3 мин.

Каталонская модель в "Рейнджерс". Это невозможно?

Rangers_fans.585x350

С постепенным погружением "Рейнджерс" в свой собственный, стоящий отдельно финансовый кризис все чаще стали раздаваться призывы от организованных болельщицких групп ( Объединение болельщиков "Рейнджерс", Фонд поддержки "Рейнджерс" ) о проработке возможности их более активного участия в судьбе родного клуба. Под этим, как видно подразумевается их финансовое участие в обмен на получение доступа к механизму принятия решений в клубе. Стоит уточнить, что имеется в виду не решение в духе латиноамериканской модели с привлечением организованных полубандитских группировок как некоего единого целого, влияющего на клубную жизнь, а модель индивидуального участия болельщика в судьбе родной команды - так называемая "барселонская модель".

Вполне очевидно, что мечта практически каждого болельщика - иметь влияние на принятие решений клубным руководством тем или иным путем. Рассмотрим, насколько это возможно в конкретной сложившейся ситуации.

Первый посыл заключается в том, что отнюдь не демократический механизм каталонского образца ( схема членства ) является залогом успешности испанского клуба. Испанский гранд лишь у себя на родине имеет базу поддержки, исчисляющуюся примерно в 9 миллионов человек. По всему миру, согласно различным исследованиям, число людей, считающих себя фанатами гранатово-синих, достигает 38 миллионов человек. В чем же воздействие внутренней схемы работы клуба на появление столь широкой аудитории, влекущей все причитающиеся блага - телетрансляции, продажи атрибутики, платные матчи и турне? Ответ прост: ни в чем. Появление столь громадной аудитории вторично и стало результатом успехов клуба. Тогда как шотландский футбол в эпоху зарождавшейся коммерциализации не блистал такими успехами, и соответственно громадным количеством поклонников, готовых потратиться на него, не обладает.

При этом коммерческие потуги Джерс выглядят особо жалко даже на фоне соседей по Глазго. Простой пример: если вы пройдетесь по магазинам крупных европейских городов ( включая российские Москву и Санкт - Петербург ), то найти найковскую официальную атрибутику Селтика большой проблемы не представляет. А вот синие королевские цвета Джерс за пределами Британии найти весьма затруднительно, и, я думаю, не стоит лишний раз говорить, что невысокий уровень дистрибьюции в том числе негативно влияет и на количество болельщиков, а следовательно - на поступающие и возможные доходы.

Во-вторых, в Британии существует некоторый аналог членства под названием "shareholders" ( пайщики, держатели ). Для того, чтобы стать пайщиком, достаточно было приобрести определенный пай ( наиболее точная аналогия из ГК РФ ). В отношении Джерс - такого рода соинвестором можно стать и сейчас, приобретя такое право за символическую сумму в несколько десятков фунтов в год. Это влечет внесение в список членов, приглашение на ежегодное общее собрание с соответствующими полномочиями кадрового, финансового, информационного характера и пр. Другое дело, что основным держателем в Шотландии всегда является один человек - Мюррей, Рид или кто-либо еще, а значит - каталонская схема в полной мере не реализуема. Даже если найдутся "добровольцы" - условные 10000 человек ( вряд ли больше, учитывая значительную узость базы по-настоящему стойких болельщиков Джерс ), скинувшиеся по 100 фунтов, принесут клубу лишь 1 миллион фунтов! И еще одно - далеко не каждый преданный болельщик, отдавший свои кровные 400 фунтов за годовой абонемент, посчитает себя обязанным платить за расточительность руководства.

Так что скорее всего прав сэр Дэвид Мюррей, утверждающий: "Клубу нужен один владелец, человек с умом, деньгами и энергией, желающий двигать команду вперед."

П.С. При написании использовались материалы газеты The Times.