8 мин.

Путин и вопросы про спорт: называл лимит главной проблемой, защищал Мутко, декодировал речь Газзаева

В четверг прошел двадцатый эфир прямой линии с президентом России. Первый состоялся 24 декабря 2001 года, общение с народом не прерывалось даже когда президентом был Медведев

В 2015-м Путин называл прямую линию «самым мощным социологическим опросом»: можно увидеть, что по-настоящему волнует народ прямо сейчас. В этом году единственный спортивный вопрос Путину задал «Матч ТВ» – про то самое видео Дзюбы.

Важно уточнить: в этом году традиционная прямая линия объединилась с большой пресс-конференцией. Обычно президент дважды в год отвечает на вопросы – отдельно общается с жителями страны, отдельно – с медиа. Почти ежегодно Путина спрашивали о спорте, часто эти вопросы отражали повестку, но были и включения от Валерия Газзаева.

«Матч ТВ» спросил Путина про видео Дзюбы. Он откашлялся и сказал, что не смотрел, а Песков рассмеялся

2001. Вопросов о спорте не было.

2002. Зритель из Омска предложил ввести «путинский стандарт» для генералов – норматив по физподготовке.

«Сомневаюсь, что и молодые солдаты полностью могут выполнить этот стандарт. И здесь вопрос не только в армии. Это вопрос отношения в нашем обществе, отношения государства к физической культуре и спорту. В последнее время мы стараемся уделять этому все больше и больше внимания. Надеюсь, что это принесет положительный результат».

2003. Вопросов о спорте не было.

2004. Сравнивал выборы в Украине и «Оранжевую революцию» с футболом:

«Нас беспокоят попытки решать политические вопросы неправовыми методами. Недопустимо менять правила игры в ходе тех или иных процессов. Это, знаете, все равно что начали футбольный матч по одним правилам, а заканчиваем – по другим». 

2005. Вопросов о спорте не было.

2006. У президента спросили, почему сборная по футболу, несмотря на усилия Гуса Хиддинка, не показывает результатов?

«Дело не в новом тренере, а в системе организации футбола в России. Проблем много: недостаточно хороших полей, мало внимания уделяется детям, легионеров в футбольных клубах слишком много. Нужно, на мой взгляд, это количество ограничивать».

2007. Путин начал с поздравления с победой над Англией (2:1), сказал, что не болеет за клубы – только за сборную – и подробно рассказал об олимпийской застройке в Сочи.

«На спортивные объекты уйдет только 10 процентов от всей суммы, которая будет затрачена на развитие города Сочи».

2008. Конкретного вопроса не последовало, но Эрнест из Нальчика показал местную школу борьбы, а президент отметил, что государство пока недостаточно делает для восстановления спорта.

«Утрачены в значительной степени тренерские кадры. Надо это все восстанавливать. За последние годы в этом отношении кое-что было сделано, но недостаточно. Несмотря ни на какие трудности будем эти усилия наращивать».

2009. Сборная не вышла на ЧМ-2010, а у президента спросили: заявки России на проведение чемпионатов мира – единственный способ попасть на турнир или есть более масштабные цели?

«У нас не было нормальной инфраструктуры к Олимпиаде в Сочи, а теперь там заканчивают дорогу. То же самое касается и чемпионата мира по футболу. Действительно, у нас нет инфраструктуры, но если мы получим чемпионат, легче будет концентрировать административные и финансовые ресурсы на решении задач. Все это останется людям».

2010. С подготовкой объектов к Сочи-2014 все понятно. А как ведется подготовка спортсменов?

«На подготовку всех команд выделяются необходимые ресурсы. Мы будем уделять необходимое внимание и подготовке тренерского состава, и медико-биологическому сопровождению. По всей стране строится большое количество тренировочных центров для наших сборных, и мы будем наращивать количество этих сооружений».

2011. Путин присутствовал на бое Емельяненко и Монсона, где его (или нет) встретили гулом. На вопрос, кому свистели, он ответил философски:

«Возможно, причиной этого свиста стала физиономия моя – вполне это допускаю, абсолютно нормально. Вторая возможность – может быть, они были недовольны Монсоном, который в это время проходил мимо собравшихся зрителей. Третья возможность – люди были недовольны самим боем».

2012. Президент объяснял, что переход на летнее время важен для показа международных соревнований в России. 

«Проведение чемпионата мира или Олимпийских игр связано с правами на трансляцию в других странах. И когда разница большая: три часа – с Европой, с Великобританией – четыре, – то соревнования начинаются, а значительная часть потенциальных зрителей еще на работе. Но мы прежде всего должны руководствоваться интересами своих собственных граждан».

2013. Успокаивал всех критиков, которые не верят в окончание строительства к Олимпиаде.

«Работа идет в графике, проводятся все запланированные тестовые соревнования. Все, что нужно для подготовки Олимпиады, будет завершено с должным качеством и вовремя».

И объяснял, почему в стране плохо поддерживают ледовый проект Ильи Авербуха:

«Такие проекты, как Олимпиада, носят грандиозный характер, и нам нельзя разбрасываться, во всяком случае из федерального бюджета, тратить дополнительные деньги на какие‑то вещи, даже привлекательные».

