4 мин.

Обретение Пога

В конце января казалось, что менеджмент лондонского «Фулхэма» придумал крайне скверный способ урезать расходы. Ни для кого не было секретом, что отношения ведущего форварда «дачников» Бобби Заморы с главным тренером команды Мартином Йолом от идеала далеки, но тем не менее, комбинация, провернутая лондонцами незадолго до закрытия трансферного окна, – Павел Погребняк вместо Заморы – вызвала как минимум удивление.

За Бобби «Фулхэм» получил от «Куинз Парк Рейнджерс» около 5 миллионов фунтов, и это, конечно, очень, очень хорошие деньги за 31-летнего игрока. С другой стороны, именно Замора долгое время был одним из ценнейших футболистов лондонского клуба. Даже в нынешнем сезоне, несмотря на травмы и разногласия с Йолом, он забил решающий гол в самой яркой победе «Фулхэма» – над «Арсеналом». Продажа форварда, претендующего на место в сборной Англии, и его замена на футболиста, застрявшего в глубоком запасе «Штутгарта» – решение, логика которого доступна была не каждому.

Стереотипному представлению о том, как выглядит центрфорвард середняка английской премьер-лиги, Погребняк соответствует на все 100%. «Большой, сильный парень», – любимый штамп английских телекомментаторов из числа не претендующих на глубокомыслие сидит на бывшем нападающем «Томи» и «Зенита» как влитой. На момент перехода мало кто из болельщиков «Фулхэма» знал о Павле что-то еще (будем честны, подвиги Погребняка в Кубке УЕФА успели покрыться пылью), но думается, трех матчей и пяти голов (каждый из которых был по-своему красив) достаточно, чтобы фаны «дачников» (да и не только они), увидели в Погребняке не просто здорового центрфорварда, умеющего зацепиться за длинный пас и сбросить его партнеру. «Он сумел приспособиться к английскому футболу в какие-то рекордные сроки», – отметил одноклубник Павла, норвежский центральный защитник Бреде Хангеланд.

Действительно, футболисту, переходящему в премьер-лигу из другого чемпионата – особенно атакующему – часто нужно время, чтобы привыкнуть к интенсивности и скорости местной игры. В случае с Павлом ситуация несколько иная: ему, скорее, даже повезло оказаться в «Фулхэме» посреди сезона, а не в сентябре. «Очень рад, что мы приняли решение подписать с ним контракт этой зимой. На рынке представлено большое количество форвардов и нужно выбрать того, который находится в самом расцвете сил. Мы подписали его в подходящий момент, теперь видим, что он набрал великолепные кондиции», – говорит Мартин Йол.

Пришедший летом на «Крэйвен Коттедж» голландский тренер начал не слишком удачно: по осени «Фулхэм» болтался неподалеку от зоны вылета, демонстрируя ненадежную игру в обороне и несвязные действия в атаке. Две трети сезона спустя «дачники» – одна из самых интересных команд не только средней части таблицы, но, пожалуй, и всей премьер-лиги. Заполучив массу специфических атакующих игроков, Йол, недолго думая, поставил в основу всех сразу. Созидающего полузащитника у него играет Мусса Дембеле, начинавший в «Фулхэме» как центрфорвард. В опорной зоне действует не разрушитель, вроде Диксона Этуху, а Дэнни Мерфи – 34-летний хавбек, ориентированный не на отбор, но на точный пас. Пару раз по ходу сезона в центре поля оказывался даже Клинт Демпси. На первый взгляд непрочная командная конструкция в последних турах выглядит вполне сбалансированной – и заслуга Погребняка в этом самая что ни на есть явная.

Мартин Йол недавно сказал, что сразу после перехода пообещал Павлу много игрового времени и попал в самую точку – в «Штутгарте» Погребняк считал себя обделенным доверием тренерского штаба. «В «Фулхэме» дали шанс – в Германии у меня и этого не было», – отметил форвард. Надо сказать, что у Погребняка вообще складываются весьма продуктивные отношения с голландскими тренерами – он блистал в Кубке УЕФА под началом Дика Адвоката, прорывал оборонительные линии соперников сборной России при Гусе Хиддинке и вот теперь радует бывшего тренера «Аякса».

Здорово начать, а затем скатиться в небытие – знакомый сценарий для российского футболиста, переехавшего в Англию. «Нападающие – такие люди, что порой в нескольких матчах они расстреляют весь свой запас, а потом долго не получается поразить ворота», – отмечает в интервью «Р-Спорт» Валерий Непомнящий. Может, так оно и случится, но разве сейчас это важно? Совсем не так, как то, что после бесславного отъезда Билялетдинова с Аршавиным, в премьер-лиге остался российский футболист, чья игра вызывает не скепсис, не сомнения, не свист, а один лишь сплошной восторг. Какой-то фан «Фулхэма» уже предложил снести расположившийся у «Крэйвен Коттедж» по прихоти Мохамеда Аль-Файеда памятник Майклу Джексону и поставить вместо нее статую Погребняка.

Еще будучи игроком «Зенита», Погребняк не скрывал, что испытывает особые чувства по отношению к английскому футболу – английские клубы отвечали заочной взаимностью, постоянно держа связь с руководством питерского клуба. Переехав в Германию, форвард долгое время уверял всех, что ни в какую Англию больше не хочет – но это до тех пор, пока у него не начались проблемы с попаданием в основу «Штутгарта». Спустя год Павел Погребняк и английская премьер-лига наконец-то нашли друг друга – и знакомством остались более чем довольны.