11 мин.

Руанда и «Арсенал», Катар и «ПСЖ», ОАЭ и «Ман Сити». Как страны продвигают туризм через футбол

Вы в блоге «Сирены» – креативной студии Sports.ru. Мы рассказываем про классное в мире спортивного маркетинга и рекламы. Подписывайтесь на наши блог и телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.

Недавнее исследование Sports.ru показало: самый популярный клуб в Руанде – «Арсенал». Это влияние нетипичного рекламного соглашения между африканской страной и лондонской командой. 

Вы точно видели этого спонсора на «Эмирейтс» и рукавах футболок «Арсенала». Вместо логотипа компании там надпись с призывом посетить страну – Visit Rwanda. 

Подобных туристических партнерств клубов с государствами в футболе уже немало.

«Атлетико» (Азербайджан и Саудовская Аравия)

В этом сезоне «Атлетико» получил нового титульного спонсора – Riyadh Air. Бездонный госфонд Саудовской Аравии (PIF), который владеет авиакомпанией, выложил 160 миллионов евро за четыре сезона. 

При этом Riyadh Air еще даже не совершил ни одного полета – первый планируется только в 2025 году. Авиакомпания хочет стать новым ближневосточным флагманом авиаиндустрии и составить конкуренцию Emirates, Etihad и Qatar Airways. И по их примеру пошла в футбол – стратегия, которая помогла вышеназванным авиакомпаниям повысить узнаваемость и доверие к бренду. 

Riyadh Air не будет гнаться только за транзитными пассажирами – компания хочет продвигать королевство как место для туризма. И у «Атлетико» уже был один из самых известных опытов подобного сотрудничества: с 2013 года по 2015-й клуб рекламировал на футболках Азербайджан. 

Министерство туризма этой страны платило мадридцам 12 млн евро в год (почти в 3,5 раза меньше, чем сейчас Riyadh Air). Партнерство включало посещение игроками Азербайджана, а также обучение азербайджанских молодых футболистов по испанским методикам в Мадриде и Баку.

Сначала на форму «Атлетико» нанесли слоган Azerbaijan – Land of Fire («Азербайджан – Страна огней»), а затем надпись сменили на Baku 2015 (это реклама Европейских игр, которые прошли в Баку).

В таких партнерствах, где название конкретной компании заменяет реклама целой страны, всегда сложно оценивать эффективность инвестиций. Но как минимум с таймингом Азербайджан угадал: «Атлетико» за время партнерства вышел в финал ЛЧ, а также впервые за несколько десятилетий выиграл чемпионат, Кубок и Суперкубок Испании.

«Кардифф» (Малайзия)

Один из самых первых и длительных примеров рекламы страны продемонстрировал «Кардифф», который прославляет на футболках Малайзию аж с 2011 года. Сначала это была надпись с призывом посетить страну.

А в 2020-м слоган Visit Malaysia заменили на Malaysia Berjaya («Успех Малайзии»). Он отсылает к национальной патриотической песне и к малазийской корпорации Berjaya. 

Разгадка простая – клубом и корпорацией владеет одиозный малазийский бизнесмен Винсент Тан, который однажды попытался сменить «Кардиффу» традиционные цвета. После смены слогана он подчеркнул, что его цель остается неизменной – сделать родную страну популярным местом для отдыха.

«Я всегда открыт для идей и сотрудничества с правительством Малайзии по продвижению страны, – говорил Тан. – Я патриот, Малайзия всегда будет для меня приоритетом. Из-за любви к стране я резервирую это эксклюзивное место на футболке для Малайзии. Новый слоган отражает не только мой патриотизм, но и усиливает мои чувства [как основателя Berjaya Corporation]».   

Кстати, с 2013 года по 2015-й слоган Visit Malaysia носил также боснийский «Сараево». Да, этот клуб тоже принадлежит Тану.

«Севилья» (Малайзия и Пуэрто-Рико)

В сезоне-2014/15 надпись Visit Malaysia получила еще более широкое покрытие – «Севилья» с таким спонсором забрала очередную Лигу Европы.

После второй подряд победы в турнире клуб удвоил стоимость титульного спонсорства. Сумма по нынешним временам все равно скромная (увеличили с двух до четырех миллионов евро в год), но Малайзия отказалась.

На смену пришел туристический партнер из Пуэрто-Рико. Президент «Севильи» Хосе Кастро громко анонсировал сотрудничество: «Это самая важная сделка за всю 126-летнюю историю «Севильи». Мы горды быть послами Пуэрто-Рико в Испании и во всем мире».

В 2016 м пуэрториканцы пообещали «Севилье» 7 млн евро за полтора года, но уже в феврале 2017-го спонсор перестал быть титульным и переместился на заднюю часть футболки под номерами. Объяснение простое: туристический совет Пуэрто-Рико сообщил клубу, что из-за мощного финансового кризиса в стране они не смогут выполнить обязательства в полном объеме.

