Богатые тоже плачут
КОГДА ГЛАЗА КРАСНОРЕЧИВЕЕ СЛОВ
Ни самому сведущему и занятно пишущему о футболе интернет-блоггеру, ни английским и испанским таблоидам порой не удается поселить в читательской душе сомнение. К примеру, кто-то до сих пор не уверен, являются ли слова, приписываемые жалующемуся в последнее время на свое подавленное состояние в мадридском «Реале» Дэвиду Бекхэму, действительно его словами? Но того, кто задает этот вопрос, в позапрошлый уикенд трансляция матча «Реал» – «Барселона», видимо, обошла стороной. Равно как и кадры с участием экс-капитана английской сборной. Которые красноречивее любых слов поведали о том, как жалок он в Испании, как бы хотел ее покинуть и как горюет из-за превратностей судьбы.
Это случилось в конце матча, поскольку Бекхэм уже не попадает в стартовый состав «Реала». Он выходит на замену, когда его одноклубник получает травму или устает, – как правило, ближе к 90-й минуте. На этот раз он появился на поле за 13 минут до конца. «Реал» к тому времени уже благополучно выигрывал 2:0; игра была сделана. Но не прошло и двух минут, как Дэвид получил «горчичник». На ровном месте. Бекхэм ударил по мячу спустя мгновение после свистка, но такие эпизоды всегда трактуются на усмотрение судей – злонамеренно поступил игрок или в пылу борьбы. Арбитр мог и не показывать желтую карточку, но он ее показал.
Записав фамилию нарушителя в блокнот, вредина Альфонсо Перес Бурруль решил проявить дружелюбие и приобнял англичанина. Бекхэм отшатнулся от него, как от прокаженного. С отвращением, близким к ненависти. Это была квинтэссенция раздражения, накопившегося у него за все три испанских года.
Но его глаза сказали намного больше. Карточка была просто предлогом, невольным поводом выпустить пар из котла. В котором варились не только гнев и разочарование, но и печаль с болью. Виновниками этих чувств, которым воли не дать невозможно, были те, кто, как новый тренер «Реала» Фабио Капелло, Бекхэма не любил; он сам (потому что не предвидел, не прочувствовал ситуацию, когда нужно было вовремя и красиво уйти); и жизнь (потому что так жестока).
РОКОВОЙ «ЖЕРЛАН»
Начиная четвертый сезон в «Реале», Бекхэму было что доказывать. Как он уже не раз говорил, ему нравится затыкать рот критикам. И футбольный бог подготовил для него самое трудное на тот момент испытание. Отлученному из сборной Англии в возрасте 31 года, Бекхэму осталось лишь выдавать за «Реал» один матч-шедевр за другим и в конце концов выиграть с клубом самый престижный трофей. И первой проблемой, с которой игрок еще не сталкивался до прихода в команду Капелло, стало попадание в основной состав.
Все начиналось как нельзя лучше. Первый барьер он преодолел: убедил Капелло в том, что справа в полузащите действует лучше, чем бразильский оборонец Сисиньо, «размытое» амплуа которого никак не укладывалось в прокрустову схему итальянца. В итоге Бекхэм в двух стартовых матчах чемпионата выходил на поле с первых минут. А когда Сисиньо получил надолго выведшую его из строя травму колена, конкуренция закончилась в принципе. Вдобавок в домашнем матче третьего тура Бекхэм забил гол-красавец. Как напоминание о том, что когда-то в «Реале» он был счастлив, болельщики его обожали, и что в Мадриде он пережил свой второй после «МЮ» звездный час. Может быть, те славные времена еще вернутся. А может быть, будет даже лучше, чем когда-либо. Примерно с такими мыслями 13 сентября он снова вышел в основе «Реала» в первом матче Лиги чемпионов – в гостях против «Лиона».
Ступая на поле «Жерлана», Бэкхем не подозревал, что тот вечер станет для него роковым. Станет началом конца. Вояж во Францию обернулся полным фиаско «Реала» – «Лион» выиграл 2:0, но уже к перерыву мог забить пять мячей. Королевский клуб показал себя дезорганизованной толпой, а хваленая капелловская организация игры вызывала смех. Бекхэма на 54-й минуте заменил Гути, и с тех пор место Дэвида – в запасе.
Или почти в запасе. Да, в прошлую среду в кубковом матче против малоизвестной «Эсихи» он попал в стартовый состав. Но благодаря тому, что Капелло решил проверить в деле резервистов. И если этому матчу суждено было стать для Бекхэма шансом вновь обрести себя в «Реале», то он его упустил. Мадридцы разошлись миром с клубом из третьего дивизиона – 1:1, поле напоминало огород, а единственным светлым пятном в игре англичанина была самоотдача. Он, как всегда, бился. Он старался.
