Дом для «Спартака»
То, что у футбольного клуба «Спартак» никогда не было своего стадиона, хорошо знают болельщики красно-белых. То, что строительство такого стадиона началось и ЗАО «Курганстальмост» выиграл тендер на изготовление 8,5 тысячи тонн металлоконструкций для стадиона «Спартак» в Москве, теперь знают не только работники нашего предприятия, но и инвесторы, в планах которых строительство еще, как минимум, 16 стадионов в России к Чемпионату Мира по футболу-2018.
Седьмая попытка построить полноценную базу — стадион для футбольного клуба «Спартак» — была предпринята в 2006 году. И, несмотря на то, что прошло уже шесть лет, а стадион так и не построен, эту попытку можно считать успешной. В районе Тушинского аэродрома будет построен стадион, первые игры на поле которого запланировано провести в феврале 2014 года. Cегодня завершены работы по возведению цоколя, ведется бетонирование площадок второго и третьего этажей. «Финансировать проект буду я», — заявил Леонид Федун, председатель совета директоров футбольного клуба «Спартак-Москва», решив главный вопрос. Именно он гарантировал и то, что в этот раз стадион будет построен.
Согласно проектному плану, стадион будет представлять собой спортивный комплекс, состоящий из футбольного поля с трибунами, вместимостью 43 000 человек с возможностью расширения до 46 тысяч на время Чемпионата мира по футболу 2018 года и крытой арены, рассчитанной на 12 тысяч зрителей. Архитектурное решение будущего стадиона было найдено германской фирмой «Hochtief». Комплексное проектирование осуществила московская фирма «Айкон». Проектированием металлоконструкций объекта занимаются совместно ООО «Мостпроект» и ЗАО «Гипростромост — Санкт-Петербург».
ОЛЕГ МОИСЕЕВ, заместитель технического директора ЗАО «Курганстальмост», генеральный директор ООО «Мостпроект»:
— Коллектив ООО «Мостпроект» завершил разработку проектирования документации основных металлоконструкций каркаса стадиона «Спартак». Главная сложность заключалась в том, чтобы удовлетворить требование заказчика — вписать в заданное архитектурное решение стадиона все необходимые технические узлы. Нам это удалось.
Могу сказать, что «Спартак» будет одним из первых стадионов в России, в конструкции которого широко используются толстостенные трубы. Это значительно снижает металлоемкость объекта (с 11 тысяч тонн при применении листового металлопроката до 8,5 тысяч тонн в случае использования труб).
Кроме того, использование труб придает определенное изящество и лёгкость конструкции. Около половины необходимого объема труб ЗАО «Курганстальмост» поставит Выксунский металлургический завод Челябинской области, остальное ООО «Руукки рус», Финляндия, и Челябинский трубопрокатный завод.
АЛЕКСАНДР ГОНЧАРОВ, главный конструктор ЗАО «Курганстальмост»:
— Конструкция козырька включает две продольные фермы Ф1, установленные вдоль футбольного поля, и две поперечные фермы Ф2, расположенные перпендикулярно и образующие перекрестную взаимосвязанную систему. Фермы в поперечном сечении — треугольные, с одним верхним и двумя нижними поясами с треугольной раскосной решеткой. Стыки и узлы ферм на высокопрочных болтах с применением фасонок. Жесткость и устойчивость конструкций козырька обеспечивается жесткостью и устойчивостью основных несущих ферм, системой горизонтальных и вертикальных связей, а также жесткостью опорного кольца.
Для обеспечения точности выполнения конструктивных сопряжений элементов при изготовлении необходимо создание пространственной модели. На основе модели построенной ООО «Мостпроект» в программе «Tekla Structures» сегодня проводится техническая подготовка производства, с помощью которой будет реализована связь между чертежами КМД, управляющими программами и оборудованием.
ОЛЕГ ОВЕЧКИН, главный технолог ЗАО «Курганстальмост»:
— Впервые на нашем предприятии в таком широком применении будут использоваться металлоконструкции из труб. В связи с чем специалистами отдела главного технолога разрабатывается технологический процесс изготовления с проектированием необходимой оснастки. Главной трудностью является обеспечение собираемости на монтаже металлоконструкций сложной конфигурации. Поэтому на предприятии мы будем проводить стопроцентную контрольную сборку ферм каркаса. После чего монтажные организации уже на месте строительства будут, по сути, повторять процесс сборки.
Планы организации строительства и производства работ, документацию на фундамент и конструкции временных опор — все это разработано нашими специалистами. Кроме того, на Курганстальмосте будет создана монтажная бригада, которая пройдет обучение и аттестацию для производства данных работ. И с уверенностью можно сказать, что по завершении всех этапов работы над «Спартаком», мы сможем заниматься монтажом объектов любой сложности.
