«После тренировок садились за кофе и сигареточкой». Романцев – опора для Карпина еще с 90-х
Поначалу называл корявеньким.
У Валерия Карпина очень короткая карьера в сборной России, но в ней уже есть поворотный момент: разговор с Олегом Романцевым после ноябрьского поражения от Хорватии. Если верить тренеру сборной, он всерьез раздумывал об уходе еще до стыков, но остался благодаря поддержке и советам легенды «Спартака».
Интервью Карпина Дорскому смотрите здесь
Романцев в тот момент выступил в медиа, что делает крайне редко.
«Думаю, Карпину и его помощникам не следует посыпать голову пеплом. А следует по горячим следам проанализировать случившееся, попытаться еще раз понять причины этой неудачи и идти с командой дальше. Ведь сколько было случаев, когда поражения закаляли команду, делали ее крепче, учили побеждать. Вот почему я считаю, что нынешний тренерский штаб независимо от исхода стыковых матчей должен проработать минимум еще один турнирный цикл и доказать, что уроки Сплита не прошли даром. А пока, как говорил Наполеон, проиграна только битва, но не война», – рассказывал девятикратный чемпион России «Спорт-Экспрессу».
Все это, конечно, неслучайно. У Романцева и Карпина давняя симпатия друг к другу.
История запуска карьеры Карпина: неожиданная замена от Романцева, привоз и голубые рейтузы
Карпин оказался в «Спартаке» в 1989-м – и даже успел поиграть в последнем чемпионате Советского Союза (правда, уже без грузинских и балтийских клубов). Его дебют – огненное дерби с ЦСКА в «Олимпийском».
21-летний Карпин, которого первое время комментаторы уверенно называли КарпИн, появился на поле при счете 3:3 и под смех трибун сразу привез гол: потерял мяч в центре, а ЦСКА убежал в контратаку и повел.
«Я отлично помню и сейчас тот матч, – рассказывал Карпин в книге Олега Романцева «Правда обо мне и «Спартаке». – Сначала я ошибся, наварил в центре поля, они повели 4:3. Мандраж был сумасшедший. Полный «Олимпийский», я впервые выхожу на поле в футболке «Спартака». Я обычно хорошо помню свои матчи, но тут все было как в тумане. О том, что надо реабилитироваться, я не думал. Понимание было другое: я потерял мяч, из-за меня забили гол, меня завтра выгонят из «Спартака».
Что еще вызывало смех: рейтузы! Карпин вышел на поле в голубых рейтузах (тогда правила были мягче, это сейчас нижнее белье должно совпадать по цвету с шортами). «Карпинские штанишки больше всего запомнились. Тогда все были под одну гребенку, а Валерка любил выделяться», – вспоминал Геннадий Перепаденко, вместо которого Карпин и вышел на замену.
Правда, затем Карпин реабилитировался и помог вырвать победу: на 82-й минуте прострелил на автогол, а на 85-й сделал победный навес на Родионова – 5:4!
Зачем выпускать в такую рубку игрока с нулевым опытом? Слово Романцеву.
«Думаю – надо бы огонька в игру подбросить – и выпускаю совсем молодого Карпина, который еще довольно корявенький был, – вспоминал Романцев. – А он и взял и немного в другом смысле огонька добавил. Чуть ли не вторым касанием в центре поля отдал мяч чужому. Но после двух голевых передач в раздевалку он уже шел не молодым Карпиным, а настоящим Карпом – так его быстро назвали болельщики. За те двадцать минут я понял, что в команду пришел наш парень – спартаковский, который хочет только побеждать».
Несмотря на фэйл, трибуны оценили молодого игрока и зарядили: «Валера Карпин!».
«Борис Поздняков, помню, смеялся тогда в раздевалке: «Десять лет в «Спартаке» играю – ни разу своей фамилии с трибун не слышал. А тут вышел парень на 15 минут – и уже поют!» – вспоминал Карпин. – После матча Романцев улыбнулся в раздевалке: «Да, таких футболистов у нас еще не было. В первый раз вышел на поле и сначала привез, а потом сделал два гола».
Романцев высмотрел Карпина среди 40 дублеров и сразу сработался – понравился характер
Карпин вспоминал, что попал в «Спартак» после масштабного просмотра в 1989-м, хотя на тот момент «понятия не имел о стеночках»: «Через Олега Ивановича таких, как я, наверное, тысяча человек прошла. Помню, 15 декабря 1989 года в манеже «Сокольники» нас собрали – человек 30 из основного и дублирующего составов и еще 40 тех, кого позвали на просмотр. Вот я и был среди этих сорока.
Каждая группа работала на своей половине поля, и день ото дня нас, просмотровых, оставалось все меньше – 35, 30, 25. В конце уже тренировались четыре человека. Я все ждал, когда придут и скажут: давай, уезжай отсюда. Но никто не пришел». В итоге Карпин даже поехал на выездной сбор в Гонконг с дублем, а вскоре оказался и в основе.
«Валера всего достиг своим трудом, и надеюсь, так будет и дальше. Не обратить внимание на талантливого игрока сложно. Мы с Валерой не то что подружились, но сразу нашли общий язык. Я понял, что парень с характером. С ним вообще было легко работать, потому что он хотел работать. Еще Николай Петрович Старостин говорил: научить нельзя, можно научиться. Да, Карпин пришел в «Спартак» не самым великим футболистом. Но ведь научился!» – хвалил своего ученика Романцев.
