6 мин.

Система развития профессионального футбола в России: или как сделать так, чтобы клубы не исчезали

Пока наши футбольные чиновники, не могут составить регламент даже на ближайший год, та же проблема и с составлением календаря, когда люди искренне удивляются, что в декабре в Красноярске может быть холодно, а в августе — жарко. Я решил порассуждать, как сделать так, чтобы не было вот таких случаев, как с Химками или Черноморцем. Ведь из года в год повторяются всё одно и то же. Чиновники пытаются решить данную проблему с помощью лицензирования или под гарантиями «уважаемых людей». И каждый раз что-то идёт не так — интересно, почему?

Я решил не соревноваться в слабоумии с футбольными функционерами, ведь они победят за явным преимуществом. А там уже не важно — это кризис управленцев или кумовство во всём виновато. А предложить идеальную модель развития, функционирования и финансирования, которая окутала бы все наши дивизионы, начиная от детско-юношеского спорта.

К сожалению, у нас не реально создать рыночный продукт, как в той же Англии или, например, в НХЛ или НБА. Во-первых, население не платёжеспособное; невозможно зарабатывать баснословные деньги на телетрансляциях или на билетах, а во-вторых — качество продукта страдает. У нас и сейчас «Матч ТВ» является убыточным каналом, а весь этот цирк-шапито оплачивается из государственной казны по средствам Газпрома, а кто платит — тот девушку и танцует. А артисты цирка с телеканала отрабатывают выделенные средства, не чураясь ничем. Поэтому за такой продукт мне жалко платить и 300 рублей, не говоря о более внушительных суммах! Или когда требуют оформить Fan Id паспорт для похода на стадион, где на обычных местах не созданы условия, где я воспринимаюсь не как желанный гость, а как потенциальный преступник. Но отбросим весь этот негатив — и давайте ответим на вопрос: что же делать?

Предложение по решение данной задачи

У нас возможно создать подобный проект только при желании политической верхушки. И, конечно, от гос. участия никуда не деться. А идея заключается непосредственно в том, чтобы не обязывать, как сейчас, брать под крыло спортивные клубы крупные корпорации. А создать пул для чемпионата, где каждой крупной компании, будь то Лукойл или Газпром, Северсталь или Сбербанк, надлежит вносить энную сумму в этот фонд. Если, например, минимальный бюджет для участия в чемпионате составляет 5 млрд, то последнему месту, как раз, полагается столько получить, соответственно и при выходе из ФНЛ должна быть подобная сумма. И зависимо от мест шкала будет расти. Тогда будет смысл бороться за каждое место, а первостепенным станет не финансовые возможности отдельных команд, а грамотный подход в управлении. И клуб уже не будет зависеть от губернатора или условного Садыгова.

Это повысит конкуренцию, что приведёт к повышению интереса к чемпионату, застрахует клубы от финансовой ямы. Проблемы могут возникнуть разве что при нецелевом расходовании, но там должны будут стоять некие ограничения. Чтобы, например, профессиональные менеджеры не могли потратить на зарплаты больше, чем имеется в бюджете, есть же и прочие расходы. Внутри клуба, а может, и на федеральном уровне, подобает утвердить законодательно, сколько от этих доходов полагается идти на развитие детско-юношеского спорта.

И по итогу, если у какой-то корпорации есть желание и капитал спонсировать ещё и некий клуб, то никто этого не запрещает. Также не возбраняется, если, допустим, какой-то руководитель региона хочет развивать футбол и всей душой ратует за это, то он тоже может привлекать ресурсы извне, но ни как не бюджетные средства. Из государственной казны можно тратить только на развитие спорта и инфраструктуру, но ни как не на профессиональный клуб! Особенно, если регион вдобавок ещё и дотационный!

Вышеперечисленное предложение даст мощный толчок для развития футбола в стране, повысит конкурентоспособность чемпионата и, соответственно, интерес, застрахует от нецелевых расходований средств и коррупции. На первую строчку выйдут профессиональные управленцы, а не просто бабло! Это поможет создать долгосрочный план развития футбола в регионах, и, соответственно, со временем даст плоды в виде футболистов, на которых будет приятно смотреть! Клубы перестанут уходить в небытие, и сформируется многолетняя история. И не нужно будет заниматься искусственными мерами вроде лимита. Как и любой проект, здесь все можно испортить — никто не отменял человеческий фактор! Ведь VAR тоже создавался, чтобы исправить ошибки судей, а уже у нас стали смотреть, кому помогать их исправлять, а кому — нет...

Пример фонда для РПЛ

1 место - 25 млрд. ₽

2 место - 20 млрд. ₽

3 место - 17 млрд. ₽

4 место - 15 млрд. ₽

5 место - 14 млрд. ₽

6 место - 13 млрд. ₽

7 место - 12 млрд. ₽

8 место - 11 млрд. ₽

9 место - 10 млрд. ₽

10 место - 9 млрд. ₽

11 место - 8 млрд. ₽

12 место - 7 млрд. ₽

13 место - 6 млрд. ₽

14 место - 5млрд. ₽

15 и 16 место - 3 млрд. ₽

Итого: 178 млрд. ₽ только для участников РПЛ

Суммы, конечно, могут различаться, и пропорции могут быть другими; не забываем, что клубы также зарабатывают от прав на телетрансляции, рекламе, билетах, и у некоторых есть частные владельцы, которые могут пополнять бюджет команды из своего кармана!

Если говорить про другие дивизионы и, в частности, ФНЛ, естественно, там доходы будут меньше, но для команд, которые заслужили повышение в классе, призовой куш должен быть на уровне 14-го места РПЛ, а возможно, и какие-то бонусы за повышение в классе. Систему вы поняли: при выходе в ФНЛ из второго дивизиона та же суть; и теперь уже будет смысл бороться за право играть дивизионом выше, ведь это будет пополнять казну клуба, а не наоборот, как на данный момент, когда многие команды отказываются от повышения из-за того, что это ведёт к большим расходам!


Без прикрас и более открыто в моём телеграмм-канале По Сути о Спартаке.