Интервью Роберта Левандовского «ESPN»: говорит о переходе в «Барселону», и как разговаривал с Клоппом посреди ночи
Бундеслига.ру перевела его разговор полностью.
Прошлым летом Роберт Левандовски променял чемпионскую «Баварию» на кризисную «Барселону». После десяти титулов в Бундеслиге (два с Дортмундом и восемь с «Баварией») польский нападающий захотел нового вызова. Он захотел помочь вернуться «Барсе» в топ испанского и европейского футбола. Во внутреннем первенстве дела идут хорошо. Его 15 голов в 21 матче помогли «Барсе» построить девятиочковое преимущество над «Реалом» перед «Эль-Класико», которое, впрочем, «Барселона» выиграла не так давно. Помимо этого, он забил им в победном Суперкубке в январе.
Так гладко, как в Испании, дела на европейской арене не идут. «Барселона» вылетела из Лиги чемпионов еще на стадии группового турнира, а затем проиграла в плей-офф Лиги Европы «Манчестер Юнайтед». Однако Левандовски говорит, что сможет дать команде то, что поможет их развитию в следующем сезоне.
В интервью Марину Эйнштейну из ESPN Роберт рассказывает о смене Баварии на Каталонию, происходящих процессах в «Барсе» под руководством Хави; рассказывает о том, какие советы дает молодым игрокам в роли лидера, а также о полуночной беседе с Клоппом в баре, которая изменила всю его карьеру.
Бундеслига.ру решила полностью перевести их разговор. Приятного чтения!
***
– Ты достиг почти всего в своей карьере. Откуда ты берешь мотивацию играть дальше?
– После стольких лет в одной лиге, в одной стране, я думаю, что достиг всего, чего мог. Я рад, что получилось выиграть с «Баварией» все. Но в конце концов, ты думаешь не только о футболе, но ты думаешь о футболе как о смысле твоей жизни. И как-то раз я подумал: «Окей, я достиг всего, я в зоне комфорта, но в конце, что меня сделает более счастливым?». Я подумал, что мне нужны изменения.
– Есть фраза, что если тебе слишком комфортно на одном месте, двигайся туда, где есть вызов.
– Безусловно. Настал момент, когда я понял, что уже не чувствую того же как раньше. Я боялся, если не поменяю что-то, то эта энергия, эта любовь к футболу, пойдет по неправильному пути, скатится на дно. Я понимаю, что мне уже 34 года, но это только цифры, потому что я знаю, что все еще могу играть на высоком уровне несколько лет.
– Пару дней назад Хави отвесил в твой адрес много комплиментов. Он заявил, что ты изменил менталитет клуба. Почему он сказал это?
– Когда я приехал в «Барселону», в моей голове был только один челлендж — побеждать. Не имеет значение, с кем мы играем: надо выиграть, забить голы. Конечно, в «Барселоне» я иногда должен решать, что более важно: забить гол или выиграть матч. Я знаю, что «Барсе» нужно было время после нескольких тяжелых сезонов, но ведь трофеи тоже важны. Так что первое — всегда нужно быть с клубом, мы должны прогрессировать. Мы должны делать следующий шаг, чтобы не только лучше играть, но и чтобы больше выигрывать.
Я видел потенциал у команды, даже два года назад, когда у «Барселоны» были большие проблемы. Но сейчас я уверен – все, что мы делаем, как усердно работаем, – в конце мы достигнем наших целей. Да, у нас были проблемы в Лиге чемпионов, и это то, о чем мы должны задуматься, чтобы быть лучше в следующем сезоне. Это процесс и это невозможно изменить за одну неделю или месяц. Нужно больше времени.
– Насколько далека «Барселона» от того, чтобы выйти в финал Лиги чемпионов? От того, чтобы быть на том же конкурентоспособном уровне?
– Если бы мы играли в Лиге чемпионов сейчас, то мы бы это делали потому, что стали лучше. Мы сделали шаг вперед, несмотря на то, что мы говорим об этом только несколько месяцев спустя после вылета. У нас было много травм, когда мы вышли из гонки. Нужно извлечь урок из этой ситуации, чтобы стать лучше в ближайшем будущем.
Я уже выиграл Лигу чемпионов, десять чемпионских титулов, но для некоторых 18-19-летних парней в команде этот сезон может стать первым чемпионским. Конечно, мы все еще должны бороться до самой последней игры, но завоевание титула придает тебе уверенность. Я помню, когда мне самому было 18 или 19 лет, я не выигрывал чемпионаты, я не осознавал этого. Но спустя годы мне стало легче: пришло больше уверенности, и я смог доказать это на поле.
– Вы с Хави вдвоем сказали, что футбол изменился. Как?
– Футбол меняется постоянно. Всегда. Если вы сравните, как выглядят команды и как выглядит футбол – все по-другому было даже пять лет назад. Десять лет назад все хотели играть в тики-таку, но теперь футболом правит физическая подготовка. Все знают, как подготовиться тактически к игре, как двигаться при обороне, как изменить систему во время матча. Важно не только адаптироваться, но и быть на шаг впереди. Все хотели скопировать стиль «Барселоны», когда ее тренировал Пеп, но даже сейчас, если вы посмотрите на «Манчестер Сити», вы увидите, что они больше так не играют.
– Получается, в Баварии» Гвардиола тоже играл по-другому?
– Он пытался играть больше в тики-таку, но он осознал, что у нас были другие типы игроков. Он должен был адаптироваться. Не знаю, может, пройдет много лет и он найдет таких футболистов как Иньеста, Хави, Месси, Дани Алвес…
– Что ж, тогда опиши сегодняшний футбол, что им правит?
– Сейчас в футболе больше физической составляющей, это можно увидеть в Ла Лиге. Она изменилась. Это не то, что было раньше. В играх все еще доминирует техника, но теперь появилась и такая составляющая как физика. Команды готовятся физически и в том числе тактически. Это важно, поскольку футбол развивается так, что надо обладать еще большей скоростью. Игроки теперь быстрее на флангах, перед воротами. Все хотят видеть быстрых футболистов, очень техничных. Но я думаю, что футбол так же все еще нуждается в уникальных игроках.
– Прямо сейчас «Барселона» выигрывает так, как в прошлом не выигрывала. Много матчей по 1:0. Но философия, которой придерживается клуб, не всегда видна в играх. Что ты думаешь по этому поводу?
– Мы в процессе и не можем изменить или построить все вместе. Первое, на чем мы должны быть сосредоточены – постройка сильной обороны. И в обороне мы играем неплохо, но в атаке, может, нам нужно многое изменить, чтобы играть в лучший футбол: создавать больше моментов и забивать много голов. Самое главное — выиграть матч. Это говорит о психологии. Мы должны все еще быть сфокусированы на оборонительных качествах, но нам надо рисковать. Мы не можем бояться идти в атаку. Если ты знаешь, что сзади тебя прикроют, то на это легче решиться: «Окей, я могу взять на себя риски, я могу попытаться сделать что-то новое».
– Следующее — «Класико». Почему так тяжело играть против «Реала»?
– Потому что у них много хороших, потрясающих игроков. У них есть опыт, они уже достигли всего, чего только можно. Посмотрите насколько они самоуверенны, когда они играют, но в конце концов – это одна игра. Эта самая важная игра, возможно, не только в Испании, но и во всем мире. Вы знаете, как много фанатов ждут этот матч по всему миру? Раньше даже я, когда не играл за «Барселону», знал, что «Класико» вот-вот состоится, и я буду смотреть этот матч. Теперь же я — часть «Класико», для меня это что-то особенное, что-то удивительное.
Но всегда, когда выхожу и играю на «Камп-Ноу», — даже когда я уставший из-за огромного количества игр, — я получаю дополнительный заряд мощности. То чувство, когда фанаты называют мое имя, это как: «О, давай, я готов, я хочу уже играть, хочу забивать голы, хочу победить. Вау, я играю здесь». Этот стадион, несмотря на свою старость, имеет историю, магию. Ты чувствуешь это.
– Давай поговорим о тренерах, ты работал с лучшими из лучших. В чем лучший Юрген Клопп, например?
– Его личность. Он — тот, кто тебе как отец; тот, кто постоянно помогает тебе, но также он парень, который пытается подтолкнуть тебя к чему-то большему. Он — тот человек, к которому ты можешь обратиться, поговорить с ним. Мы все люди, у нас у всех есть проблемы. Он не только тренер, но и человек, у которого ты можешь учиться жизни. У него я многому научился.
– Можешь привести пример?
– Я думаю, есть одна ситуация, которая изменила мою карьеру. Это был первый сезон, может, начало второго в Дортмунде. Я не был в хорошей форме, не забивал много голов. Я не знал, чего Юрген хотел от меня. После игры, которую мы проиграли, я прямо пошел к нему. Это была полночь, мы были в отеле. Я сказал: «Я хочу поговорить с Вами, потому что я не понимаю и не знаю, чего вы хотите и ожидаете от меня». Я подумал тогда, что может наш разговор продлится пять, десять минут, но мы проговорили около полутора часов. Самым важным было то, что я говорил с ним, будто с отцом. Я скучал по своему папе, потому что я потерял его, когда мне было 16 лет. Может быть, с того момента я не мог найти того, кто мог бы поговорить со мной вот так.
Нельзя многое поменять на тренировках, так как на это по сути нет времени, но я помню, как три дня спустя [после разговора] мы играли матч, а я сделал хет-трик и ассист, тем самым помог команде выиграть 4:0. Мне кажется, это был матч против «Аугсбурга». В тот момент я понял, что психология, и то, что у тебя в голове, очень важно, потому что я не поменял в своей игре ничего. Но я почувствовал свободу, будто мой разум очистился. После этого все изменилось.
– Ты помнишь, что он сказал тебе в ту ночь?
– Не все, но я помню, как он сказал, что если во время игры я выложусь на поле хотя бы на 70% своих возможностей, он будет счастлив. Из того я понял — то, что я делал, для него было достаточно. Я должен был сделать следующий шаг, чтобы привнести это качество в игры. Эта маленькая деталь изменила мою жизнь и, может быть, изменила дорогу, по которой я шел по жизни.
– Гвардиола. Что особенного в нем?
– Пеп — тренер, который изменил мое представление о футболе. Иногда я не знаю, хорошо это или плохо, потому что порой мне кажется, будь я глупым, играть было бы легче. Потому что сейчас я вижу многое. Думаю слишком много, иногда вижу что-то во время игры. Но это также сильно мне помогает: если я вижу, что могу изменить какие-то вещи, я общаюсь с партнерами: «Они играют вот так, так что, может быть, нам изменить наше движение, наш стиль или систему».
Я работал с Пепом два года и мы много с ним разговаривали. Я помню, однажды он сказал мне: «Я могу помочь тебе только с тем, как доставить мяч в штрафную, как менять фланги, как двигаться по позиции... все. Что там дальше, ты знаешь лучше меня — я помочь тебе не могу. Так что решай сам».
– А Карло Анчелотти?
– Он — тот человек, который дал мне потрясающую самоуверенность, которой у меня не было раньше. Он дал мне то, что я упустил. Он замечательный человек. Он — тот, кто заботится о тебе.
– Ты говоришь о людях, которые человечны по отношению к тебе и в то же время хотят от тебя большего. Они видят, что ключ — оставаться человеком.
– Это правда. Порой многие забывают, что мы люди. Они думают, что мы машины, роботы, у которых не может быть плохих чувств, плохого настроения. Люди считают, что мы продукт, который ездит на тренировку, на игру — и все, мы больше ничем не занимаемся. Это не так. Хорошо, у нас есть талант, мы усердно работаем, чтобы быть там, где мы есть. Это одно. Но есть и другое: мы возвращаемся домой, у нас есть семья, дети, есть повседневные проблемы, которые бывают у каждого. У нас могут быть плохие моменты. Иногда это то, что ты ощущаешь внутри себя, но точно не знаешь, что это на самом деле.
– У тебя были подобные сложные эпизоды в твоей жизни?
– Безусловно, у меня было несколько таких моментов в жизни. Мой путь не был легким. Временами он был болезненным. Но даже когда такие моменты были, я думал: «Давай же, что происходит?». Я стараюсь, но что-то не работает. Ты должен быть терпеливым, думать: «Хорошо, если ты усердно работаешь, ты сконцентрирован на футболе. Думаешь о том, что можно сделать лучше, быстрее. Бороться ради того, чтобы показать себя». Я должен бороться, пытаться. Может быть, появится решение. Может быть, мне повезет. Возможно, я получу мяч от кого-то, кто совершит ошибку. Я должен быть готов.
– В «Барселоне» много молодых и талантливых футболистов. Что бы ты мог посоветовать им?
– Зависит от игрока, про которого мы говорим. Гави? Ну, для начала выучить английский (смеется). Если вы хотите быть игроком международного уровня, вы должны знать английский. Сейчас я учу испанский, хотя посмотрите, сколько мне лет. Это не проблема. Выучить английский легче. Я разговариваю с ним по-испански, но, если речь идет о футболе, я говорю: «Гави, не имеет значение, что ты сделал в прошлой игре. Самая важная игра — следующая, и то, что ты можешь совершить там». Ты не можешь думать, что прошлая игра будет такой же, как следущая. Если матч заканчивается в 11 вечера, то для меня — в 11:30. Я уже думаю о том, как лучше подготовиться к следующей игре. Быть свежим, иметь больше энергии не за один или за два дня до игры. Порой слишком поздно что-нибудь изменить.
– Педри?
– Он — тот самый парень, у которого восхитительная техника с мячом. Но я говорю ему: «Педри, голы есть голы, но ты должен забивать больше. И делать не только голы, но и ассисты. Нельзя играть просто в футбол: важно иметь эти цифры. Не нужно бояться атаковать. Если мы забили один мяч, то почему не можем два?»
Это то, что я говорю и Гави тоже: «Хорошо, мы забили, да? Не думай, что этого достаточно. Мы можем забить еще. Если забили два гола, то почему не можем три?». Я забивал пять голов за девять минут (за «Баварию» в матче против «Вольфсбурга» в 2015). Так, почему мы не можем забить пять за 90 минут игры? Все возможно. Ты должен хотеть этого.
– Еще один игрок — не такой молодой, но все еще таким является. Усман Дембеле.
– Для меня было сюрпризом, когда я увидел его на первом тренировочном сборе в «Барселоне». Был поражен его талантом, насколько он хорош, насколько быстры его ноги. По мне, он может быть топовым на своей позиции. Он по сути уже таким является, но травмы... Если Усман на поле, он всегда делает что-то с мячом. Он легко идет в дриблинг, быстро и очень естественно. Порой думаешь, как он это делает? Чистый талант.
– Что бы ты мог посоветовать ему?
– Я не хочу говорить о советах, потому что я не из тех, кто всегда их дает. Его мощь в ногах, он быстрый и все знают, что он хорош в этом, поэтому соперники уже готовы к его действиям. Если он сможет использовать другой способ игры, к примеру, как отдать пас, то он создаст больше опций. Что и говорю ему: «Усман, будь ближе к голу. От одного касания к линии штрафной, ты не забьешь гол и не сделаешь ассистов. Ты можешь обыграть трех или четырех футболистов, но, если ты близок к тому, чтобы поразить цель, перед тобой будет только один соперник».
– Футбол про голы, ты это привносишь в команду. Значит, хороший знак.
– Конечно, я хочу атаковать все время. Но ты должен найти баланс между тем, что важно для твоей команды, и тем, что важно для тебя. Я знаю, что время придет и наша атакующая игра улучшится. Мы можем играть лучше. Это следующий шаг в нашем процессе.
– Как ты представляешь себе, как будет развиваться игра «Барселоны»?
– Порой мы играем очень хорошо, но иногда мы побеждаем, даже когда сыграли так себе. Это важно: знать, как выигрывать, а не как играть, чтобы выиграть. Сейчас у нас есть видение, как побеждать, но следующий шаг — узнать, как играть так, чтобы игра стала зрелищной и привлекала болельщиков.
Мы должны давать фанатам что-то большее. Люди приходят на стадион, чтобы видеть эмоции. Поэтому важно иметь идею, менталитет. Неважно, с кем мы играем, важно — как мы хотим выигрывать.
Редактор: Bee Emma