«Тому, что на поле надо не только бегать, но и думать, меня научил Олег Иванович Романцев. 100% моего понимания футбола – от него. До перехода в «Спартак» о многих вещах понятия не имел, причем не только в атакующем, но и в оборонительном плане. У Романцева есть дар разглядеть в футболисте то, чего тот сам в себе не видит. Ни в какой спартаковский футбол я в «Факеле» не играл. Игровым интеллектом, техникой не отличался – школы-то не было. Действовал на левом краю. Почему Романцев увидел во мне перспективу и поставил справа? До сих пор удивляюсь», – улыбался Карпин, вспоминая начало карьеры.
Романцев – первый, у кого Карпин попросил помощи в начале тренерской карьеры
Даже закончив карьеру игрока, а потом и бизнесмена, Карпин оглядывался на учителя. В 2009-м пригласил Романцева в «Спартак» как консультанта – сразу после увольнения Лаудрупа и осознания, что придется возглавить команду.
«Если мои бывшие футболисты, мои дети, как я их называю, Карпин с Ледяховым, обратились с предложением, с просьбой, вернее, посмотреть на команду со стороны, высказать мнение, то как я мог им отказать? Это говорит, во-первых, об их желании сделать действительно хорошую команду и стать хорошими тренерами, а во-вторых, о том, что в свое время я не так уж плохо работал.
Красно-белая форма по-прежнему вызывает во мне особые эмоции, воспоминания. И я очень рад, что теперь хоть какое-то отношение к «Спартаку», но буду иметь, – объяснял Романцев. – Консультантом останусь до тех пор, пока буду нужен команде и своим ребятам. В «Спартаке» я сегодня больше по необходимости. Мое дело – где-то подсказать, поддержать эмоционально. Главное – быть полезным и не мешать. И если даже в какой-то момент мне скажут: «Олег Иванович, спасибо, дальше мы сами» – никаких обид, я просто отойду в сторонку».
Поначалу Карпин активно советовался с бывшим наставником и перенимал некоторые упражнения. Романцев был доволен, хвалил молодого тренера и сравнивал «Спартак» с «Барселоной»: «Тренерский штаб советуется со мной по разным вопросам, но окончательные решения Карпин принимает самостоятельно».
Романцев провел в должности консультанта около года – уже в 2010-м его работа стала скорее номинальной. «Первое время Олег Иванович приезжал часто, года полтора. Мне нужен был человек, который мог бы какие-то вещи объяснить. Олег Иванович мог сделать такое и делал. Я получил то, что хотел», – объяснял сам Карпин. А Романцев совершенно на него не обиделся.
В интервью Sports.ru Карпин рассказал подробнее, как все происходило. «Романцев присутствовал на тренировках. Обсуждали, как себя вести на поле в тренировке, что не нужно обращать внимание на мелочи, – сказал он. – Поведение тренера на тренировке. Тактику на игру – в меньше степени, в основном – нюансы поведения тренера и на поле, и за полем.
После тренировок садились за кофе и сигареточкой. В часовом разговоре – миллион нюансов. Главное – не обращать внимание на ошибку одного игрока, потому что глобально это ни на что не влияет. Игрок сам знает, что он ошибся. «Надо было мяч обработать», – что это за подсказ? Игрок знает, что нужно было обработать».
Тренер сборной рассказывал, что прислушивается к критике Романцева (а тот отвечал, что «всегда скажет Валере, если есть что сказать»). «У нас любят сравнивать понятия «тренер-диктатор» и «тренер-демократ». Сейчас уже могу сказать, что я в большей степени диктатор. Олег Иванович, кстати, тоже. В хорошем смысле этого слова», – говорил Карпин в 2013-м, когда еще работал в «Спартаке».
***
Романцев остался в жизни Карпина и сейчас, в 2021-м. Вот что тренер сборной услышал от легенды.
«Романцев сказал, что нельзя бросать на полпути, что только сейчас я познакомился с игроками, что теперь я знаю, как игроки могут реагировать в стрессовой ситуации. Поэтому нельзя бросать, нужно попробовать – как минимум стыки.
Романцев – опытный человек, который был в этой шкуре. Украина-1999 – в чем-то похожая ситуация, шесть матчей выиграли, седьмой сыграли вничью и не попали даже в стыки».
Впереди – Польша. И Романцев поддержит Карпина – что бы ни произошло.
Телеграм-канал/твиттер Алфимова
Фото: globallookpress.com/Nataliya Kondratenko/Russian Look, Alexander Wilf/Russian Look; РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Родионов
Ему сейчас 68, Семин старше на несколько лет, а еще настроен по-боевому, Непомнящий старше на 10 лет и тренировал еще 3 года назад, Газзаев и тот закончил позже. Романцев же закончил 17 лет назад, ему было чуть больше 50ти лет, для тренера это совершенно детский возраст! Отдохни годик и возвращайся, как часто делают - он же по сути так и не тренировал после 2005, да по сути дела, вообще ничем не занимался, что для деятельного человека опять же очень нехарактерно. Для футбольного тренера такое раннее завершение карьеры совершенно нетипично, даже не знаю, есть ли такие примеры за границей. Обычно тренируют лет до 65-70ти, если здоровье позволяет.