От девятого дивизона до английской премьер-лиги. История Джея Демерита
В 2010 году в свет вышел документальный фильм «Rise and Shine: The Jay DeMerit Story». Это - повесть о том, как грезящий футбольной карьерой паренек из Соединенных Штатов однажды решился отправиться в Европу, чтобы совершить невозможное. И ему удалось. Майкл Кокс из ESPN встретился с главным героем, а тот поведал ему, как из игрока девятого дивизона превратиться в капитана клуба английской премьер-лиги и футболиста своей национальной сборной.
"Я был потрясающе наивен", - эти слова Джея Демерита красноречиво характеризуют многие вещи, показанные в фильме о его футбольной карьере. Этим можно объяснить, почему он приехал в Англию играть за команду девятого дивизиона, будучи по-прежнему уверенным в том, что он заиграет в премьер-лиге. Или то, как он на велосипеде ездил по тренировочным базам всех подряд голландских клубов, стучался в дверь и спрашивал, можно ли ему попасть на просмотр.
Временной отрезок, проведенный Джеем Демеритом в "Уотфорде", стал важнейшим моментом в его документальном фильме, отличающимся от большинства картин о футболе тем, что он на самом деле очень хорош.
Но он вспоминает о чем-то особенном, о том, что стало кульминационным моментом фильма. Итак, он на просмотре в "Уотфорде"; Джей произвел впечатление на тренеров "шершней", играя против них в товарищеском матче пару недель тому назад за свою команду из нон-лиги, "Нортвуд". Выступая за "Нортвуд", он не получал за это практически ни гроша, спал на полу в квартире у друга и трудился на других работах, в том числе попробовал себя в роли художника-декоратора, просто чтобы сводить концы с концами. Ожидая отыграть лишь несколько минут в концовке предсезонного матча с клубом "Реал Сарагоса" на "Викарейдж Роуд", он узнал, что оказался в стартовом составе и его задача в этой судьбоносной игре, где все поставлено на карту, - персонально опекать будущего чемпиона мира, форварда Давида Вилью.
"Мне было все равно, кто такой Давид Вилья и чего он добился, - рассказывает Джей. - Я просто знал, что нахожусь на просмотре в "Уотфорде" и что в этом матче мне нужно показать себя с лучшей стороны, иначе мне придется возвращаться обратно в низшие дивизионы, а я этого не хотел! Так что я даже не смотрел на состав соперника или на футболистов, против которых я должен был играть".
В это трудно поверить, но Демериту суждено было противостоять Вилье вновь, пять лет спустя, в знаменитом полуфинале Кубка Конфедераций. Ему удалось сдержать Вилью сотоварищей и вместе с командой завоевать историческую победу. Вилья бы не вспомнил о том, что он уже играл против Демерита раньше. Да и с какой стати? За это время Демерит успел проделать путь от выступлений в седьмом английском дивизоне (он продвинулся на два эшелона вверх) до того, чтобы стать капитаном клуба премьер-лиги и представлять свою страну на международной арене. Это невероятное, почти беспрецедентное восхождение объясняет, почему был снят фильм "Rise & Shine: The Jay DeMerit Story" ("Взойти и заблистать: история Джея Демерита").
"Немного странно, когда приходит предложение снять о тебе документальный фильм, хотя ты все еще продолжаешь свою футбольную карьеру, - признается Демерит. - Вначале я отказывался, но затем люди убедили меня согласиться".
Ранко Тутулугджия, один из режиссеров, ходил в одну школу с Демеритом, и их взаимоотношения - это отдельная история, описанная Саймоном Бернтоном из газеты The Guardian.
Премьера фильма уже состоялась в США, а на этой недели он был впервые показан в сети кинотеатров Odeon - самой большой сети в Великобритании. Изначально планировалось, что фильм главным образом будет рассчитан на соотечественников Демерита, но сам факт его показа на Туманном Альбионе демонстрирует не только маркетинговый успех независимого искусства, но и то, насколько востребованы высококачественные документальные фильмы о футболе.
Не хотелось бы излагать сюжет в деталях, чтобы не испортить впечатления от просмотра, однако существует несколько интересных, сугубо футбольных моментов, о которых я попросил Демерита рассказать поподробнее. Во-первых, оказалось, что поначалу он достаточно долго играл в нападении и в полузащите, а своими оборонительными навыками он обязан в основном баскетбольному прошлому.
Фильм "Бегство к победе" с Майклом Кейном и Бобби Муром в главных ролях считается культовым... из-за своей глупости.
"Я поступил в колледж, будучи восемнадцатилетним форвардом, до того я никогда не играл в защите, - говорит он. - Но потом, когда меня попросили там сыграть, я должен был заниматься персональной опекой. До 18 и 19 лет я играл в баскетбол и занимался именно этим! Возьмите лучшего снайпера, самого большого забивалу, и бегите туда, куда побежит он, прикрывайте его, где бы он ни оказался. И я сумел применить на практике эти принципы, когда меня попросили делать то же самое на футбольном поле".
Но без устали опекать соперника - это, безусловно, лишь один из компонентов футбольного мастерства. По мере того как Демерит пробивался в высшие дивизоны, ему, конечно же, приходилось менять свою игру. "Как только вы добираетесь до такого уровня, оборона становится больше похожа на отдельное искусство, - говорит он. - Вы должны адаптироваться к ситуации, хорошо знать нападающих и их маневры. Вам нужно понимать, будете ли вы противостоять габаритному форварду, способному зацепиться за мяч, или же маленькому, быстрому игроку, предпочитающему оказываться за спиной у защитников. В этом вам помогут тренеры, скауты, видеоматерилы, которые вы должны будете просмотреть".
