Мощные «Химки» создал Талалаев. Игроки называли тренера Клоппом, а себя – «Ливерпулем» из ФНЛ
Прессинг и броски сумок в раздевалке.
На примере «Химок» можно снимать документалку об абсурде российского футбола. Зимой были самой забивающей командой ФНЛ и рвались в РПЛ, но вдруг сменился вектор развития: никакой Премьер-лиги, всех игроков продаем, растим собственных воспитанников. А потом все снова изменилось.
Главный тренер «Химок» Андрей Талалаев мгновенно ушел, а клуб должен был остаться без основных игроков еще зимой. Только ничего не изменилось. Состав почти полностью сохранили, тренером взяли Сергея Юрана, играли так же хорошо, вышли со второго места в РПЛ (по таблице, которую зафиксировали на момент остановки чемпионата) и в полуфинал Кубка России.
Начиная с марта будущее «Химок» менялось каждый день. То РПЛ, то ФНЛ, то ПФЛ – ни губернатор, ни гендиректор, ни кто-либо не знали, где будет играть команда в следующем сезоне. «Химки» то покупал владелец Fix Price Ломакин, то спонсором становился «Промсвязьбанк».
Эти американские горки в Подмосковье достойны отдельного разбора, но вот еще один важный тезис: меньше чем за год «Химки» из команды с 14-го места в ФНЛ превратились в монстра, выходит в финал Кубка России и готов играть в РПЛ.
Возможно, вы удивились, с чего вдруг именно Талалаев возглавил «Крылья Советов», но в «Химках» он отработал настолько мощно, что дать ему шанс было как минимум логично.
Глеб Чернявский – о том, как Талалаев строил «Ливерпуль» в ФНЛ.
Талалаев = прессинг. В «Химках» с каждым двигал фишки в кабинете, а потом водил всех за руку на поле
Талалаев пришел в «Химки» еще прошлой весной. Команда шла на 14-м месте (тренировал Шалимов), а до конца сезона оставалось 8 матчей. Новый тренер сразу смело выступил: сказал, что с таким составом надо быть выше. И не ошибся: с Талалаевым набрали 17 очков из 24 возможных и взлетели на 9-е место.
«Еще задолго до назначения в «Химки» я говорил, что команда занимает в ФНЛ не свое место – потому что играет в иллюзорный футбол, – говорит Sports.ru Андрей Талалаев. – «Химки» пытались постоянно контролировать мяч, а из-за этого много рисковали. При такой игре впереди всегда слишком много игроков, а любая быстрая атака соперника приводит к удару по твоим воротам.
Я был уверен, что «Химки» могут играть совсем в другой футбол, который может приносить результат в ФНЛ. И это быстро можно реализовать. Когда я пришел, мы для себя поставили задачу не играться в схемы, а реализовывать возможности игроков. Тот же Тедеско, придя в «Спартак», игрался в схемы и смотрел, как игроки себя поведут. Это называется изучением возможностей игроков. А мы возможности игроков знали и занимались их реализацией.
За оставшиеся 8 матчей только в последнем туре с «Лучом» позволили эксперименты ради экспериментов. А так мы просто ставили позитивную игру, чтобы накатить и уйти в отпуск с ощущением, что можно играть в более качественный футбол».
Игроки «Химок» говорят, что тренировки Талалаева местами напоминали подготовительные курсы, зато приносили результат. Новый тренер в ручном режиме учил каждого.
«Прессинг мы отрабатывали и на теории, и на практике, – говорит Sports.ru Дмитрий Каменщиков, игрок «Химок» в прошлом сезоне. – Например, в Новогорске он к себе по одному вызывал и на фишках объяснял, что надо делать. Потом все то же самое на тренировках: Андрей Викторович чуть ли не за руку всех водил по полю и объяснял, кто где должен находиться при прессинге.
