5 мин.

VAR и с чем его едят

В этом блоге вы сможете узнавать о технологиях в спорте, о том, как они меняют ваши любимые виды спорта к лучшему, а также об обратной стороне медали. И начнем, пожалуй, с самой хайповой технологии последнего десятилетия - VAR и его предшественников.

VAR - это помощник судьи в футболе. Технология была официально включена в правила игры лишь только в 2018 году. Да, парадокс, но спорт №1 в мире славится своей закостенелостью среди других видов, очень не просто, долго вводится что-то новое, а уж тем более инновационное. И все это приправлено массой споров среди фанатов, экспертов и, непосредственно, игроков и тренеров. Главным камнем преткновения было «неминуемое сбитие темпа игры». Что-то вроде своеобразных духовных скреп, только чисто по футбольному...

Тем не менее, чтобы идти в ногу со временем и каждый раз не ловить негатив от фанатов той или иной стороны после очередного спорного момента в плей - офф международного турнира или будь-то MatchDay топ - лиги, футбольная мировая элита (по большей степени европейская) склонилась пред обстоятельствами и наконец - таки ввела долгожданную технологию, как полноправного участника матчей.

Но, кто же тогда был первопроходцем в видеоповторах, помощи судьям, ассистировании в принятии решения? Впереди всех был самый коммерческий спортивный (да и что уж там, не только спортивный...) рынок планеты - США. А именно, примером впервые системно удачно примененной технологий видеоповторов считается NFL (американский футбол). Там, видеоассистент помогает судьям уже с 1999 года. А первая проба такой технологии в данном виде спорта считается 1986 год. Понадобилось 13 лет, чтобы ввести это официально и надолго. Только вот прибегать к его помощи решают тренеры команд, причем ограниченное кол-во раз за матч.

Также, среди первопроходцев технологии есть и НХЛ (Хоккей). Там, с 1991 года с помощью видеоповторов определяют взятие ворот шайбой. Позднее систему расширили до вбрасывания, положения «вне игры», помехе вратарю и др. спорных моментов. В НБА (Баскетбол) система используется с 2002 года для определения был ли точный бросок на последних секундах, кто последним коснулся мяча перед аутом, наличие фола при броске и т.д.

Если же посмотреть шире, а не только вдоль северной части Атлантического океана, то мы увидим, что в таких видах спорта, как Крикет, Теннис, Регби, Волейбол, а также Горные лыжи и Биатлон, система видеоповторов используется уже с «нулевых», в том или ином виде для фиксации спорных моментов и помощи рефери в принятии судьбоносного решения.

Про историю закончили, погнали разбираться в самой технологии. Если говорить про сам VAR, то технология следует принципу ручного/полуавтоматического просмотра видео человеком (судьей/рефери). Техническое оснащение при этом таково:

- многокамерность: десятки (порой и сотни) камер высокой точности на один спортивный объект (телевизионные, сверхзамедленные (Slow Motion), для линий);

- централизованный видеоцентр (все видеостримы со стадиона передаются по защищенным каналам в удаленный центр, где работает команда специалистов. Это повышает консистентность решений и снижает давление толпы на судей на месте);

- специализированное ПО (софт, который позволяет арбитрам быстро переключаться между камерами, общаться с коллегами для принятия решения (защищенная связь арбитра с видеоцентром), рисовать оффсайдные линии и т.д.)

Также, в футболе используется технология SAOT - полуавтоматическая система, которая:

- отслеживает игроков специальными камерами под крышей стадиона (до 12). 50 раз в секунду камеры отслеживают 29 точек на теле каждого игрока, создавая скелетную 3D-модель;

- отслеживают мяч, в центре которого размещен инерционный измерительный модуль, который 500 раз в секунду передает данные о его точном положении;

- в реальном времени компьютер вычисляет положение игроков относительно мяча и линии офсайда. Как только ассистентный судья фиксирует пас, система автоматически создает визуализацию с линией офсайда и точками на игроках;

- видеоарбитр вручную проверяет, кто из игроков активен, и передает решение главному арбитру. Это сокращает время проверки с нескольких минут до 20-30 секунд

В других видах спорта, например в теннисе, используется технология Hawk-Eye - система отслеживания траектории. Она исповедует принцип компьютерного зрения и триангуляции. Неподвижные высокоскоростные камеры (от 6 до 14) расположены под разными углами вокруг спортивного объекта. Камеры отслеживают игровой снаряд со скоростью сотни кадров в секунду. Компьютер строит его 3D-траекторию, прогнозируя точку отскока и приземления. Погрешность — менее 3.6 мм. Решение автоматическое и финальное.

Ну и на засыпку, никуда не деться от всевозможных датчиков и сенсоров. Они окружают нас не только в повседневной жизни, в нашем с вами быту, но и в спорте:

- теннис: в мячи для Уимблдона вшивают чипы для сбора данных, но не для судейства;

- футбол (GoRef): использовал магнитное поле вокруг ворот и датчик в мяче;

- лыжи/коньки: датчики на ботинках конькобежцев или лыжников для точного финиша;

- волейбол: тепловизоры для определения касания

Во всех этих технологиях можно проследить эволюцию от решения объективных моментов (пересек ли мяч линию ворот), до определения субъективных (намеренная игра рукой), а также тенденцию к автоматизации простых решений (гол - линия, оффсайд) и централизации сложных (фолы).

Главный же вызов для всех видов спорта, в особенности для футбола, остается баланс между точностью, скоростью принятия решений и сохранением темпа и духа игры. Здесь все тому же футболу еще есть куда стремиться и с кого брать пример (крикет, теннис, американский футбол). Но не стоит забывать о различиях в самих видах спорта, что проще и быстрее применить в одном, тяжелее - в другом.

А что бы вы изменили/добавили в VAR?

#апорииЗенона #технологииВспорте #спорт #футбол #IT