7 мин.

Главная проблема Де Дзерби

Вот почему он несовместим с топ-клубами.

Роберто Де Дзерби слишком плохо справляется с эмоциями.

После позора с «Брюгге» (0:3, «Марсель» спустился на 25-е место и вылетел из Лиги чемпионов) Де Дзерби сказал, что может остаться в клубе еще на пять-шесть лет, «Марсель» – его страсть, и он видит, что игроки следуют за ним. Еще на первой пресс-конференции Де Дзерби говорил, что рассчитывает работать лет 10. Впрочем, уже тогда сделал оговорку: бывало, уходил из команд посреди сезона, сам контракт мало значит.

Сразу после «Брюгге» «Марсель» упустил победу над «Парижем» в Лиге 1: 2:2, хотя было 2:0 на 80-й минуте. Де Дзерби нашел крайнего, отстранив защитника Майкла Мурильо: «Все прекрасно видят, какие голы мы пропускаем в конце матчей. Мурильо – прекрасный человек, я его очень люблю. Он приходил ко мне в гости на ужин, один из немногих игроков. Но если у него нет голода побед, он не будет играть». Мурильо успели продать в «Бешикташ» до закрытия трансферного окна.

Спустя неделю «Марсель» проиграл «ПСЖ» 0:5. Анализ Де Дзерби: «Я не знаю, что происходит в головах игроков. Ни о чем не жалею, матч не мог сложиться иначе, учитывая, сколько игроков не на высоте. Не разговаривал с командой после матча – в такие моменты это бесполезно. Каждому нужно быть честным в первую очередь с самим собой».

Это только хроника последних дней Де Дзерби в «Марселе», перед тем, как клуб и тренер расстались по обоюдному согласию.

За время в «Марселе» он несколько раз (обычно после поражений автобусным соперникам) публично подтверждал готовность уйти, если руководство посчитает, что тренер не справляется. 

Много раз Де Дзерби публично критиковал игроков. Доставалось всем: и лидерам, и тем, кто продержался полсезона. В «Марселе» это норма: летом 2025-го в центр поля пришли Эйнджел Гомес (свободный агент из «Лилля») и Мэтт О’Райли (арендован у «Брайтона») – сейчас их уже нет в клубе. За полтора года в «Марселе» Де Дзерби так и не нашел подходящего полузащитника в пару к Пьеру-Эмилю Хейбьергу, попробовав чуть ли не 10 человек. И ведь Де Дзерби в «Марселе» получал не случайных новичков, каждого перед сделкой одобрял лично.

После поражения «Реймсу» 1:3 в прошлом сезоне Де Дзерби сказал, что ему нравится быть в центре скандалов; следующую тренировку итальянец попросту отказался проводить. Тогда игроки отказались тренироваться без тренера. Спортивный директор Медхи Бенатия разозлился: несмотря на богатую карьеру, он никогда не видел, чтобы игроки отказывались тренироваться. Те резонно парировали: Бенатия когда-нибудь видел, чтобы тренер отказывался тренировать? 

Однажды Де Дзерби выгнал полузащитника Исмаэля Коне с тренировки за то, что канадец делал слишком много лишних касаний. Пока Коне уходил с поля, Де Дзерби продолжал его критиковать и повторял «звони агентам» – явный намек, чтобы искал новый клуб. Де Дзерби так завелся, что игрокам и тренерскому штабу пришлось его успокаивать. Понятно, что Коне облажался, но настолько лютая реакция – перебор. 

При Де Дзерби на тренировках было несколько стычек между игроками. Первая – в прошлом сезоне, между Мэйсоном Гринвудом и Хейбьергом, лидерами команды. Хейбьергу не нравилось, что Гринвуд недостаточно выкладывается. Вторая – совсем недавно, уже в 2026-м, между полузащитниками Жоффре Кондогбиа и Артюром Вермереном. Причина: слишком жесткая игра Кондогбиа. Де Дзерби успокоил: ничего страшного, это было на футбольном поле, а не за его пределами, выяснением отношений игроки показывают, что им не все равно на клуб.

Однако был инцидент гораздо серьезнее: драка между Адриеном Рабьо и Джонатаном Роу в раздевалке после первого тура Лиги 1-2025/26 («Марсель» проиграл 0:1 «Ренну», проведя в большинстве больше 60 минут).

Слова Де Дзерби тогда: «В ресторане, если два официанта подерутся, или в юридической фирме, если два адвоката подерутся, как в английском пабе, что должен делать работодатель? Меня это не шокирует – я вырос на улице, но видеть, как телохранителям приходится разнимать игроков… Есть только два решения: либо отстранение, либо увольнение».

