У «Матч ТВ» проблема с рейтингами. Есть одна вещь, которая точно сделает их выше
Человек с дивана советует людям из телевизора.
Чуть больше месяца назад национальному спортивному телеканалу «Матч ТВ» исполнилось пять лет. Наверное, можно подвести какие-то итоги – период такой, вполне подходящий. Что-то вошло в текст на «Палаче» – почитайте, Дмитрий Губерниев вот прочитал половину (или согласился только с ней). Какие-то выводы вывел сам «Матч», хотя из премии всему русскому спорту за прошедшую пятилетку в памяти отложились только интервью Алины Загитовой (не по вине Загитовой) и выступление тогдашнего главреда Sports.ru Александра Аксенова: «Хотел бы поблагодарить канал за Евгения Савина и Юрия Дудя, которые вышли с «Матч ТВ».
Посмотрите внимательно на эти цифры. 0, 0, 0, 2, 2, 3, 1, 0, 1, 0, 0, 0, 0, 1, 1, 1, 0.
Если вы думаете, что из них можно сложить личный номер телефона кого-то из руководства «Матч ТВ», вы ошибаетесь. Если решили, что это номер дебетовой карты кого-то из боссов «Газпром-Медиа», то не спешите оформлять на нее крупные заказы детской одежды в Wildberries. Если считаете, что это изощренный гипноз, то у меня плохие новости – шоу с Максимом Галкиным на Первом канале давно закрыли.
Это – попадания программ, эфиров и трансляций «Матча» в еженедельный топ-100 популярных телевизионных передач страны по версии Mediascope с августа 2020 года. Да, это подсчеты в аудитории 4+, то есть среди всех соотечественников старше четырех лет, и Наталья Билан называла это непрофессиональным. Но, во-первых, почему же тогда пресс-служба «Матч ТВ» рапортовала об успехах трансляций РПЛ с оглядкой на данные по 4+, а во-вторых, почему тогда канал разбрасывается высокими профессионалами?
Я, к сожалению, не знаю, чем еще подкрепить собственные ощущения, что «Матч» за эти пять лет не стал социальным и даже индустриальным феноменом. С каждым месяцем крепнет подозрение, что общедоступный спортивный канал накопил максимально возможную в этих условиях аудиторию и никак ее не расширяет.
Все те, кто готовы смотреть трансляции со стадионов, арен и закрытых помещений в федеральном эфире, уже и так это делают. Либо сознательно отказываются от нажатия на третью кнопку телевизора из-за протеста против руководства или сотрудников «Матч ТВ». Но такой радикализм представить очень сложно, поэтому давайте остановимся на первой версии.
Да, спортивное телевидение – это в первую очередь трансляции, и вокруг них нужно строить сетку вещания. Но в ситуации, когда при нынешнем формате прямые эфиры в лучшие времена дают рейтинг 1,3%, нужно что-то предпринимать. Только без резких движений вроде «Уволить Тину Канделаки» или «Разогнать всех к чертовой матери» – давайте рассуждать конструктивно.
Последние пару сезонов «Матч ТВ» совсем забил на производство внестудийных шоу. Да, примерно ни одно из них не было удачным ни с каких точек зрения – не как искусство, не как бизнес. Редкие посты в фейсбуках создателей напоминают о «Дрим Тим» с Ляйсан Утяшевой. Лишь адепты церкви Сергея Юрана горестно вздыхают о славных временах «Кто хочет стать легионером». Биографы Александра Кержакова ломают головы, как же называлась та передача, в которой Керж пафосно выезжал на дорогой тачке на футбольное поле деревенской команды.
Обе матери «Матч ТВ» (а мальчик, как мы понимаем, взращен в однополой семье из мамы и мамы) Тина Канделаки и Наталья Билан параллельно с разницей в пару месяцев отстреливались от вопросов, почему канал не делает спортивно-развлекательные шоу. Билан в интервью Sports.ru заявляла, что «Русский ниндзя» с Первого канала прошел бы на «Матче» с долей 0,5%. Канделаки в интервью Sport24 говорила, что «Ледниковый период» – это шоу-бизнес и вообще дорогая игрушка. И если с Тиной достаточно сложно спорить, «минута рекламного времени на Первом на минута на «Матче» – две разные вещи» – это аксиома, то интересно тогда, почему 26 стран, включая Россию, адаптировали формат «Русского ниндзя», а в Штатах помимо премьеры на национальном ТВ идут повторы на платном канале того же холдинга? Точно ли это затея под долю в полпроцента?
