10 мин.

«Бохум»: история «невыбиваемых»

Буквально в двух шагах от Гельзенкирхена и Дортмунда находится бывший шахтерский город Бохум. А его гордость – футбольный клуб «Бохум», в отличие от своих ближайших соседей, не избалованный успехами, а если они и случаются, то точно не воспринимаются как должное.

Самый маленький из трёх клубов в округе, «Бохум» всегда относился к достижениям своих старших братьев «Боруссии» и «Шальке» с долей здоровой ревности. «Невыбиваемые», так прозвали «Бохум» в 80-е потому, что при любых раскладах они умудрялись сохранять прописку в первой Бундеслиге, последнее десятилетие рухнули во вторую Бундеслигу и не блещут результатами. Но, это, как говорят болельщики из соседнего Дортмунда «echte liebe» («настоящая любовь»), то, что не получишь болея за более именитых соседей. А сам «Бохум» самый что ни на есть, традиционный клуб.

Рурская область, переполнена огромными складами, стальными мостами и гигантскими дымящимися трубами. Единственный яркий цвет, появляющийся во всей этой монотонности серых стен – граффити на них. Но когда вы попадаете в Бохум, то это что-то большее, чем просто каракули на стенах, а бело-голубые шарфы добавляют красок в общую серую палитру. Однако это не живописный и яркий город. Во время войны, город подвергался бомбардировке, потому что здесь располагалась немецкая военная промышленность. Всё было восстановлено после войны, но из-за скорости реконструкции была утрачена красота. Бохум, в основном, стал известен из-за горнодобывающей промышленности. Последняя шахта была закрыта в 1973 году. Люди в этом регионе закалились, многое пережив – война, мировой кризис, тяжелая работа. Но истинный бохумец никогда не сдаётся.

В последнее время болельщикам «Бохума» приходится переживать тяжелые времена. До 90-х годов их команда играла на высшем уровне более двадцати лет. А в дальнейшем, если и вылетали, то возвращались через сезон. Так было до вылета в 2010 году. Идеально работающий механизм лифта сломался, и на следующий сезон команда заняла только третье место во второй лиге и подняться выше не смогла. В течение следующих четырех лет 11-е место было лучшим результатом клуба. Директор клуба Кристиан Хохштеттер заявил о смене стратегии, т.к. не видит прогресса у команды. И назначил нового тренера – голландца Гертьяна Вербека. Хохштеттер видел в новом наставнике целеустремлённого человека, способного освежить команду и построить с нуля игру.

При Вербеке «Бохум» отлично начал и даже какое-то время лидировал. Но при улучшениях в игре и результатах, команда оставалась во второй Бундеслиге. Тренеру приходилось усмирять завышенные ожидания местных болельщиков, говоря, что люди здесь думают, что их команда будет разрывать всех, если она выдала удачный отрезок на старте, но их ждёт разочарование реальной жизни.

«Hier wo das Herz noch zählt»

Когда вы прогуливаетесь по стадиону «Воновия Рурштадион», сразу бросаются в глаза несколько немецких стереотипов: пиво и братвурст – любимые напитки и закуски. На местах, где у других клубов, обычно, располагается коммерческая реклама, у «Бохума» красуется слоган: «Hier wo das Herz noch zählt» (если дословно, то «Здесь, где сердце ещё имеет значение»). Клуб старается оставаться традиционным. Люди, здесь пытаются жить на полную, затрачивая меньше средств. А команде прививают менталитет усердной работы и игры на победу, футболисты должны делать всё, что в их силах, ведь фанаты никогда не примут игры с понурыми головами.

Перед матчами из колонок громыхает песня Герберта Грёнемайера. В 1984 году он выпустил альбом «4670 Bochum», который открыл ему дорогу на музыкальный Олимп. Заглавную песню он посвятил родному Бохуму. Назвать красивым город, расположенный в промышленном регионе, рискнет редкий немец. Но только не Грёнемайер. «Бохум, ты цветок в шахте» (Du Blume im Revier/ Bochum), – поет романтичный певец.