«Марсель» выставил Рабьо и Роу на трансфер и продал, хотя Рабьо был любимчиком Де Дзерби, одним из лучших в клубе. Тренер его нахваливал: «Нам нужно два-три-четыре-пять таких игроков в команде. Я спросил Адриена, есть ли у него братья, которые могли бы нам помочь, но он ответил, что его братья, к сожалению, не играют в футбол». 

Между делом упомяну другую историю: спустя год после фразы Де Дзерби «Нил Мопе – пример для подражания, он мне как сын и останется в «Марселе», пока я здесь» Мопе ушел в «Севилью», до этого полгода практически не играя за «Марсель».

При Де Дзерби каждый футболист внезапно смертен, вот в чем фокус.

Такое поведение – подарок для желтушных медиа. Можно не смотреть матчи «Марселя» и все равно строчить полотна в ежедневном формате. Если «Марсель» проигрывает, Де Дзерби обязательно даст реплику-хит, готовый заголовок на первой странице.

Короткое отступление: удивительно, как человек с таким взрывным характером исповедует стиль игры с поступательными розыгрышами от ворот, методичным выманиванием соперника в прессинг, чтобы затем в тот же короткий пас выйти на пространство и атаковать. Оставим психоанализ, самые страшные догадки можете развернуть сами. Остановлюсь на забавной параллели: Де Дзерби, который строит футбол на выманивании соперников в прессинг, сам в итоге попадается в ловушку журналистов, раз за разом ведясь на провокативные вопросы и «оголяя пространство за спиной».

Чуть ли не две любимые формулировки Де Дзерби: «лучшая игра «Марселя» с момента моего прихода» и «худшая игра «Марселя» с момента моего прихода». Хотя формулировки такие, что использовать их регулярно попросту странно. Де Дзерби любит изъясняться радикально.

Дело не в самом факте эмоциональности, не каждый успешный человек и тем более тренер сохраняет спокойствие в любой ситуации. Невозможно представить тихого Юргена Клоппа. Разница в том, что в буйстве Де Дзерби нет созидания. Кто-то вообще удивлен, что именно в «Марселе» Де Дзерби случались стычки между игроками на тренировках и даже драка? Гнетущая атмосфера охватывает весь коллектив.

Важно оговориться: я не считаю Де Дзерби слабым тренером, хотя, если оценивать чисто футбольные аспекты, претензии все равно будут. Во-первых, его команды слабо обороняются: полупрессинг, открытый мяч (когда на соперника с мячом ноль давления, он без помех может продвигать), плохие офсайдные ловушки, регулярные быстрые встречные атаки. Во-вторых, главная фишка Де Дзерби – розыгрыши от ворот – не очень работает именно в важных матчах, против серьезных соперников; соотношение привозов на своей половине к собственным опасным атакам явно не в пользу тренера. 

И даже с этими важными проблемами он может подхватить перспективную команду в любой топ-лиге, выкрутить атакующий потенциал, развить отдельных игроков и дать шоу. Более того, есть гипотеза: чем сильнее команда, тем лучше может работать главная фишка Де Дзерби. Однако большим клубам ни в коем случае нельзя приглашать Де Дзерби. Именно из-за его деструктивной эмоциональности.

Тренеры топ-клубов сейчас дают пресс-конференций больше, чем проводят тренировок. Чем больше клуб, тем сильнее придираются к каждому слову. А когда играешь каждые три дня (матчей не становится меньше), важна не только игровая, но и психологическая стабильность. 

Хороший пример – «Бавария». Просто сравните, что было при Томасе Тухеле (постоянный негативный фон вокруг команды) и как изменилась ситуация при Венсане Компани (идеальная дипломатия, ноль публичных конфликтов). Игроки и менеджеры, заставшие обоих тренеров, регулярно напоминают об этих изменениях. Важный фактор выхода из кризиса. 

Де Дзерби способен придумать по-футбольному классный план, но если он не сработает один раз, страшно подумать – два-три, Роберто мигом придумает много проблем. Гораздо больше, чем хороших идей на поле. 

Моуринью говорил: If I speak, I’m in big trouble («Если начну говорить, будут большие проблемы»). Де Дзерби ультимативнее: нет никаких «если», только «когда». 

Телеграм-канал автора, где много заметок про французский футбол

Фото: Gettyimages.ru/Justin Setterfield, Charlie Crowhurst; Bruno Fahy/Global Look Press