Да, франшизы вроде ледовых покатушек с селебами или забеги по гигантским полосам препятствий очень дороги в производстве. В спортивном телевидении, где основу прайм-таймового контента должны по идее составлять прямые трансляции, тяжело отбить подобные затраты. Грубо говоря, если делать того же «Ниндзя» для «Матча», то нужно ставить его на вечер – иначе он не соберет высоких цифр, но тогда придется жертвовать какой-нибудь игрой ЛЧ или другим спортом. А для дневного эфира производить высокобюджетные форматы глупо, потому что расходы не отобьются из-за дешевого рекламного времени, и канал ничего не заработает.
Но мне кажется, что у «Матч ТВ» есть все для того, чтобы зайти на новую для себя территорию. Во-первых, тайм-слот. Если выходные привычно забиты кучей прямоэфирного контента, а вечера вторника, среды и четверга обычно отдают под футбольные еврокубки, то остается абсолютно пустая ниша – вечер пятницы.
Да, конечно, это невероятно конкурентное пространство, где на других кнопках идут успешные проекты типа «Голоса», Comedy Club, голливудских блокбастеров или, прости господи, «Аншлаг и компания». Но у «Матча» примерно с 20:00 до 22:00 пятницы либо зияет дырень в виде студий «Все на матч», либо идут трансляции, которым, по-хорошему, место на платных тематических каналах. То есть конкретно здесь никакому общественно важному спорту развлекательные шоу не мешают.
Во-вторых, примеры из индустрии. Три года назад никто и представить не мог, что «Последний герой» окажется на Первом мистическом. Но ТВ-3 подтянул на необитаемый остров экстрасенсов – и вот уже привязка к чему-то таинственному и непознанному и премия ТЭФИ за лучшее реалити-шоу.
Может ли «Матч ТВ» заходить в другие форматы и засунуть туда спортсменов? Конечно, да. Будет ли это хорошо выглядеть? Если подойти с умом – безусловно. Будет ли это уместно? Мы же на Sports.ru, где расширили понимание спорта как голых голов-очков-секунд. Привлечет ли это новую аудиторию? Как показывает пример ТВ-3 – да.
В-третьих, у русского телевидения есть традиции подобных проектов. Кто, например, помнит шоу «Царь горы» с Алексеем Веселкиным? Почему «Форт Боярд» – это не спортивная передача? Чем эмоции от победы русских в «Больших гонках» отличаются от победы условных биатлонистов? Где Татьяна Тарасова стала суперзвездой – на трансляциях фигурного катания или в жюри «Ледникового периода»? А если вы выросли в 90-е и у вас не катится слеза от слов «Рестлинг с Николаем Фоменко» или «Бои гладиаторов», то у вас нет сердца.
Конечно, нужно подходить к адаптациям или собственным идеям трезво. На Первом когда-то делали прыжки в воду со звездами и спортивную гимнастику со звездами, а на «России 2» снимали фехтование с селебрити, как итог – два провала. Но, например, тот же СТС обратил внимание на американское шоу Ultimate Tag на FOX, в основе которого лежат обычные детские догонялки в красивой обертке. Сейчас кастинг в России остановили (очевидно, из-за коронавируса), но спрос на эффектную в кадре женитьбу спорта и развлечений очевиден.
На «Матч ТВ» плотный застой, которого старики не помнят с брежневских времен. Структура вечера буднего дня предсказуема, как вопросы Георгия Черданцева: новости – студия – матч – новости в перерыве – студия – «Все на матч». У редких документальных фильмов нет ни строгого, ни даже приблизительного места в сетке – более того, некоторые, как кино Дмитрия Занина про волейболиста Зайцева, просто не выходят в эфир, хотя были заявлены в программе. Никаких масштабных событий на канале не происходит, новых комментаторов не рождается, на внутренних планерках с грустными лицами радуются доле Лиги чемпионов в 7,3.
Да, в России есть невероятная аномалия – общедоступный телеканал, напичканный премиальным спортивным контентом. Но почему-то он не борется за высокие цифры и ничего не делает для этого, хотя, наверное, должен. По крайней мере, мы, внимательные наблюдатели и простые зрители, все этого хотим. Потому что иначе непонятно, зачем вы, «Матч ТВ», нужны. Расставить доступные трансляции по сетке могут и обычные пользователи Sports.ru, а профессионалов в телевидении назначают в руководство, чтобы как можно чаще попадать в еженедельные топы Mediascope.
Фото: сайт «Матч ТВ» и Los Angeles Times, скриншоты из трансляций «Матч ТВ».
Хотя с коммерческой точки зрения это как бы понятно(