета Ковентри по заказу Центра международного спортивного бизнеса (CIBS). В нем приняли участие почти 16 тысяч китайцев, отвечавших на вопросы о своих любимых клубах, сборных и лигах на одном из самых популярных в стране сайтов.
Согласно результатам исследования, самым популярным в Китае футбольным клубом оказался «Арсенал» — за него болеют 3785 респондентов. На втором месте – «Манчестер Юнайтед» (3210 голосов), на третьем – «Милан» (2204 голоса). Далее в рейтинге расположились мадридский «Реал» и «Барселона» (за них проголосовали 1959 и 1930 респондентов соответственно). В соревнованиях с участием национальных сборных китайцы симпатизируют командам Германии (3118 человек), Италии (2488) и Испании (2418). Англия, которую поддерживают 2393 опрошенных китайца, на четвёртом месте.
Среди национальных чемпионатов английская премьер-лига лидирует с большим отрывом – за неё проголосовали 7697 человек. Далее следуют чемпионаты Испании (3910 голосов) и Италии (3614 голосов). Бундеслигу своими голосами поддержали лишь 318 опрошенных китайцев.
Между тем, согласно данным обнародованного на днях ежегодного отчета Mailman Group, в число европейских футбольных клубов, наиболее успешно продвигающих себя в китайских соцсетях, «Арсенал» не входит. Исследование, оценивавшее количество подписчиков на официальные аккаунты, их активность (лайки, комментарии, репосты), а также частоту упоминания клуба за пределами его официального аккаунта, поставило на первое место мюнхенскую «Баварию» (114 баллов). На втором идет «Манчестер Юнайтед» (105), на третьем – «Ливерпуль» (92).
- Ваш генеральный, как вы сказали, план увеличения заработков в Азии, наверняка подкреплен какими-то рассчетами, анализом. Поделитесь, пожалуйста…
Если вы спрашиваете о том, каким образом мы решаем, какая отдельно взятая страна нам интересна, а какая – не очень, то критерий оценки здесь весьма простой: мы в первую очередь смотрим на то, насколько велик в этой стране интерес к футболу вообще и к «Арсеналу» в частности, а во вторую – на общую экономическую ситуацию, в том числе на уровень жизни и покупательную способность населения.
Что же касается каких-то других расчетов, то давайте я вам просто приведу еще несколько цифр, свидетельствующих о том, что азиатское направление весьма перспективно, и не только для «Арсенала». Ну, вот, например, такую: в прошлом сезоне мировая аудитория телевизионных трансляций английской Премьер –лиги составила в общей сложности более 4 миллиардов человек. И только 16 процентов от этой аудитории проживали в Соединенном Королевстве, а в Азии – около 50.
Таблица отражает доходы Английской премьер –лиги от продажи телевизионных прав в странах Азии. По данным SportingIntelligence.com, в 2013 – 16 годах АПЛ заработает на этом 941 миллион фунтов, что на 77 процентов больше показателя предыдущих трех сезонов. Для сравнения: в этот же период времени продажа телевизионных прав премьер –лиги в Европе (за пределами Англии) принесет ей лишь 607 миллионов фунтов
А вот данные, касающиеся уже непосредственно «Арсенала»: сейчас в мире, по данным разных опросов, насчитывается примерно 566 миллионов человек, которым наш клуб в той или иной степени интересен, которые следят, пусть и не постоянно, за нашими играми, за нашими новостями – к слову, передачи канала Arsenal TV сейчас доступны в 100 странах, их принимают в 200 миллионах домохозяйств.
В общем, вы сами уже, наверное, понимаете, что эти люди в большинстве своем проживают не на островах, ведь в Великобритании всего населения – чуть больше 60 миллионов. Таким образом очевидно, что наша аудитория, в том числе и потенциальная, за ее пределами намного превосходит ту, что сосредоточена здесь. У нас 94 процента подписчиков клубного аккаунта в Facebook и 67 процентов в Twitter живут за пределами Великобритании, и преобладают среди них именно представители Азии, в первую очередь Юго – Восточной.
Или вот еще другая выразительная цифра, отражающее ситуацию с активностью болельщиков «Арсенала» в соцсетях: в том же Facebook за нами следят 800 тысяч жителей Великобритании. И полтора миллиона тех, кто живет в Индонезии. Похожая ситуация – с официальным сайтом. В год его посещают около 5 миллионов уникальных пользователей, и 70 процентов из них – это те, кто живет за пределами Великобритании.