«Бохум» – команда с историей

С точки зрения бюджета у «Бохума» тоже не всё радужно, даже во второй лиге есть команды побогаче. За последние годы доходы от спонсоров и телевизионных прав уменьшились. «Чем дольше вы играете во второй Бундеслиге, тем труднее становится ваше финансовое положение», – говорит менеджер клуба.

Чарли Браун

В то время, как «Бохуму» нет иной альтернативы, кроме как придерживаться традиций, у их соседей «Шальке» и «Боруссии» Дортмунд множество вариантов развития клуба. «Мы немного похожи на Чарли Брауна, вечного аутсайдера», – приводит сравнение тренер бохумцев. (Чарли Браун – герой комикса, милый неудачник, обладающий бесконечной решимостью и надеждой, но который постоянно страдает от своего невезения). Там, где всего в нескольких километрах их соседи играют с такими командами, как «Бавария», «Манчестер Сити», «Реал», бохумцы встречаются с «Хайденхаймом» и другими командами подобного уровня. В «Бохуме» считают, что нет даже смысла соревноваться со своими более успешными соседями: «С точки зрения финансов и количества болельщиков это тяжелая борьба, нам даже не следует думать о соперничестве с ними. Нам просто нужно идти по своему пути. Однако в тех же Леверкузене или Менхенгладбахе проявляют интерес к нашему способу ведения дел».

Кристиан Шмитфранц, член фанатского объединения «Бохума», подтверждает, что клубу, зажатому между двумя футбольными грандами, может быть сложно: «Когда я в детстве тренировался в любительской команде, я часто был единственным, кто носил футболку «Бохума». Мои товарищи по команде носили футболки «Боруссии» и «Шальке». Представьте, как дела обстоят сейчас. У детей есть два варианта: они начинают болеть либо за барахтающийся во второй лиге «Бохум» либо за один из клубов, добивающихся успехов в Бундеслиге и Лиге чемпионов. Я думаю это выбор, над которым не придётся долго думать».

«Echte Liebe»

Для Кристиана выбора в пользу «Шальке» или «Боруссии» никогда не стояло. ««Шальке» любит позиционировать себя, как народная команда, вешая на себя ярлыки «Kumpel Club»  или «Malocher Club», это термины, относящиеся к добыче полезных ископаемых. Однако их главный спонсор – «Газпром», компания, чей продукт – газ – стал причиной гибели отрасли добычи ископаемых». Попытка завлечения болельщиков очарованием от «Боруссии», также не устраивает истинных бохумцев: «Дортмунд придумал лозунг «Echte Liebe» («Настоящая любовь»). Однако разница между ними и например «Баварией» в том, что мюнхенцы упорно трудились с финансовой и спортивной точки зрения и справедливо добились успеха, а победы Дортмунда в 1990-2002 годах основаны на долгах и красных цифрах. Любой другой клуб на их месте, столкнувшийся с финансовым кризисом 2005 года, опустился бы до любительского уровня. Если это «Echte Liebe», то я бы предпочёл остаться одиноким».

««Бохум» – это именно тот клуб, которым притворяется «Шальке», простой, нормальный футбольный клуб»,– объясняет Кристиан. «Покупая билеты на стадион, мы знаем, что можем поговорить с футболистами об игре. С бывшими игроками мы можем вспомнить о старых, добрых временах за бокалом пива. Здесь, в Бохуме, мы не стелим красную ковровую дорожку для футболистов. Если вы говорите Echte Liebe, что ж, тогда «Бохум» – это именно то, что вам нужно».

Роб Рикерс – одна из легенд «Бохума», говорит: «Для клуба очень невыгодно находиться между Дортмундом и Гельзенкирхеном, это влияет на количество фанатов и доходы от спонсоров, не говоря уже о том, что таланты предпочитают подписывать контракты с более крупными клубами. Если взять, к примеру, «Фрайбург», они располагаются на приличном расстоянии от других клубов. Это помогает им сохранять талантливых игроков у себя. «Бохуму» же, гораздо сложнее не только подняться в первую лигу, но и выживать».

