Полицейский, пожарный, студенты – такая команда любителей сыграла на клубном ЧМ! Как их туда занесло с Таити?
Добирались 30 часов.
В начале февраля в ОАЭ стартовал клубный чемпионат мира. Мало кто относится всерьез к этому турниру – почти всегда выигрывает победитель европейской Лиги чемпионов. За последние 15 лет только бразильский «Коринтианс» нарушал традицию – в 2012-м обыграли в финале «Челси» 1:0.
Но в этом году интересное началось задолго до финала! Пока «Челси» и «Палмейрас» ждали соперников по полуфиналам, в первом раунде (плей-офф за выход в четвертьфинал) против «Аль-Джазиры» играла любительская команда из Французской Полинезии.
Что они забыли на клубном ЧМ?
Все просто: в турнире участвуют клубы-чемпионы шести континентальных конфедераций плюс чемпион страны-хозяйки (ОАЭ). От Океании выдвигался новозеландский «Окленд Сити», но из-за новых коронавирусных ограничений в стране клуб отказался от участия. В конфедерации футбола Океании (ОФК) сначала выбрали «Тигу Спорт» (чемпион Новой Каледонии), а там не успели подготовить нужные документы. В итоге приглашение получил любительский «Пираэ» – десятикратный чемпион Таити.
«Мы любители. У нас у всех есть работа. Мы только на Рождество узнали, что нас зовут на этот турнир. Это было чувство настоящей эйфории – ехать на клубный чемпионат мира, думать, что твое имя будет наряду с Канте, Тьяго Силвой, Лукаку», – рассказал нападающий Рунуи Тинирауари.
Что такое Французская Полинезия? Там придумали татуировки, а французы испытывали ядерные бомбы
Французская Полинезия – заморское сообщество, входящее в состав Франции и расположенное в южной части Тихого океана между Австралией и Южной Америкой (в основном на острове Таити). На 100+ островах проживают почти 300 тысяч человек.
В начале 20-го века французам принадлежали земли в Африке, Сирии, Мадагаскаре, Южной Америке и Тихом океане. С середины 20-го века французские колонии стремительно откалывались, но Франция была против и отпускала далеко не всех. Поэтому маленькие острова так и остались заморскими территориями Франции.
По французскому законодательству Французская Полинезия имеет полуавтономный статус. Там другая валюта и органы управления, но они представлены во французском сенате и советах и могут голосовать за депутатов в Европарламенте.
Именно Полинезия – родина татуировок. Само слово «татуировка» родом оттуда и образовано от слова tatau. По легенде, Джеймс Кук (английский путешественник и первооткрыватель) после возвращения с территорий Полинезии рассказал о поведении полинезийцев во время его путешествия, которое он и назвал «Татуировка». Так слово и распространилось в Европе.
В 1966-м французы начали испытывать ядерные бомбы в городах Французской Полинезии. Под давлением международного сообщества, в 1975-м году Франция перешла на подземные испытания. В 1996-м в правительстве Франции выступили против испытаний ядерного оружия, а через два года компенсировали ущерб местным жителям.
Иногда клубы с Таити даже играют в Кубке Франции. Например, в этом сезоне любительский «Венюс» преодолел 16 тысяч километров, чтобы сыграть в седьмом раунде (проиграли 0:2 французскому «Трелиссаку») Кубка.
А в 2015-м тот самый «Пираэ» в Кубке выдал триллер против любительского «Понтиви» – проиграли 5:6 в дополнительное время.
В чемпионате Таити «Пираэ» идет пока третьим – 25 очков в 8 матчах. Стоп, 25 очков в 8 матчах? Да, просто, в Таити свои правила: здесь за победу дают 4 очка, за ничью – 2, а за поражение – 1. Не дают очков, только если команда не вышла на поле.
Основной нападающий работает полицейским. Чтобы съездить на клубный ЧМ, отпрашивался у шефа полиции государства
Рунуи Тинирауари работает в полиции. Когда он узнал о клубном ЧМ, то не очень обрадовался: просить отпуск было уже поздно, тем более Рунуи уже израсходовал все дни отдыха. Единственный выход – писать начальнику полиции Таити:
«Я был очень, очень напуган. Я дрожал, когда писал письмо. Я так волновался, ведь тогда было очень поздно, и мне казалось, он решит, что футбол – это хобби, и откажется. У меня были бессонные ночи. Я был уверен, что он откажется.
