Норвежские клубы призывают к бойкоту ЧМ в Катаре. Причина – больше 6700 погибших рабочих-мигрантов на стадионах и других объектах
Сложный выбор.
В Норвегии идут жаркие дебаты по поводу участия сборной на чемпионате мира в 2022 году. Туда команде Столе Сольбаккена еще нужно пробиться, но спорят и ругаются уже сейчас.
Все началось со статьи The Guardian, в которой говорилось, что минимум 6751 рабочий-мигрант из Индии, Пакистана, Непала, Бангладеш и Шри-Ланки умер в Катаре с 2010 года, когда страна получила чемпионат мира. Результаты, полученные из правительственных источников, означают, что с того времени в неделю умирает в среднем 12 рабочих-мигрантов.
В тексте уточняется, что общее число погибших значительно выше, так как данные не включают информацию о смертях мигрантов из других стран, которые работают в Катаре в большом количестве. Например, из Филиппин и Кении. Также не включены смертельные случаи последних месяцев 2020 года.
«Значительная часть трудовых мигрантов, умерших с 2011 года, находилась в стране только потому, что Катар выиграл право на проведение чемпионата мира по футболу», – заявил глава группы по защите прав трудящихся в странах Персидского залива Ник МакГихан.
37 смертей рабочих связаны непосредственно со строительством стадионов, но 34 из них классифицированы оргкомитетом как «не связанные с работой». Эксперты подвергли сомневаются в правильность этого термина, потому что в некоторых случаях он использовался для описания смертей, произошедших на рабочих местах.
Среди причин смертей рабочих в Катаре называются ДТП (12%), несчастные случаи на работе (7%) и самоубийства (7%). Но 69% смертей среди индийских, непальских и бангладешских рабочих относятся к категории «естественная смерть». Такие классификации, которые обычно делаются без вскрытия, часто не дают законного медицинского объяснения основной причин смертей.
Правительство Катара призывают внести поправки в закон, чтобы разрешить вскрытие во всех случаях неожиданной или внезапной смерти, чтобы все свидетельства содержали ссылку на понятную с медицинской точки зрения причину. Однако правительство этого делать не спешит. Там заявляют, что количество смертей пропорционально размеру рабочей силы мигрантов и что эти цифры включают офисных работников, которые умерли естественной смертью, прожив в Катаре много лет.
Представитель ФИФА заявил, что они полностью поддерживают защиту прав рабочих на их проектах. «При очень строгих мерах по охране здоровья и безопасности на местах, частота несчастных случаев на строительных площадках ЧМ была низкой по сравнению с другими крупными строительными проектами по всему миру», – говорится в заявлении, без предоставления каких-либо доказательств.
Призыв к бойкоту поддержали четыре норвежских клуба, еще несколько думают. Президент федерации и главный тренер сборной осторожно высказываются против
Первым отреагировал норвежский «Тромсе», который призвал федерацию к бойкоту ЧМ. Вот главное из обстоятельного заявления клуба:
• «В течение нескольких лет ФИФА и Катар подвергались резкой критике в связи с проведением чемпионата мира 2022 года. Все началось с победы заявки Катара на проведение турнира, которая, по сообщениям, стала результатом коррупционных действий. За этим последовали сообщения о ненадлежащих условиях труда для рабочих-мигрантов при строительстве объектов к чемпионату мира. Уже много лет говорится об огромном количестве смертей, связанных с подготовкой к чемпионату мира. Система описывается как современное рабство».
• «Ранее стратегия заключалась в критике Катара и диалоге. Норвежская футбольная ассоциация сама выбрала эту стратегию, мы в «Тромсе» тоже в нее верили. Но критика и диалог ни к чему не привели. The Guardian недавно опубликовала статью, демонстрирующую тревожное количество смертей, связанных со строительством арен для чемпионата мира. Цифры ужасают! Стратегия диалога не дает необходимых результатов, и мы чувствуем, что пора переходить к следующему шагу – бойкоту».
• «Деньги стали и всегда будут частью нашего спорта. Однако это не означает, что мы приемлем коррупцию, опасные для жизни условия труда и отворачиваемся, когда происходят зверства».
• «Мы больше не можем сидеть и смотреть, как люди умирают во имя футбола. Футбол не может контролировать политику и внутренние дела всех стран. Но что мы можем сделать, так это установить четкие требования к футбольным турнирам, которые мы сами проводим. «Тромсе» призывает Норвежскую футбольную ассоциацию поддержать бойкот чемпионата мира по футболу 2022 года. Мы считаем, что Норвегия должна отказаться от поездки в Катар, если квалифицируется на турнир. «Тромсе» также не будет продвигать ЧМ-2022 на своих платформах», – говорится в заявлении клуба».