«Метц» (Чад)

В 2016 году сформировался еще более необычный союз: «Метц» нанес на форму рекламу Чада – одной из беднейших и самых коррумпированных стран мира. 

«Чад: Оазис Сахеля» – такую надпись носили игроки французского клуба. Сахель – это тропическая саванна, которая формирует границу между пустыней Сахарой на севере и более плодородными землями на юге. 

С помощью футбола Чад, который не имеет выхода к морю, хотел повысить туристический потенциал страны. Но вряд ли это возможно с таким количеством проблем: недавняя гражданская война, сотни тысяч беженцев из соседних Судана и ЦАР, столкновения государства с повстанцами и нищее население (на тот момент четвертая страна в мире по бедности).

«Арсенал», «ПСЖ», «Бавария» (Руанда)

Лондонцы в 2018-м запартнерились с более успешной африканской страной, но за счет масштаба клуба поймали еще больше критики. Английские медиа писали, что Великобритания ежегодно отправляет Руанде 64 млн фунтов экономической помощи. В это же время Руанда отдает по 10 млн фунтов за сезон «Арсеналу»  – клубу, за который болеет бессменный с 2000 года президент страны Поль Кагаме. 

С 2019-го туризм в Руанду продвигает еще и «ПСЖ» (получают 8-10 млн евро в год). В отличие от «Арсенала», парижане нанесли слоган Visit Rwanda не на игровую, а на тренировочную форму. В остальном условия схожие: реклама на бортах стадионов, поездки звезд обеих команд в Руанду и обратные визиты африканских артистов. Кроме того, на арене «ПСЖ» продаются только руандийские чай и кофе. Парижане также открыли в Руанде футбольную академию. 

А с этого сезона слоган Visit Rwanda использует и «Бавария». Несмотря на яростную критику фанатов и правозащитной организации Human Rights Watch, мюнхенцы договорились о пятилетнем сотрудничестве. Академия «Баварии» в Руанде теперь тоже появится.

Руанда за счет футбола хочет поправить имидж, так как первая ассоциация со страной у многих связана со страшным геноцидом 1994 года. Страна продолжает оставаться достаточно бедной, но за последние десятилетия экономика и уровень жизни там заметно подросли. Руанда активно развивает туризм: «ПСЖ» сообщал, что в 2022 году страну посетили миллион иностранцев, а доходы от гостей составили 500 млн долларов. Правда, руандийские власти делились другими данными: миллион туристов и 445 млн дохода удалось привлечь за все время после захода страны в футбольное спонсорство.

«ПСЖ», «Барселона», «Бавария» (Катар)

Вышеописанное партнерство «ПСЖ» с Руандой многие объясняли бизнес-интересами Катара в этой стране. В декабре 2019-го Qatar Airways приобрела 60% строящегося международного аэропорта в пригороде столицы Руанды. А в феврале 2020-го государственная авиакомпания Катара завладела 49% акций RwandAir – национальной авиакомпании Руанды. По удивительному совпадению «ПСЖ» занялся продвижением туризма в Руанду именно в это время.

Еще в 2014 году «ПСЖ» не прошел проверку УЕФА из-за спонсорского контракта с министерством туризма Катара на 200 млн евро. Тогда сделку посчитали нерыночной, но катарские владельцы «ПСЖ» в 2022-м все же получили титульного спонсора из родной страны. Да, им стала все та же Qatar Airways.

«Барселона» долгое время оставалась единственным топ-клубом без спонсоров на форме. Но под натиском коммерциализации каталонцы не выстояли: сначала было благотворительное партнерство с ЮНИСЕФ (2006-2011) и некоммерческой организацией Qatar Foundation (2011-2013), а когда болельщики уже привыкли, на место спонсора встала Qatar Airways (2013-2017). 

С 2011-го по 2017-й «Барса» получила от фонда Qatar Sports Investments (они же владеют «ПСЖ) больше 200 млн евро. За это время количество рейсов между Барселоной и Дохой увеличилось в несколько раз, но клуб постоянно критиковали из-за связи с Катаром и ситуации с правами человека в этой стране. В конце концов «Барса» вышла на рынок в поисках нового спонсора.

Зато с 2018-го по 2023-й Qatar Airways на рукавах активно рекламировала «Бавария». Клуб получил от катарцев в сумме около 100 млн евро, за что постоянно критиковался немецкими правозащитниками и фанатами. Теперь «Бавария» вроде как ушла от Катара, но недалеко: мы помним, что у катарцев серьезные бизнес-интересы в Руанде, новом туристическом партнере мюнхенцев.

