В чем сила Никиты Хайкина? Разбор Артема Реброва
Вратарская аналитика.

Друзья, всем привет! Уже сегодня стартует плей-офф Лиги чемпионов, куда пробился «Буде-Глимт» Никиты Хайкина. Кажется, лучший момент, чтобы поговорить о нем. Тем более он очень интересный вратарь, а норвежская команда использует его не только для сэйвов.
Как Хайкин участвует в начале атак?
Впечатляет, насколько Никита уверен в себе и как надежен в воротах. Только тут важен контекст: «Буде-Глимт» очень грамотно действует тактически и помогает вратарю.
Когда Хайкин с мячом, у него много предложений для передачи, потому что защитники активно двигаются и предлагают себя.

Никите не надо рисковать, не надо в спешке бить куда придется – у него всегда масса вариантов для начала атаки. Да, Хайкин добротно играет ногами, но здесь очень большой вклад остальной команды, которая максимально облегчает ему жизнь.
Никита играет важную роль в развитии атак «Буде-Глимт». Часто ему отдают пас прямо от центра поля – чтобы выманить соперника и заставить его прессинговать.


Когда соперника выманивают, у Хайкина обычно два варианта: либо играть широко, либо выбивать вперед и сразу отрезать половину команды противника.

Вот, например, ситуация в матче с «Боруссией». Вынос приводит к ситуации три в три. Хорошие шансы зацепиться за мяч и создать опасный момент.

У Никиты всегда есть вариант сыграть и в ширину. Это достигается за счет того, что защитники и два опорника очень много бегают – незаметный, но очень важный труд.
Когда соперник агрессивно прессингует, Хайкин и защитники упрощают игру – сводят ее к выносу вперед. Все же Никита ногами играет похуже главных вратарей мира и предпочитает лишний раз не рисковать.
В чем еще хорош Хайкин и есть ли у него недостатки?
Хайкин стал лучшим в первой части Лиги Чемпионов по количеству отбитых ударов и по количеству сэйвов.

За 8 матчей отразил 49 ударов и сделал 25 сэйвов. xG ударов соперника – 22.31, пропущено всего 15 голов. Здесь и говорить нечего – шикарные показатели.
Никита классно тащит удары головой в упор после навесов (так было и с «Атлетико», и с «Галатасараем»), что говорит и о хорошей реакции, и о верном выборе позиции, и о правильной работе рук. Он не валится назад, а старается сохранить вертикальное положение и держит руки в нужной зоне – чтобы доставать и верхние, и нижние мячи.
Этот навык специально отточен. Такое практикуют во многих клубах и Европы, и России. Обратите внимание на руки вратарей «Рубина»: при навесах они как у тираннозавров.

Это помогает доставать мячи, которые летят в упор в район головы и выше. Хайкин действует в схожей манере. В общем, поднятые заранее руки при подаче – современный тренд.
Еще важно отметить, что Никита почти не допускает грубых ошибок и действует надежно, практически не рискует. Еще он никогда не торопится при вводе мяча руками. Ждет, когда команда расставится, и только после отдает пас. Не пытается длинной передачей рукой вывести нападающего один на один и не делает опасных передач между линиями.
Из недостатков: на выходах часто не пытается ловить, а настроен вынести кулаком. Думаю, здесь тоже крен в сторону надежности, но по мне – вратарю надо стремиться ловить мяч на выходах. В «Спартаке» Джанлука Риомми даже запрещал на тренировках играть кулаком.
Вообще, «Буде-Глимт» – идеальная команда для вратаря. Дают много вариантов при розыгрышах, обороняются всем составом, ребята очень бойцовские. Страхуют ворота, пластаются вместе с вратарем, гасят очень много ударов – в итоге до Хайкина часто докатываются легкие кровавые мячи.
Мог бы Хайкин играть в РПЛ и в какой команде?

«Буде-Глимт» в чемпионате Норвегии тоже выманивает соперника на свою половину через Хайкина, но там сопротивление попроще, и моментов у его ворот поменьше. Так что нельзя говорить, что Никита хорош только в ситуациях, когда его обстреливают весь матч. Бывает, ему надо выручить пару раз за игру, а он с этой задачей спокойно справляется.
Хайкин подошел бы любой команде в топ-6 нашего чемпионата, а «Буде-Глимт» немного напоминает «Балтику» – бойцы, которые много бегают, пашут на поле и добросовестно исполняют тактическую установку тренера. Такие команды часто называют тренерскими.
История Хайкина и Сафонова показывает, что у нас хорошие вратари и что у нас умеют их готовить. Если бы не специфика адаптации вратарей, их было бы еще больше. Потому что эта позиция – особая роль, особая ответственность, особая коммуникация с игроками. Вратарю за границей точно сложнее, чем полевому.
По футбольным качествам вратари из наших топ-клубов и даже средних клубов соответствуют уровню первой части Лиги чемпионов.
Можно ли Сафонова сравнивать с Акинфеевым? Колонка Артема Реброва
Фото: East News/Lise Åserud/NTB Scanpix via AP, AP Photo/Manu Fernandez; Tyrannosaurus Stock photos by Vecteezy











На самом деле у нас действительно неплохие вратари. Причем, что радует, молодая смена растет неплохая. Вон Краснодарская школа их штампует одного за одним - Латышонок (сейчас сдал, на пике был топ), Адамов, Сафонов, Агакцев.
А есть еще Тороп в ЦСКА довольно перспективный...
Так вот вопрос: а, во сколько реально-то вратарем становятся?
Просто Хайкин с 14-15 лет заграницей, а скажем, "наш" грек Лодыгин и вовсе в России футболом не занимался. Но, вернемся к племяннику: полное ощущение, что если в 13 лет баскетболиста-волейболиста в секцию привести, то в 16 уже будет топовый вратарь. Если что, то по они там на полполя играют... и вот племянник реально на уровне просто ловкого мальчика во дворе с мячом работает. Командует по-взрослому)