Следом призыв к бойкоту поддержал действующий чемпион «Буде-Глимт».
А еще «Викинг».
И «Стремсгодсет».
Еще несколько клубов обсудят этот вопрос на ежегодных собраниях в марте. А вот президент Норвежской футбольной ассоциации (NFF) Терье Свендсен пока осторожен:
«NFF никогда не поддерживала решение ФИФА провести чемпионат мира в Катаре. Мы вместе с другими футбольными ассоциациями стран северной Европы провели пропагандистскую работу против УЕФА, ФИФА и властей Катара. Amnesty International (международная правозащитная организация) была нашим советником. Мы дважды посетили Катар и встречались с трудовыми мигрантами, а также с представителями властей и футбольной ассоциации этой страны.
Норвежский бойкот предполагает, что мы не внесем значительного вклада в освещение условий в Катаре. Для нас также важно, что Amnesty придерживается того же мнения. На встрече с трудовыми мигрантами они попросили нас продолжить работу по освещению ситуации».
Главный тренер сборной Столе Сольбаккен тоже не в восторге от идеи бойкота: «Думаю, никто в NFF и во всей Норвегии не считает, что то, что там произошло, и то, что, вероятно, происходит, нормально. Это совершенно неприемлемо. Но какова цель бойкота? Чтобы положить конец тому, что произошло? Разве это сделает жизнь рабочих лучше в долгосрочной перспективе?».
Бывшие игроки сборной считают, что ехать на турнир нельзя
Игрок «Тромсе» и экс-футболист сборной Норвегии Рубен Йенсен не согласен с президентом федерации и тренером. Он верит, что к бойкоту присоединится остальной мир: «Это все равно, что сказать, что забастовки не помогают, а мы знаем, что это неправда. Диалог – лучший способ, но он не сработал. Мы в «Тромсе» хотим сказать: хватит. Надеемся, что NFF изменит мнение. Мы хотим, чтобы NFF поддержала бойкот. Тот факт, что это сделает только NFF, не поможет, но мы должны привлечь больше стран и превратить это в снежный ком».
Бывший капитан «Мьендалена» Кристиан Гаузет, который работал экспертом на Eurosport, знает, что нужно делать: «Это самый простой вопрос, который я получал за долгие годы. Я совершенно ясно понимаю, что Норвегия не должна участвовать».
Как правило, призыв о бойкоте легко поддерживает люди, которые не имеют отношения к нынешней сборной. Капитан «Стабека» Яу Аманква поставил себя на место футболистов главной команды: «Я попытался ознакомиться с ситуацией игроков сборной и подумал, что мне было бы сложно в индивидуальном порядке отказаться от такой возможности [поиграть на чемпионате мира]».
Но когда он узнал о количестве погибших рабочих, резко изменил мнение: «Сейчас я думаю, что если бы играл с флагом на груди и праздновал гол, то танцевал бы на кладбище нескольких тысяч собратьев. Так ли это чертовски круто? А если бы там работали норвежцы? Это лицемерие – участвовать в чемпионате только потому, что это группа, которую вы не очень хорошо знаете».
Экс-игрок «Блэкберна» Мортен Гамст Педерсен, у которого 83 матча за сборную Норвегии, тоже в растерянности: «Футбольное сердце говорит «да», каждый хочет сыграть на чемпионате мира. После того, что произошло, у меня нет проблем с бойкотом ЧМ. Но если бы я был в сборной, не знаю, как бы я отреагировал. Такое редко случается. И все же футбол важен, но жизнь важнее».
Отбор на ЧМ-2022 стартует уже в конце марта. Норвежцы попали в одну группу с Нидерландами, Турцией, Черногорией, Латвией и Гибралтаром.
Фото: Gettyimages.ru/Sean Gallup, Wolfgang Rattay/Pool, Clive Mason; globallookpress.com/Nikku/ZUMAPRESS.com
Ну, что Катар сейчас может сделать со статистикой с 2010г? Что? И куда ужасная Фифа должна переносить монструозный ЧМ со 150 командами за год до турнира? И что делать со стадионами и прочей инфраструктурой? И почему "бойкотировать" нельзя было раньше?