Причем он не просто показывал, а уточнял: «Ты понял? Если не понял, задавай вопросы, объясню еще раз. Лучше ты сейчас меня переспросишь сто раз, чем потом на поле потеряешься». К сезону мы все это делали на автомате – к тому же были хорошо готовы физически, поэтому прессинг и удавался. Думаю, за счет этого мы так и рванули на старте».
«Химки» удивительно начали сезон: 4 победы в 4 первых матчах и 16 (!) забитых мячей. Дальше темп чуть сбавили, но все равно: ни одного поражения в 11 стартовых турах, стабильное 2-е место почти всю осеннюю часть чемпионата. На зимний перерыв ушли третьими, отставали от 2-го места на два очка, забили больше всех в лиге (45) и меньше всех пропустили (17).
Установку перед «Лучом» в первом туре давал не Талалаев, а молодой игрок. Так тренер бодрил команду после перелета во Владивосток
Важно отметить: перед Талалаевым и командой не ставили задачу выхода в РПЛ.
«Ни один руководитель «Химок» мне ни разу не говорил, что у нас есть задача выхода в РПЛ, – рассказывает Талалаев. – Мы собирали «Химки» просто под четверку. Перед нами стояли три задачи: зрелищность (10 тысяч на трибунах), место в тройке и собственные воспитанники на поле. По моим ощущениям, центральной задачей было ввести в команду как можно больше доморощенных игроков, на этом ставился акцент.
Задачу руководства мы хорошо поняли. И определили позиции, где у нас могут играть собственные воспитанники, на эти позиции конкурентов из других команд даже не искали. Например, под нападающими (или вторым форвардом) у нас был Камран Алиев, который стал лучшим бомбардиром команды. Под него брали только людей из школы.
.
Разговоры об РПЛ были разве что внутри команды и с вице-губернатором Михаил Кузнецовым, который, пока не ушел на повышение, больше всех интересовался делами команды и курировал ее. При этом всерьез мы не замахивались на РПЛ – считали себя просто одними из соискателей. Да и о какой задаче выхода в РПЛ можно говорить, если мы ни одного игрока не купили, пришли только свободные агенты. Плюс у нас были ограничения по зарплате. Вову Дядюна взяли только после того, как проработали всю Россию и не смогли найти более дешевого по зарплате габаритного нападающего. Так что мы не только не покупали, но и свободных агентов деньгами не передавливали».
В «Химках» действительно была своя особая атмосфера. Талалаев не только учил всех прессингу, но и устраивал челленджи. Даже на установках!
«Андрей Викторович иногда придумывал необычные штуки, – говорит Каменщиков. – Например, на первую игру с «Лучом» во Владивостоке установку давал я. Мы прилетели, поспали часов пять, Талалаев начинает речь и вдруг говорит: «Передаю слово Диме Каменщикову. Давай, выходи». Так он хотел взбодрить команду. Это же необычно – один из самых молодых дает установку.
Было очень неожиданно и волнительно, но я не растерялся. Вспомнил, что говорил Талалаев на тренировках, сказал, что мы будем играть в прессинг, озвучил основные моменты. Когда сел, пацаны спросили: «Как там пульс, 220, наверное?» Если честно, пока давал установку, понял, что быть тренером пока не готов. Зато после установки вышел и забил – первый мой гол в ФНЛ».
«На тренировках могли два кружочка пробежать, а потом Андрей Викторович нас тормозил и говорил: «Давайте 20 отжиманий, 20 кувырочков, 20 секунд мостик», – рассказывает Sports.ru Алексей Скворцов, который тоже играл за «Химки» в прошлом сезоне. – Потом к этому все привыкли, а он обращался уже так: «Скворец и Полярус, что вам сейчас нужно делать?» И мы как дрессированные шли отжиматься и кувыркаться. Все это было очень позитивно и задорно».
Игроки «Химок» боготворят Талалаева, но в гневе он был страшен: в одного прилетала сумка, другой прятался в перерыве в кабинете доктора
В первой игре «Крыльев» Талалаев заменил троих еще до перерыва. То же самое он делал и в «Химках» – чтобы игроки выдерживали темп и прессинг.