«ВСЕ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО В ДИЛИЖАНСЕ СВОБОДНЫХ МЕСТ, ПРЕДСТАВЬТЕ, НЕТ»
На данный момент, в отсутствие травм, Бекхэм может рассчитывать (если, конечно, останется в «Реале» до конца сезона) лишь на регулярные выходы на замену и спорадические появления в основе в малозначащих поединках. Почему? Причины две: слишком высокая конкуренция и сверхоборонительная тактика Капелло.
Прежде, «в эпоху отвязного рок-н-ролла», при предыдущем президенте Флорентино Пересе, «Реал» феерил под девизом «Атака и еще раз атака», а там хоть трава на «Сантьяго Бернабеу» не расти. Амплуа полузащитника оборонительного плана исчезло как класс. А Бекхэма использовали на его любимой «манкунианской» позиции правого атакующего хавбека или, что случалось чаще, на месте правого центрального полузащитника, чуть выше оборонительной линии; это амплуа часто называют позицией Кина или Виейра.
Нынче же игровая модель Капелло включает в себя не одного, а двух опорников. Если раньше Бекхэм играл вместе с не менее нацеленным на атаку Гути, то при Капелло в «Реале» появились новые неприкасаемые: действующий на грани фола трудоголик Эмерсон и мощный, быстрый и вездесущий Мамаду Диарра. Ни один из них не вырежет на полполя филигранный пас и не обострит игру коварным прострелом – сто лет ждать будете. Зато они так самозабвенно стелятся в подкатах и остервенело выгрызают мячи, что уже к экватору матча противник вконец измочален. Работают, словом, как каторжные. Кандидатуру Бекхэма на одну из этих позиций Капелло едва ли рассматривал. И никогда не будет рассматривать. Он скорее поставит туда ярко выраженного защитника. Такого, как Иван Эльгера. Иными словами, если до прихода Дона Фабио группа атаки «Реала» состояла из шести футболистов, то сейчас – из четырех. Вследствие летних покупок конкуренция за эти четыре места стала жестокой. Слишком жестокой для Бекхэма.
Предпочтение на передовой сейчас отдается Гути, Раулю, Руду ван Нистелрою и Робиньо. Роналдо еще не набрал оптимальную форму после травмы. Что касается «позиции Бекхэма» на правом фланге, то за нее сражаются два игрока. И оба в командной иерархии стоят выше англичанина. Это Робиньо, своей игрой наконец-то начинающий напоминать того самого гения, каким его знали в Бразилии, и арендованный у «Арсенала» Хосе Антонио Рейес. Бекхэм мог бы играть и ближе к центру, но тогда ему придется конкурировать с Гути (как диспетчер тот смотрится явно предпочтительней) и Раулем, чьи лучшие годы уже позади, но он капитан команды и к тому же неожиданно стал прибавлять.
ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ
Вернемся к началу нашего повествования. За последние дни мир услышал ряд высказываний, в которых Бекхэм «опечален» и «разочарован» и «терпеть не может сидеть на скамейке». О чем это говорит помимо ужасного морального состояния футболиста? О том, что Бекхэм еще не подписал новый контракт с «Реалом». И, похоже, так и не подпишет. Публично боссы «Реала» заявляют, что он останется. В приватных же беседах считают иначе. Если Бекхэм не продлит истекающее в июне соглашение со «сливочными», то с 1 января будет вправе вести переговоры с другими клубами. Он может уйти во время зимнего трансферного окна. По крайней мере в следующем сезоне в Мадриде его наверняка уже не будет. Ему предстоит принять решение, о котором он уже, вероятно, размышляет. Еще пару лет покантоваться в одной из крупнейших европейских лиг? Возможно в английской. Возможно даже (в самых смелых мечтах) в «Манчестер Юнайтед», где переживают вторую молодость его старые кореша Пол Скоулз и Райан Гиггз, должно быть, вызывающие у Бекхэма зависть и тоску. Или двинуть в американскую MLS? А вот это станет первым шагом к завершению карьеры.
В любом случае в жизни Бекхэма наступает черная полоса. Самая гнетущая в его карьере. Еще зловещее той, что была после бесславного удаления в матче против Аргентины в 98-м, потому что тогда у него еще все было впереди. В том числе и возможность загладить вину.
И сейчас его, мыкающего горе, многие едва ли пожалеют. Но, пожалуй, им стоит это сделать. Бекхэм не осознавал этого раньше, но теперь до него дошло: можно быть не только богатым, красивым и знаменитым, но и запасным. Чувствовать не только счастье – в окружении троих детей и красавицы жены, но и печаль.
Перевод Андрея КАРНАУХОВА