- Как вы монетизируете этот интерес, что предлагаете азиатским болельщикам, и вообще болельщикам «Арсенала» из других стран?
– В первую очередь мы предлагаем им эксклюзивную информацию о клубе, которая им интересна и которую они могут получить только от нас. Я сейчас, конечно, говорю в первую очередь об интернет – контенте, производимом Arsenal Media Group, в том числе о видео-контенте, который среди болельщиков, в том числе и азиатских, очень популярен. К слову, мы изменили свой подход к его распространению: было время, когда подписка на клубное видео была платной–чтобы смотреть и скачивать его болельщик должен был платить – 4 фунта в месяц или 45 фунтов в год. Теперь же все видеосюжеты, предлагаемые на сайте «Арсенала», абсолютно бесплатны; все, что требуется от желающего ознакомиться с ними, это зарегистрироваться.
Мы считаем, что отказ от платного видео был абсолютно верным шагом: с тех пор, как был введен этот порядок, количество посетителей сайта удвоилось. Благодаря регистрации, мы об этих людях многое знаем, а значит, можем многое им предложить: они доступны, они открыты для наших адресных коммерческих инициатив.
Один из примеров креативного подхода «Арсенала» к использованию видео в работе с болельщиками. Незадолго до Рождества 2013 года на клубном сайте был выложен ролик с человеком, переодетым в костюм оленя Санта Клауса. Фанатам предлагалось угадать, кто из игроков скрывается под этой маской. Оказалось, Джек Уилшир
Впрочем, то о чем я сейчас говорил, относится ко всем нашим фанатам, где бы они ни жили. С другой стороны, понятно, что болельщики в Азии – это совсем не то же самое, что болельщики в Англии. Билеты и абонементы на «Эмирейтс» – это для них не актуально. По крайней мере, не так актуально, как для тех, кто живет в Лондоне или в его окрестностях. В Гонконге, например, у нас есть официальный фан – клуб и ежегодно мы помогаем с организацией выезда состоящих в нем болельщиков на один из домашних матчей «Арсенала», но это – разовые акции. Другое дело, что в последнее время мы сами постоянно ездим в азиатские туры – например, прошлым летом основная команда «Арсенала» провела три выставочных матча в Индонезии, Вьетнаме и Японии, а также посетила Малайзию и Китай. Годом ранее мы побывали в Куала – Лумпуре, Пекине и Гонконге, а в 2011 году – опять – таки в Китае и Малайзии.
Кстати, именно во время прошлогоднего тура по Вьетнаму было снято видео «Бегущий человек», теперь уже ставшее знаменитым. Это вышло абсолютно случайно, просто наши ребята заметили парня, который бежал за автобусом, в котором ехала команда. Он бежал за ним километров пять, не меньше, пока его, наконец, не пустили внутрь. Так получился этот ролик, в итоге собравший на YouTube три с лишним миллиона просмотров.
Вообще, такого рода поездки – отличный инструмент продвижения нашего бренда, они дают нам не только возможность прямого контакта с болельщиками, уже имеющимися и потенциальными, но и позволяют близко соприкасаться с крупными местными компаниями, компаниями, лидирующими в своих отраслях бизнеса, стремящимися к выходу на новые рынки, вкладывающими в спортивное спонсорство, и, может быть, заинтересованными в том, чтобы стать нашими партнерами.
Как правило, пребывание в одной стране занимает три дня, причем первые два отводятся как раз для различных промо – акций с участием футболистов – автограф и фото – сессий для болельщиков, мастер – классов для детей и подростков, всевозможных партнерских мероприятий – например, во время последней азиатской поездки игроки «Арсенала» поучаствовали в открытии магазина Nike, нашего технического спонсора. И третий день – это апогей, сама игра, либо с местным клубом, либо со сборной страны или региона.
Говоря о других наших активностях могу еще упомянуть о сети франчайзинговых футбольных школ «Арсенала». Они, само собой, присутствуют в Англии. Они есть в США. Одна есть в Греции. И относительно с недавних пор мы развиваем этот проект в Азии: на сегодняшний день школы «Арсенала» работают в Китае, Индонезии, Малайзии и Вьетнаме.