«В ФНЛ можно делать 4 замены, Талалаев использовал все, – говорит Скворцов. – Причем он делал и ранние замены – мог заменить даже не в перерыве, а по ходу первого тайма. Игроки это знали, поэтому всегда максимально выкладывались. Плюс замены он все равно стабильно делал, это позволяло быть свежее и выдерживать высокий уровень прессинга.
Философия Талалаева похожа на философию Клоппа. Я вообще считаю, что мы были «Ливерпулем» в ФНЛ. У нас не было привязанности к позициям, мы все менялись местами, много двигались. Когда с ребятами смотрели на базе матчи «Ливерпуле», находили параллели: вон, Вейналдум замыкает так же, как и наш Троха (Трошечкин – Sports.ru).
Правда, иногда обстановка в раздевалке накалялась. Несмотря на весь позитив, Талалаев бывал в ярости.
«Никогда не забуду матч на Кубок с «Рубином», – говорит Скворцов. – Казань в тот момент была в топе, к ним «КраСава» приезжал, а мы ведем 1:0. Это как раз тот промежуток, когда мы были «Ливерпулем» в ФНЛ. По игре понимали, что и дальше «Рубин» прибивать будем, еще накидаем. И как-то подуспокоились. Надо было видеть, каким Талалаев забежал в раздевалку. Я его таким никогда не видел.
У нас играл Кухарчук, который хорошо знаком с Талалаевым – они вместе с нескольких командах были. И Куха, понимая, что всем прилетит, пошел не в раздевалку, а прятаться в докторский кабинет. Викторович забегает в раздевалку: «Кухарчук, где ты?» А Кухарчук в докторской, не отзывается. Вдруг Талалаев видит меня и тут же переключается – как начал поливать. В меня даже сумка полетела.
Самое смешное, что я в игре столкнулся с защитником «Рубина». Понимал, что на утро синяк под глазом проявится. На следующий день Талалаев смотрит на мой фингал: «Что с тобой?» Я ему в шутку отвечаю: «Ну, вы же помните, что вчера было в перерыве».
Кухарчук, кстати, в той игре забил, а «Химки» победили – 3:0. Все было прекрасно, пока зимой вдруг не объявили о смене курса. Изменение вектора напрямую связано с повышением вице-губернатора Михаила Кузнецова (возглавил исполком Общероссийского народного фронта). Он хотел в РПЛ и гарантировал внимание области.
Без него помочь «Химкам» в РПЛ мог только спонсор, которого ищут до сих пор. Интересно, что тогда поисками денег занимался даже сам Талалаев – потому что очень полюбил эту команду. И остался бы, если бы знал, что состав сохранят.
«Вы поймите меня, – говорит Талалаев. – Игрокам футбол нравился, зритель на стадион пошел, по пять тысяч собирали. Мы играли в очень современный футбол, лучше всех в лиге прессинговали. До середины сентября мы были сильнее ЦСКА, «Ростова» и «Краснодара» по ppda – это показатель, который определяет количество оборонительных действий на 60% площади вблизи ворот соперника. Мы были самой агрессивной командой лиги, а еще самой молодой после «Спартака-2», «Краснодара-2» и «Чертаново». Средний возраст – 24 года. При этом выбили из Кубка России команды Премьер-лиги. Добавить к этому составу еще четыре игрока – по одному в каждую линию – и «Химки» могут конкурентно существовать в РПЛ».
Юран ставил спартаковский футбол, но команда договорилась играть как при Талалаеве. Так добрались до РПЛ
С багажом Талалаева за дело взялся Сергей Юран – у «Химок» на весну был простой календарь, много матчей дома и никаких дальних выездов. Состав, кажется, сохранился чудом, но на самом деле логично, что все остались.
«О смене курса узнали зимой на сборах, – рассказывает Скворцов. – Играем двусторонку, ко мне подходит судья и говорит: «После этой игры ждите новостей». Закончили матч, вечером узнаем: Андрей Викторович уходит, тренируемся пока без главного тренера, можем искать новые команды.