И самое главное - почему не придумали специальный хэштэг и какое-нибудь приседание на корточки перед началом игры? Какое-то любительство.
Если, например, взять таблицу смертности для США за 2003 год (самое легко что удалось нагуглить), то там каждый год погибает примерно 0.1% от всех людей в возрастном интервале от 20 до 30 лет (среди мужчин эта доля будет даже чуть выше). Получается среди трудовых мигрантов в Катаре смертность даже ниже американской (~0.067%).
Допускаю, что мои расчеты некорректны, но хотелось бы видеть что-то подобное в оригинальной статье гардиан, чтобы понимать масштаб проблемы.
Северный кавказ , когда был захвачен турками , что они им дали ? Те даже на обе лопатки легли , приняв их религию , но строительство , образование , прогресс пришел в горы с союзом .
Не говорю что колонизация хорошо , но разницу надо видеть .А упрекать людей в том что пару столетий назад не имели современного взгляда на жизнь , сверх тупо . Тем более все эти бывшие колонии , так и остались полудикими странами .
----------------
Ты похоже головой сильно стукнулся. Либо век перепутал. Тиф и холера были не в 21 веке (при Путине), а в 20 веке (при Ленине).
И если ты имеешь в виду именно АРА (20 век), то, конечно, им спасибо. Моей семье их помощь сильно помогла и банки из-под консервов того времени до сих пор у меня хранятся, но не стоит считать что добрые США просто дарили еду. Во-первых, они делились излишками: ставшими ненужными военными запасами из-за конца ПМВ, а также излишками еды в США.Во-вторых, за свою "благотворительность" американцы на гос. уровне получали деньги, а точнее долговые обязательства. Так же не стоит забывать что США приняли деятельное участие в попытке раздела страны во время Гражданской войны, пытаясь ухватить свой кусок. Джоны с Каролины приехали не просто так денег давать, а так же как приезжают сейчас на Ближний Восток - в надежде урвать себе выгоду.
Это же можно было бы обойтись без крестовых походов ради ресурсов, без попыток колонизировать и захватить в рабство половину планеты, и даже обойтись в фильмах/сериалах/играх без активного убогого навязывания ЛГБТ и BLM ценностей... Да уж, страшно представить такую картину. Ну хорошо, что развитые западные друзья искренне пекутся о планете и человеческой цивилизации В ЦЕЛОМ(а не только о своих интересах эгоэстичных). Вот и Норвегия, чьи лыжные и биатлонные сборные состоят на 99% из астматиков(видимо будучи больным астмой - надо конечно же идти в проф.спорт, там им самое место. Ну или в Норвегии вообще 99% всего населения астматики), и вот эти астматики бегают лучше, чем НЕ-астматики, вот теперь пекутся о жизнях иммигрантов из 3-тьих стран. Вот живет условный Йохас в Норвегии, спать не может от того, как же плохо живется иммигрантам в Катаре и как же рабочие умирают на стройках. Еще что господа Норвежцы мне расскажут? Если такие сердобольные, помогите Африке, там люди умирают каждую минуту от голода, болезней, преступности... А, что, не слышу, Африка "не наша проблема", и "не наша вина"? Ну так и Катар не ваша проблема и не ваша вина, пусть Катар сам разбирается
P.s. И да, я смотрю, Россию упрекать в "отсуствии демократии", "нет толерантности" и "да Россия вся грязная, допинговая и вообще Мордор на планете" - Запад может. Но вот Катар с их архаичными порядками, откровенным ПАТРИАРХАТОМ и агрессивной религией - они не трогают. Как и не трогают своих друзей из Сауд. Аравии, так как Аравия в тесных отношениях с США(хотя в Аравии тоже жесть происходит). Но вот зато Иран, Иран они смешивают с грязью. Хотя в моих глазах(и в глазах любого адекватного человека) - все эти восточные страны, это плюс-минус ОДНО И ТОЖЕ. Не бывает такого, что условный Ирак или Иран - это исчадие зла, а вот Катар или Саудиты - это "четкие братюни".
Я знаю, что люди едут почти со всего мира, мой товарищ там работает из России с коллегами из Франции, США, Бразилии, Казахстана, Беларуси, Украины, Румынии. Работать начал через три месяца, после чемпионата в России, и все нормально, все живы-здоровы, ну да поначалу было тяжело с климатом, ничего привыкли.
А вот у Индии, Пакистана, Непала, Бангладеш и Шри-Ланки надо сначала оценить здравоохранение, чтобы все на Катар сваливать