Из девяти лет, которые Рикерс провёл в «Бохуме», только один пришёлся на вторую Бундеслигу, соответственно он часто соперничал в очных играл с большими соседями: «Мы не завидовали «Боруссии» и «Шальке». Мы всегда выходили на поле с мыслью «мы вам покажем». У нас может быть более слабая команда, но мы всегда могли их победить. Стабильный состав и более сильный командный дух – вот на что мы рассчитывали». Фанатам Рикерс запомнился тем, что в 1989 году забил единственный гол на выезде в Дортмунде.

Разрушенные семьи

Фанатское ядро «Бохума» не так велико, как у их соседей. «Сейчас на стадионе много свободных мест, которые раньше были заполнены, – говорит Кристиан, – наша Восточная трибуна никогда не замолкает и на ней довольно прилично людей, но за противоположными воротами народа уже не так много. Когда результаты хорошие, люди начинают интересоваться клубом, но когда дела идут хуже, только небольшая часть настоящих бохумцев остаётся с командой».

В 2012 году «Opel» подписал спонсорское соглашение с «Боруссией». С первого взгляда, этот шаг автоконцерна выглядит логично, если не знать одну вещь – завод «Opel» находился в Бохуме более 50 лет и на нём работало большое количество жителей города. Решение не понравилось многим местным фанатам и сотрудникам компании: «Они не будут поддерживать «Бохум», но они дадут ещё дополнительные миллионы и так богатым игрокам Дортмунда». В 2014 году последний «Opel Zafira» сошёл с конвейера завода в Бохуме. Более 3000 человек в Рурской области потеряли работу, что стало ещё одним ударом для города.

Бывший тренер «Бохума» Вербек признавался: «Вы не поверите сколько писем от фанатов я получаю с просьбой дать автограф, сколько людей толпятся у автобуса в надежде, что игроки подпишут их альбомы с наклейками «Panini». Это просто невероятно. По сути, клуб – вторая жизнь людей. Вы либо фанат «Бохума» либо нет. Я слышал о разрушенных семьях из-за того, что один член семьи болел за «Бохум», а другой за «Боруссию» Дортмунд».

Бохумцы не сдаются

За последние годы, после Вербека на посту главного тренера сменились: Исмаил Аталан, Йенс Разиевски, Робин Дутт. Теперь же команду тренирует Томас Райс. Но результат за последние годы один – середина таблицы. Шансы на то, что «Бохум» скоро вернётся в элиту немецкого футбола, невелики, не говоря уже о достижении успеха уровня «Шальке» и «Боруссии». Надежда на то, что команда «выстрелит» всегда сидит в сердцах фанатов, но они прекрасно понимают ситуацию, что ресурсы клуба ограничены. В «Бохуме» осознают, что болельщики всегда ждут повышения в классе, но в то же время стараются подходить более творчески к самой игре и к воспитанию молодёжи.

В 1993 году «Бохум», после 22 лет в первой Бундеслиге, вылетел. Но уже на следующий сезон в 1994 году вернулся, выиграв вторую Бундеслигу. 10 тысяч болельщиков вышли на главную площадь города отмечать этот успех.

Самому городу Бохум уже приходилось заново искать себя и свой путь, менять курсы развития. Также и с футбольным клубом. Но фанаты привыкли к тяжёлой жизни. Надежда умирает последней, это касается и «Бохума». Неважно сколько ударов получит эта команда, сколько раз споткнётся, они всё выдержат и поднимутся на ноги. Потому что их девиз «Ich bin ein Malocher» («Я сущий трудоголик»). Потому что бохумцы никогда не сдаются.

***

Редактор: Полина Потапова

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол! 

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!

***

Фото: waz.de, skysport, unpurepictures.de, vfl-bochum.de, vflbochum-spielertrikots.de, spox.com, welt.de

***