СТАДИОН «СПАРТАК»
Архитектурная модель стадиона разработана компанией «AECOM»
Местоположение стадиона Тушино, г. Москва
Цена строительства 12 млрд.руб.
Вместимость ~ 43 000 человек
Домашняя команда Спартак
Размеры поля 105×68 метров
Получив заказ на проектирование металлоконструкций, специалисты ООО «Мостпроекта» имели возможность разработать проект, напрямую привязанный к техническим особенностям и возможностям ЗАО «Курганстальмост». Это и позволило детально просчитать цену вопроса и найти оптимальные технологичные варианты производственных решений. Результат — победителем тендера по изготовлению металлоконструкций многофункционального комплекса футбольного стадиона «Спартак» было объявлено ЗАО «Курганстальмост», а не омский «Мостовик» или белгородский «Энергомаш-БЗЭМ», также участвовавшие в конкурсе.
ДМИТРИЙ ПАРЫШЕВ, генеральный директор ЗАО «Курганстальмост»:
— Стадион «Спартак» — это принципиально важный для нас заказ, ведь в стране еще будет строиться, как минимум, 16 стадионов к Чемпионату Мира по футболу-2018. И ЗАО «Курганстальмост» вполне может успеть поучаствовать в создании, как минимум, двух или трёх. Изготавливая металлоконструкции Центрального Олимпийского стадиона в Сочи, наше предприятие заработало хорошую репутацию и в таком узком секторе рынка строительных металлоконструкций, как строительство стадионов. Поэтому есть все основания бороться и получать и заказы на участие в строительстве других стадионов.
Еще одним плюсом стало то, что за два года ООО «Мостпроект» выросло благодаря серьезным заказам в проектную организацию, которой многое под силу. И сейчас мы, наконец, можем рассчитывать на то, о чем давно мечтали — чтобы, работая надо проектом, конструкторы привязывали его реализацию к конкретным технологическим возможностям предприятия. В случае со «Спартаком» это отлично сработало. В марте будущего года мы должны отгрузить последние тонны металлоконструкций «Спартака».
CПРАВКА
Покрытие стадиона представляет собой 4 пространственных фермы из круглой трубы, на которые опирается система балок.
Высота ферм 20 — 23,5 м, длинна пролетов — 219 м и 180 м, соответственно.
Вся система связана стальным опорным кольцом, передающим нагрузки на железобетонные колонны через шарнирные опоры, что также способствует уменьшению горизонтальной нагрузки.
Общий вес металлоконструкций покрытия — 8 тысяч тонн.
Проектом стадиона также предусмотрено 6 входных групп двух архитектурных форм, общей массой металлоконструкций — 500 тонн.
Входные группы представляет собой навесы из стальных конструкций, под которыми расположены служебные, досмотровые помещения и здания касс.
Один из навесов имеет светопрозрачное покрытие, что придает ему современный вид и добавляет архитектурной выразительности.
ЛЕОНИД ФЕДУН, председатель совета директоров ФК «Спартак-Москва»:
— Первая игра, надеюсь, состоится здесь уже в феврале 2014 года. К этому времени должны быть решены вопросы со съездом и выездом с Волоколамского шоссе, строительством железнодорожной платформы, позволяющей приехать сюда от Рижского вокзала в кратчайший срок, что вполне удобно. Ну и плюс — новая станция метро, хотя и от «Тушинской» до стадиона, как говорится, рукой подать. Планируется, что не только зрители смогут покинуть трибуны стадиона за считанные минуты после финального свистка, но и спустя самое короткое время шесть с половиной тысяч автомобилей разъедутся со стоянок, которые будут здесь сооружены. Словом, это будет стадион XXI века.
«Хорошо, что строительством спартаковского стадиона занимаются люди, имеющие непосредственное отношение к футболу», — подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин, недавно побывавший на стройке. Он остался доволен тем, как продвигаются дела. Визит мэра добавил уверенности инвесторам в том, что возникающие по мере строительства вопросы будут решаться без промедления, а это крайне важно, ведь «это первый крупный стадион в России, который строится на частные деньги», — отметил после окончания встречи президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.
Да, они будут разные по вместимости, но присутствует закономерность: у частника (Федуна) украсть и попилить бабки гораздо труднее, чем у государства или госкорпорации.
Дай Бог, чтобы как можно быстрее мы увидели нашу команду на родном стадионе.
Человеческое спасибо всем людям, которые занимаются строительством арены.
Дмитрий, выделите имя Леонида Федуна во втором абзаце текста.