18 января 2014 года. Месут Озил, Аарон Рэмзи и Лукас Подольски представляют контракт «Арсенала» с китайским телекоммуникационным гигантом Huawei, рассчитанный до окончания сезона 2015/2016 (в центре – глава британского филиала Huawei Марк Митчинсон). Сумма сделки не разглашается, но о порядке цифр можно судить по перечисленным в сообщении о ее заключении возможностям, открывающимся перед новым партнером лондонского клуба. Среди них–информационное и рекламное присутствие Huawei на матчах «Арсенала», а также на его сайте и в официальных группах клуба в соцсетях
Август 2013 года. Вскоре после завершения турне «Арсенала» по Индонезии, Вьетнаму и Японии клуб подписал соглашение с еще одним спонсором – букмекерской конторой Bodog, одной из крупнейших на азиатском рынке. Соглашение рассчитано на ближайшие три года и на сайте «Арсенала» представлено как «мультимиллионное»
- Что нужно сделать, чтобы открыть такую школу?
– Нужно подать заявку. Нужно обеспечить приемлемые условия для занятий, условия, которые соответствуют бренду «Арсенала». Нужно согласовать с нами бизнес-план: сколько вы планируете привлечь детей и подростков, сколько планируете зарабатывать. Тут нужно понимать, что речь идет не об Академии профессионального футбольного клуба, которая набирает воспитанников с расчетом вырастить из них именно профессиональных игроков и потому все расходы по их подготовке берет на себя.
В данном случае мы говорим о школах, куда принимаются практически все желающие, то есть дети в большинстве своем не имеющие ни задатков, ни амбиций профессиональных спортсменов, а раз так, то за то, чтобы они занимались в школе «Арсенала», их родители должны платить. Понятно, что стоимость этих занятий варьируется в зависимости от страны, но роялти, которые получает с каждой такой франшизы «Арсенал» всегда одни и те же – десять процентов от общего заработка. В обмен местные организаторы получают право пользоваться нашим брендом, мы предоставляем им тренировочные методики и регулярно проводим семинары, в том числе и выездные, для тренеров и прочего персонала, работающего в таких школах.
- Если бы «Арсенал» подписал нескольких футболистов из азиатских стран, это несомненно усилило бы интерес к клубу со стороны их жителей и, соответственно, дало бы новые возможности для заработка. Почему этого не происходит?
– Да, наверное, это так и было бы. Тем более, что в Азии, в отличие от Европы, довольно велика прослойка фанатов, которые симпатизируют не столько клубам, сколько отдельно взятым игрокам.
Например, сразу после подписания Озила мы отметили резкое – 15- процентное увеличение количества «лайков» на нашей странице на Facebook, причем подавляющее большинство этих «лайков» были оставлены именно пользователями из Азии.
Но, с другой стороны, не стоит забывать о том, что в первую очередь мы являемся профессиональным футбольным клубом, главная задача которого – борьба за титулы. К сожалению, на данный момент уровень большинства азиатских футболистов уровню «Арсенала» просто не соответствует. Я знаю, что наш тренерский штаб внимательно следит за этим регионом и если ситуация изменится, если там появится футболист или футболисты, которые будут достойны играть за «Арсенал», мы, наверное, будем за них бороться и кого-нибудь из них, наверное, подпишем. Но пока этой миссии– привлечению новых болельщиков – способствуют другие звезды. Те, что есть у нас сейчас, и те, что были в недалеком прошлом.
Этих звезд много, вы наверняка их знаете.
Месут Озил стал игроком «Арсенала» в сентябре 2013 года. По словам футболиста, он не планировал менять клуб именно в эти сроки, но личная беседа с Арсеном Венгером заставила его передумать
Японский полузащитник Рё Мияити был подписан «Арсеналом» еще в 2011 году, но с тех пор сыграл за основную команду лишь один матч. Пока игровой практики в Англии Рё набирается по арендам – сначала его отдали в «Болтон», а сейчас он–игрок «Уигана»
На рисунке отображено количество и региональная принадлежность футболистов, выступающих в клубах Английской Премьер-лиги (данные действительны на начало сезона 2013/14)
Деннис Бергкамп, один из великих игроков, чье имя будет всегда ассоциироваться с «Арсеналом». Памятник ему на днях открыли на «Эмирейтс», но еще до того он стал одним из лиц проекта The Fans, в рамках которогоболельщики клуба вспоминают о наиболее ярких моментах своей жизни, так или иначе связанных с любимыми игроками. Воспоминания эти, соответственным образом оформленные, размещаются по периметру нижнего яруса фасада стадиона. «… Когда я только родился, папа, купая меня, рассказывал о славных матчах и великих игроках, являвшихся гордостью «Арсенала». Столь раннее образование дало о себе знать, когда я, к великой папочкиной радости, сказал свое первое слово. Это слово было «Бергкамп».
телефона - http://urls.by/1t9p