2014. На вопрос о создании центров для детей-паралимпийцев:

«Это особая тема, которой раньше практически не занимались. И с развитием массового спорта вообще нужно особое внимание уделить и спорту среди инвалидов, в том числе и среди детей. Надо синхронизировать эту работу с регионами, в этом направлении будем обязательно действовать и подталкивать регионы к тому, чтобы выделялись соответствующие средства».

2015. Вопросов о спорте не было.

2016. Путин обещал помочь построить в Биробиджане площадку для хоккея с мячом и много говорил о допинге.

«Мельдоний никогда не относился к разряду допинга, он не влияет на результаты, он просто поддерживает сердечную мышцу в хорошем состоянии при очень сильных нагрузках. Но почему‑то решили его вдруг включить [в список запрещенных препаратов].

Я не думаю, что здесь какой‑то есть политический подтекст – о чем говорит и то, что WADA скорректировала свою позицию. Но нужно быть готовыми ко всему».

2017. Семнадцатый прямой эфир состоялся за год до чемпионата мира, поэтому вопросов про спорт было больше обычного. На вопрос из Калининграда, смогут ли дети после ЧМ заниматься на построенном стадионе, президент ответил удивленно:

«Вопрос странный. Конечно, ведь стадион строится для того, чтобы там люди занимались спортом, чтобы приходили болельщики. Я надеюсь, что мы уже никогда не допустим ситуации, при которой стадионы превращались в вещевые рынки».

А еще обещал «повлиять на футболистов, чтобы они наконец заиграли» (это формулировка задававшего вопрос):

«Когда я разговариваю со специалистами мирового класса и спрашиваю: «Будут играть наши спортсмены или нет?» Они мне говорят: «Нет. Слишком много легионеров и слишком мало вы уделяете внимания вопросам подготовки смены».

Очень мало уделяется внимания вопросам развития детского и юношеского футбола. Правда, есть и позитивные тенденции. Вот недавно в Краснодаре я побывал: господин Галицкий проводит большую работу, и стадион построил, и целую футбольную школу создал».

А потом задал вопрос заместителю председателя комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Валерию Газзаеву. Этот диалог в шедевральности стоит рядом со святым Георгием – приведем его целиком.

– Я вижу Газзаева напротив. Меня тоже футбол беспокоит. Будем мы играть в футбол или нет?

– Во‑первых, спасибо вам большое за то, что будет выстроена прекрасная инфраструктура, что уделяете огромное внимание здоровому образу жизни, здоровью нации. 2010 год вспоминаю, когда лично вы и исключительно ваш авторитет и ваше внимание способствовали тому, что мы получили право проводить чемпионат мира.

В преддверии чемпионата мира Российский футбольный союз заявил, что в футболе невозможно гарантировать успех национальной сборной, поэтому имеет смысл поставить следующую цель – популяризация футбола вне зависимости от результатов национальной сборной.

Мне кажется, если мы такие задачи будем ставить, то, конечно, Владимир Владимирович, мы ничего не добьемся. Более того, это домашний чемпионат мира, и я считаю, что мы здесь должны показать максимальный результат. Мне хочется, чтобы вы повлияли на этот результат, особенно на сборную.

Как ваше мнение, Владимир Владимирович, какой результат должна показать наша сборная и как выступить на предстоящем домашнем чемпионате мира?

– Валерий, я хотел от вас это услышать. А вы так ловко мячик перекинули на мою сторону.

– А я могу вам честно сказать: у меня такое же мнение, как у вас, Владимир Владимирович.

– Спасибо вам. Будем надеяться, что ребята будут играть с полной отдачей, как настоящие бойцы и спортсмены, чтобы порадовали наших болельщиков хотя бы тем, что они стремятся к победе. Кстати, последние игры сборной показывают, что потенциал все‑таки у нас есть.

2018. Время на единственный вопрос Газзаев потратил на то, чтобы пожелать президенту всех благ, но Путин здорово выкрутился – предположил, что все-таки Валерий хотел спросить о наследии чемпионата мира.

«Мы истратили большие деньги на инфраструктуру, теперь она должна работать, и прежде всего работать на развитие спорта: массового, детского, нужно создавать детские и юношеские команды, лиги, организовывать соревнования. Надо, чтобы все эти объекты были окупаемыми, эффективно работающими. Это возможно при грамотном подходе».

Президент также отбивался от шуток про непотопляемость Мутко.

«Хотел бы обратить ваше внимание, что, несмотря на то, что его английский язык, безусловно, нуждается в совершенствовании, но за годы его работы в качестве Министра спорта, а затем и вице-премьера немало сделано в этой сфере. Надо обращаться не к эмоциональным сторонам его деятельности, а к фактическим сторонам».

2019. Пообещал помочь с расширением проекта «Футбольная Россия», который предполагает строительство крытых круглогодичных футбольных манежей на территории образовательных учреждений. 

2020. Сказал, что не смотрел видео с Дзюбой.

Интересно, спросят ли в следующем году об успехах сборной на Евро?

А ведь можно было опять спросить про допинг – России дали 2 года бана

«Матч ТВ» спросил Путина про видео Дзюбы. Он откашлялся и сказал, что не смотрел, а Песков рассмеялся

Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев, Алексей Никольский, Алексей Дружинин, Михаил Климентьев