«Ман Сити», «Арсенал», «Реал», «Милан» (ОАЭ)

Национальные авиакомпании ОАЭ уже прочно ассоциируются с клубами из главных городов Европы. Бывший директор Emirates Ашфак Шах рассказывал, как формировалась эта стратегия: «Тогда был смысл завоевать долю рынка в Европе, чтобы превратить Дубай в привлекательное место для европейских туристов. В то же время мы старались убедить пассажиров летать в Европу с помощью Emirates. Футбол оказался общей страстью Европы и Ближнего Востока».

У дубайской Emirates сейчас больше всего клубов в профайле: «Реал», «Арсенал», «Милан», «Лион», «Олимпиакос» и «Бенфика». Каждый клуб представляет большую страну и находится в крупном городе с большим аэропортом.

Etihad представляет другой эмират – Абу-Даби. И спонсирует клубы City Football Group, активно охватывая аудиторию Великобритании, США и Австралии. 

Департамент туризма Абу-Даби – также один из спонсоров «Ман Сити», поэтому на «Этихаде» есть место и для слогана Visit Abu Dhabi.

«МЮ» (Мальта), «Ливерпуль» (Маврикий)

Туристические партнерства клубов с целыми странами становятся уже привычным делом. «МЮ» с 2019 года сотрудничает с Управлением по туризму Мальты, получая порядка 7 млн евро в год (без размещения на форме).

«Ливерпуль» похожим образом рекламирует Маврикий, где клуб даже открыл академию. Соглашение подписывал лично премьер-министр африканской страны: «Это сотрудничество направлено на укрепление и развитие Маврикия как процветающего экономического центра и туристического направления мирового класса».

Правда, не обошлось без курьезов: на матче с «Тоттенхэмом» в url-адресе сайта неправильно написали название страны – Mauritus вместо Mauritius. 

«Тоттенхэм» в этом году тоже мог запартнериться с правительством. Клуб уже согласовал трехлетнюю сделку с министерством туризма ЮАР за 42,5 млн фунтов (с размещением на форме), но в стране такая трата средств вызвала большой резонанс – и сотрудничество отменили.

Телеграм-канал креативной студии «Сирена»

Фото: Daisuke Nakashima/Global Look PressAFP/FRANCK FIFE; Gettyimages.ru/Stu Forster, Julian Finney, Stu Forster, Harry Trump, Alex Caparros, Gonzalo Arroyo Moreno, Denis Doyle

Сирена
Сирена
Блог
Блог креативной студии Sports.ru
10 комментариев
Ответ soad
Другими словами, ООН, фонды, целые государства жертвуют деньги налогоплательщиков, спонсоров, благотворителей Руанде и Чаду, наверное, на что-то, что в избытке в этих африканских странах типа воды, еды, одежды и медикаментов, что те в свою очередь "привлекают" туристов нашивкой на футбольной форме за десятки миллионов. Бизнес по-африкански
Ну, Руанду в одном списке с Чадом не надо называть. Они всерьёз развивают туризм, он у них составляет солидную часть ВВП.
+6
0
+6
МЮ рубит 7 миллионов от Мальты даже без нанесения куда-либо! Вот это бизнес!))
+5
-1
+4
Руанда пытается скопировать экономическую модель, вытянувшую Сингапур на его нынешнее положение. Но есть географические нюансы
+3
0
+3
Ответ aya
МЮ рубит 7 миллионов от Мальты даже без нанесения куда-либо! Вот это бизнес!))
Марсьяля бы сослали туда и забрали свои 7 миллионов
+2
0
+2
загадка от Жака Фреско - что общего у России и Руанды?
0
0
0
Ответ bulsada
Другими словами у тебя все плохо с экономикой. Если денег дать всем, все придут на базар, и все будет стоить столько сколько у них у всех денег. Короче, им дают помощью которую можно покушать или вколоть в тело.
Или продать.
0
0
0
Ответ soad
Другими словами, ООН, фонды, целые государства жертвуют деньги налогоплательщиков, спонсоров, благотворителей Руанде и Чаду, наверное, на что-то, что в избытке в этих африканских странах типа воды, еды, одежды и медикаментов, что те в свою очередь "привлекают" туристов нашивкой на футбольной форме за десятки миллионов. Бизнес по-африкански
это уж лучше чем распил этих денег как в постсоветских странах, за год Руанда отдает не больше 30 миллионов за общую рекламу Арсенала, ПСЖ и Баварии, обхват их соцсетей более чем на 200 миллионов пользователей, например я узнал о существовании Руанды благодаря рекламе на рукавах Арсенала, о том где она расположена и о заповедниках диких Горилл которые там есть, я то может туда и не поеду но условный Джонни из Лондона или Герд из Мюнхена планируя летний отпуск могут вспомнить Руанду а не Уганду например где такие ж заповедники
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий