Перспективы строительства и эксплуатации футбольных стадионов в Европе
На этот раз футболом заинтересовалась еще одна компания "большой четверки" - KPMG. Я уже писал об отчете PriceWaterhausCoopers «Перспективы развития мировой индустрии спорта до 2015 года» и работе первопроходцев в этой сфере - Deloitte - Football Money League. Ждем аналитику от Ernst&Young.
KPMG озаглавили свой отчет "Европейские стадионы – 2011. Перспективы строительства и эксплуатации футбольных стадионов в Европе". Скачать его можно тут.
По традиции несколько понравившихся мне графиков и схем.
Начинается отчет с анализа выручки футбольных клубов в разных странах.
Как видно на графике, выручка за игровые дни, то есть денежные потоки, которые приносит непосредственно стадион, - составляет лишь пятую часть выручки клубов "Большой пятерки". Самую большую долю доходов (46%) эти клубы получают за счет продажи прав телетрансляций. Однако выручка клубов Восточной Европы (куда относимся и мы) распределяется по-другому. Из-за невысоких показателей посещаемости, нехватки современных стадионов и относительно недорогих билетов доля выручки за игровые дни здесь зачастую ниже 10%.
В отчете присутствует интересный анализ возраста стадионов, который показывает, что самые "пожилые" стадионы расположены в Шотландии, Англии, Швеции и Италии.Разумеется, возраст стадиона влияет на его способность приносить доход. Еще одним фактором, влияющим на уровень выручки футбольной арены, является ее собственник.
Вывод очевидный - частные собственники управляют стадионами более эффективно и зарабатывают больше.Отдельный раздел отчета посвящен структуре современных футбольных арен, которая также определяет их доходность в логичной пропорции - чем большее количество услуг (в том числе "нефутбольных") может получить болельщик на стадионе, тем больше будет выручка.
Стоимость строительства стадиона зависит от многих факторов, самый очевидный из них - вместимость арены.
Стоимость строительства в расчете на одно зрительское место обычно оказывается выше в случае больших стадионов. В первую очередь это связано с более высокой стоимостью опорных конструкций для большого верхнего яруса трибун, а также с затратами на вспомогательную инфраструктуру для обслуживания большого количества зрителей (лифты, лестницы, парковочные места и т.д.). Еще важно, что для того, чтобы приносить большую прибыль, крупные стадионы должны предлагать зрителям большее количество мест премиум-класса с соответствующим уровнем комфорта. Также, чем больше размер стадиона, тем ниже оказывается средняя цена за билет (из-за ухудшения обзора игрового поля).
Интересная статистика по стоимости строительства одного места стадиона:
Анализ структуры затрат недавно построенных стадионов показывает, что 20-25% расходов относятся на конструкции и сооружения, примерно 20% на машинные и электрические установки, и еще 10-15% - на внутренние стены, двери и оттдедку. Существенные затраты могут быть связаны с сооружением большой крыши, особенно если она раздвижная. Стоимость игорового поля, зрительских сидений и турникетов при изменении размера существенно не изменяется.
Структура затрат для стадионов вместимостью более 60 000 человек с развижной крышей выглядит так (без учета затрат на землю, планирование и получение разрешений, финансовые расходы, маркетинг, рекламу, снос, паркинг, отделку, мебель, инвентарь, оборудование):
Болельщики Ювентуса найдут в отчете подробную информацию о строительстве нового стадиона клуба, открытого в прошлом году.
Отдельное место уделяется России. Во-первых, по мнению специалистов KPMG, мы вместе с Турцией имеем все шансы сформировать уже не "пятерку", а "большую шестерку" футбольных стран Европы. На мой взгляд, заявление несколько смелое, ну да ладно. Во-вторых, в отчете рассматриваются затраты на строительство стадионов к ЧМ-2018. Этой темой я интересуюсь довольно давно. С момента победы заявки России на проведение Мундиаля, я отслеживаю сообщения в СМИ, связанные с расходами по строительству стадионов. Вот сравнение моих данных и данных KPMG:
Можно сказать, что совпадают только те данные, где разница составляет меньше 10 млн. (это связано с курсовыми разницами). В остальном, мягко говоря, не сходится, причем у KPMG все получается на порядок оптимистичнее. Буду признателен за любые комментарии к этим расхождениям, желательно - со ссылками на источники информации.
Также специалисты KPMG пришли к выводу, что почти все проекты наших стадионов недостаточно проработаны: арены строятся с примерно одинаковой долей VIP-мест, что говорит о "недостаточности усилий по созданию спортивных объектов с учетом специфики спроса на местах". Так, в среднем на российских стадионах VIP-ложам отводится 1,51% от общего числа мест. После реконструкции Большой спортивной арены на 89,3 тыс. мест в московских "Лужниках" на VIP планируется выделить 1,44 тыс. мест, или 1,61%, на строящемся в Петербурге стадионе "Зенит" на 69,5 тыс. — 1,36 тыс. (1,96%). Для сравнения, на восьми стадионах Украины и Польши, где пройдет Евро-2012, под VIP-места отдается 4,05% и 2,4% соответственно. При этом от количества премиум-мест, выручка с которых традиционно больше, зависит уровень дохода будущей арены (Ъ).
Как-то так.
В Москве и Питере ВИП-места дожны составлять более 10%,как минимум.