Демерит стал менее наивным, но не перестал относиться к делу совершенно так же, как тогда, когда он был на просмотре в "Уотфорде". "Многих людей ошеломляет какой-то случай, отдельный игрок или его репутация... но та игра против "Сарагосы" помогла мне понять, как нужно относиться к подобным матчам", - сказал он.
Еще один любопытный эпизод из фильма - это заявление Генри Уитерли - бывшего скаута "Арсенала" и "Фулхэма" и одного из самых первых почитателей таланта Демерита - о том, что ему было трудно найти себе команду в Великобритании, поскольку Джей американец.
"Я сбился со счету, сколько раз мне задавали этот вопрос: "Ты же американец, что ты здесь делаешь?". Но спустя годы такие ребята, как Брэд Фридель, Кейси Келлер, Брайан МакБрайд, Карлос Боканегра, Джон Харкс, проложили нам путь, чтобы мы имели возможность приехать в Англию и, по крайней мере, получить свой шанс, - говорит Джей. - Все происходит примерно следующим образом: сначала тебя подкалывают и подшучивают над тобой, но в конечном итоге, если ты докажешь, что способен выдерживать конкуренцию с остальными, тебя достаточно быстро начнут уважать. И болельщиков не волновало, что я американец. Я старался помочь команде, а все остальное не имело никакого значения".
Занятно, что Демерит упомянул Келлера. В "Футболономике" - книге Саймона Купера и Стефана Шимански, основанной на математических подсчетах, - Келлер цитируется в главе, в которой объясняется, почему футболисты одних национальностей недооценены, а футболисты других - переоценены на траснферном рынке. "Самый лучший пример - это Джованни ван Бронкхорст, - сказал Келлер. - Он перешел в "Арсенал" из "Рейнджерс", у него ничего не получилось, а куда он отправился затем? В "Барселону"! Чтобы это сделать, нужно быть голландцем. Американца бы отослали назад в "Ди Си Юнайтед".
Демерит, к счастью, не испытал подобного в "Уотфорде" - и кроме того, он скорее бы вернулся в нон-лигу, чем в МЛС, где ему еще предстояло поиграть в составе клуба "Ванкувер Уайткэпс" в сезоне 2011.
Успех фильма легко объясним: это по-настоящему интересная кинолента о футболе, вышедшая в широкий прокат. История футбольного кино длинная, но не слишком славная; в таких классических картинах, как «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» и "Загадка стадиона "Арсенала", футбол взят за основу в сюжете, но фактически, эти фильмы - не о футболе. Другие, такие как "Футбольная горячка" и "Моя собачья жизнь", являются экранизациями книг. В коммерчески успешных картинах (например, "Играй, как Бекхэм") обычно мало говорится непосредственно о футболе, тогда как фильм "Бегство к победе" (или "Победа в Соединенных Штатах") считается культовым из-за своей глупости.
Но в последнее время в сфере документального кино о футболе наметился прогресс - в сущности, он наблюдается в документальном кино о спорте в целом. Серия фильмов ESPN "30 событий за 30 лет" достаточно успешна, в то время как документальный фильм об Айртоне Сенне, трехкратном чемпионе "Формулы-1" и единственном пилоте, погибшим во время гонки, удостоился положительной оценки критиков и собирал полные залы в кинотеатрах.
На футбольном кинофестивале "Kicking and Screening", уже проходившем в Нью-Йорке и Хьюстоне и чуть позже - в Лондоне и Амстердаме, с самого начала высоко оценили "Rise and Shine". "Достаточно редко появляются американские фильмы о футболе, уже не говоря о том, чтобы главный герой там был американцем, - сказала Рэйчел Маркус, соучредительница фестиваля. - Когда мы отбираем фильмы, нам недостаточно только того, чтобы этот фильм был о футболе. Мы ищем такие фильмы, которые могли бы понравиться даже тем, кто не разбирается в этой игре".
"Rise and Shine" совершенно точно соответствует этому критерию - многие люди приходили на фестиваль специально, чтобы его увидеть, и были в полном восторге, - добавила она. - На нашем фестивале в Нью-Йорке на эту картину было распродано больше билетов, чем планировалось. Нам пришлось установить дополнительный экран в баре, поскольку все было переполнено".
Фильм обязан своему появлению тому, что он был снят на малобюджетной основе, во многом завися от сбора средств в Интернете. "Все это благодаря социальным СМИ, - сказал Демерит. - Они значительно упростили процесс, и это очень приятно, когда к тебе приходят люди, которых ты никогда раньше не встречал, и говорят: "Вот мои заработанные потом и кровью деньги, и я хочу отдать их вам".
"95% фильма смонтировано на ноутбуке, - сказал сопродюсер и сорежиссер картины Ник Льюис. - У нас не было дорогостоящего оборудования, которое бывает у тех, кто снимает многобюджетные фильмы, но в итоге мы достаточно хорошо показали историю Джея. Мы, действительно, обратились за помощью, и, к счастью, футбольное сообщество проявило должный интерес и оказалось продвинутым с точки зрения технологий".
Ни создание фильма, ни сбор средств были бы технически невозможны 15 лет назад. "Сейчас у нас, несомненно, больше возможностей, - сказал Льюис. - Можно очень хотеть что-то сделать, но без оборудования ничего не выйдет. Если у людей, не являющихся ни членами крупной киностудии, ни профессионалами в области кино, есть желание рассказать миру какую-то историю, это вполне осуществимо".
Путь Демерита очень интересен сам по себе, но хочется надеяться, что эта картина сподвигнет других подающих надежды режиссеров снимать фильмы на основе пока еще не рассказанных футбольных историй.