Сначала говорили, что игроков просто так отпустят, а в итоге решили продавать. Интерес к игрокам был – еще бы, такой сезон. Мой контракт летом заканчивался, поэтому меня продать было нельзя. А за тех, у кого еще был год контракта, «Химки» просили деньги, хотели подзаработать. Но после заявления о роспуске команды платить за игроков никто не хотел. Да и уходить никто не хотел – все-таки Москва, хороший сезон, хороший коллектив. Проще доиграть с хорошей статистикой, а летом уже искать новый клуб. Плюс был шанс выйти в РПЛ (что мы и сделали), а там уже решалось бы в кабинетах. Как и сейчас происходит.
Что касается коллектива, то здесь правда все было серьезно. Когда мы были на Кубке ФНЛ без Талалаева, начали давать слабинку. Тогда мы собрались и обсудили: «Ребята, нам надо доиграть, надо не портить статистику, надо добиться результата, чтобы нас потом хотели другие клубы, если «Химки» все-таки не выйдут».
Юрану игроки тоже благодарны – он отгородил их от ежедневных слухов и помогал верить в лучшее. При Юране сыграли три матча: победа и ничья в чемпионате, а еще разгром «Торпедо» в Кубке – 5:1!
«Когда пришел Юран, он сказал, что не хочет ни от кого избавляться, хочет сохранить состав, – говорит Скворцов. – Это давало еще позитивных импульсов. Плюс Юран нас успокаивал, отгораживал от всего этого ненужного фона. А то про наше будущее каждый день появлялись новые разговоры и слухи.
Юран философию Талалаева не рушил – единственное, появилось что-то спартаковское на тренировках. Пасики, квардратики, забегания, хотя мы до этого играли в вертикальный футбол с прессингом. Мы с ребятами договорились, что лезть в тренировки не будем, а играть будем продолжать так же, как и при Андрее Викторовиче. Результат был, очки брали, Юрана все устраивало, никаких проблем».
Проблемы были только с зарплатой – когда сезон приостановили, всем снизили зарплату. По информации Sports.ru, некоторым на 65%.
«Нас просто поставили перед фактом, – говорит Скворцов. – Об этом никто не говорит, потому что люди на контрактах, а у меня контракт закончился. Причем зарплату срезали не из-за пандемии, а чтобы показать инвестору, что деньги в клубе есть.
Мне срезали 50% зарплаты на два последних месяца контракта. Получается, должны одну зарплату. Собираюсь вернуть деньги. Юрист уже начал заниматься этим делом, позиция у меня сильная. Я все это время тренировался, выполнял все требования, на каком основании без моего согласия они могут срезать зарплату?»
Правда, впечатления от сезона эта история все равно не перебивает.
«Для меня это был классный год, – говорит Каменщиков. – Познакомился и поработал с Андреем Викторовичем Талалаевым, узнал его требования, узнал много о тактике и вообще о футболе. Несмотря на все сложности, у меня только позитив от этого сезона в «Химках».
Больше русского футбола – в телеграме Глеба Чернявского
Фото: fckhimki.com
И тут возникает дилема. Одно дело - неизвестные молодые игроки в ФНЛ и безпрекословный авторитет Талалаева. И другое футболисты с именами (по нашим меркам) и как будет выстраиваться диалог с ними.
Тут очень важна беспрекословная поддержка руководства команды. Достаточно вспомнить натаянутые отношения (по слухам) Веркаутерена с командом, перед его увольнением, когда тяжелые тренировки и энергозатратный закрытый футбол и послужил (опять же по слухам) причиной неприятия футболистами Франка.
Тогда его наше "фееричное" руководство не поддержало.
Так, что подход Талалаева - его тотальное погружение в футбол и тренировочный процесс обнадеживает. Хочется, чтобы именно ему руководство дало шанс и время на достижение результата.