4 мин.

«Формула - 1»: шахматная партия на скорости 300 км/ч

Формула - 1 - это не просто зрелищная гонка высокоскоростных болидов под управлением профессиональных звездных пилотов, но и высокотехнологичная битва инженеров и data - аналитиков, где победа или поражение часто определяются умением быстрее и точнее обработать информацию.

Отвечает за все это телеметрия - нервная система болида, невидимая, но абсолютно критическая составляющая современных гонок. Давайте разберем ее подробнее.

Телеметрия — это дистанционный сбор, передача и анализ огромного массива данных с датчиков, установленных на болиде и на пилоте. Проще говоря, это прямая онлайн-трансляция «здоровья» и поведения машины на мониторы инженеров в боксах и на заводе команды.

Впечатляющие цифры: за уик-энд современный болид F1 генерирует около 3 ТБ данных (эквивалент ~750 фильмов в HD). Во время гонки с машины снимается более 300 параметров с частотой обновления до 0.001 секунды.

Цифровизация и телеметрия в Формуле-1
Цифровизация в F-1 (Okolo.me)

Как это устроено?

Система состоит из трех ключевых элементов:

1. Датчики (сенсоры): Их сотни по всему болиду.

   · На двигателе и силовой установке: температура, давление, расход топлива, обороты (до 15 000 об/мин), токсичность выхлопа, состояние MGU-K и MGU-H.

   · На шасси: нагрузки на подвеску, степень сжатия амортизаторов, температура тормозных дисков и колодок, давление в шинах и их температура в разных точках.

   · Аэродинамика: датчики в переднем и заднем антикрыле, измеряющие прижимную силу и эффективность.

   · На пилоте: датчик пульса, дыхания, перегрузок (G-force), иногда — ЭКГ. Позволяет оценить физическое состояние.

2. Передача данных:

   · На трассе: данные передаются по защищенным радиоканалам на пит-стен команды и далее через оптоволокно в гаражный «коптер» — мощный серверный шкаф.

   · За пределами трассы: Оттуда данные шифруются и через выделенные спутниковые каналы передаются в главный «миссион-контроль» команды на заводе (в Великобритании, Италии или Швейцарии). Там десятки инженеров в реальном времени анализируют информацию.

3. Анализ и визуализация:

   · Данные отображаются на сложных графиках, 3D-моделях болида и сводных дисплеях.

   · Искусственный интеллект и машинное обучение мгновенно обрабатывают информацию, выявляя аномалии и прогнозируя отказы.

Командам Формулы 1 могут ограничить использование телеметрии - новости Формулы 1 2018
Телеметрия F-1 в десктопе (F1Report.ru)

Для чего это все нужно и как помогает в конечной цели - пьедестал гонки?

1. Стратегия гонки (самое зрелищное для болельщиков)

· Деградация шин: Телеметрия показывает, как нагревается и изнашивается резина, помогая выбрать оптимальный момент для пит-стопа.

· Расход топлива: Расчет, сколько литров можно сэкономить или, наоборот, потратить на обгон. Одна из ключевых стратегических игр.

· Прогноз погоды: Датчики на машине (температура трека, влажность) дают более точные данные, чем метеостанции, помогая принять решение о смене шин на дождевые.

2. Управление надежностью и диагностика

· Предотвращение сходов: Система предупреждает о перегреве двигателя, критическом износе тормозов или риске отказа гидравлики. Знаменитые команды инженеров по радио: «Box, box, проблема с мощностью!» — это результат анализа телеметрии.

· Послеаварийный анализ: Позволяет понять, что сломалось и почему.

3. Настройка болида (сетап)

· Сравнивая данные двух пилотов команды, инженеры понимают, чья настройка эффективнее.

· Можно дистанционно менять более 300 параметров автомобиля во время сессии, но НЕ во время гонки (запрещено правилами с 2014 года). Во время гонки пилот сам настраивает машину с помощью переключателей на руле (баланс тормозов, дифференциал, мощность гибридной системы).

4. Анализ стиля пилота

· Телеметрия показывает, как именно пилот работает с педалями газа и тормоза, как вращает руль. Это помогает найти доли секунды, сравнивая траектории и манеру прохождения поворотов с напарником или идеальным кругом.

5. Безопасность пилота

· Данные о перегрузках при аварии мгновенно передаются на пит-стен, позволяя оперативно оценить серьезность инцидента и необходимость медицинской помощи.

Как инженер Ф1 читает телеметрию? | Autosport.com.ru
Инженер F-1 "читает" телеметрию (Autosport.ru)

Есть и интересные нюансы и ограничения данной технологии:

· «Мертвая зона»: На некоторых трассах (например, в Монако в тоннеле) радиосигнал прерывается. Данные буферизуются в бортовом компьютере и выгружаются, когда связь восстанавливается.

· Запрет на двустороннюю телеметрию: С 2003 года командам запрещено дистанционно управлять автомобилем с пит-стена. Пилот — единственный водитель. С 2014 года запрещена и дистанционная настройка машины во время гонки.

· Шпионаж и защита: Данные шифруются, но команды постоянно пытаются «подслушать» радиообмен и перехватить сигналы соперников. Это часть технологической войны.

· Для зрителей: То, что показывают в трансляции (скорость, передача, график разницы во времени) — это лишь верхушка айсберга, публичная телеметрия. Реальные данные команд в сотни раз сложнее и являются их главным секретом.


Надеюсь, вы узнали для себя что-то новенькое. Ну, а напоследок, напишите в комментариях: какой ваш любимый болид F-1 и почему?