Но потом он сказал: «Это большая честь, что полицейский играет на клубном чемпионате мира. Ты представляешь всех полицейских на Таити. И ты едешь». Я не могу объяснить, как я был благодарен. И вот я здесь. Я чувствую себя персонажем из комиксов».
Рунуи хотел стать журналистом, но плохо учился в школе. Признается, что совмещать работу с футболом практически нереально:
«Одну неделю я работаю днем, а следующую – ночью. Когда я работаю по ночам, то не могу тренироваться с командой, поэтому мне приходится работать самостоятельно. В таком командном виде спорта, как футбол, довольно трудно тренироваться в одиночку, но я бегаю, хожу в тренажерный зал и тренирую удары по воротам».
«Месяц назад мы даже представить себе не могли, что такое возможно. Мы наслаждаемся каждым моментом пребывания здесь, но знаем, что на нас лежит ответственность за молодых ребят с Таити, за будущие поколения. В таитянской культуре ты должен быть готов умереть на поле».
Помимо полицейского в команде есть пожарники и студенты. Собирались сыграть в полуфинале с «Челси», но вылетели
«Наша цель – пройти первый раунд. Мы знаем, какой разрыв между нашим уровнем и международным футболом. Это будет подвиг, в одном матче все возможно», – надеялся Хеймана Салем, президент любительского клуба.
В этой команде есть пожарные, студенты, полицейские, руководители предприятий и безработные. За родную команду болеет и Марама Ваируа, главная звезда таитянского футбола, поигравший в свое время за «Нант», «Ниццу» и «Монако». Кстати, сейчас Ваируа тренирует молодежку «Ниццы».
«Конечно, это будет довольно сложно. Технически, тактически, физически... Но я уверен, у игроков не будет «цветка в ухе», как мы говорим на родине. Я говорю не о счете, а о желании показать наши ценности с воинским духом. В этом я доверяю тренеру, ведь он мой двоюродный брат».
17-летний Танетоа Хаумау – самый молодой игрок команды. Он учится на последнем курсе бакалавриата по специальности «техническое обслуживание машин». Мечтает увидеть небоскребы Дубая и привлечь внимание Тухеля: «Никогда не знаешь, чего ожидать от жизни. Вдруг меня заметит тренер «Челси».
В Полинезии положительные ПЦР-тесты сдали 7 игроков: пятеро остались в Таити, а основной кипер и нападающий приехали за день до игры. Добирались около 30 часов: сначала в Париж, там была 6-часовая пересадка, дальше – рейс до Абу-Даби.
«Я сказал команде, что не люблю ездить на такие соревнования только для того, чтобы участвовать в них. Если мы едем, то едем, чтобы сделать все возможное для победы в первой игре... Мы играем каждый сезон, чтобы получить возможность поехать на такой турнир», – сказал главный тренер Нея Бенетт.
Но таитяне проиграли 1:4 и вылетели. В первом тайме практически не атаковали и пропустили три, в начале второго подарили надежду: убежали в контратаку, после прострела защитник «Аль Джазиры» положил в свои (с линии штрафной!). Но на 63-й получили четвертый.
Боролись, но сильно уступали по владению (72 на 28) и ударам в створ (9:2).
Впрочем, грустить «Пираэ» точно не будет. Клуб ждал солидный бонус: ФИФА выписала 500 тысяч долларов призовых как последней команде турнира. «Это экономическая возможность, которая позволит нам структурировать наш клуб. И мы рады разделить ее с 16 другими клубами из Океании, включая еще один из Таити», – признался президент клуба.
Точно съездили не зря.
Фото: REUTERS/Suhaib SalemMatthew Childs; globallookpress.com/ESA/via Globallookpress.com, DanitaDelimont.com/Michele Westmorland / DanitaDeli; facebook.com/piraefootball; ville-papeete.pf