ТВ-популярность еврокубков в России
Стартовал новый еврокубковый сезон. В 10 предыдущих розыгрышах наибольший интерес вызвали следующие матчи. Рейтинг-лист популярности трансляций еврокубков в XXI веке (на 01.09.2011) (отечественная аудитория, вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет)
1. "Глазго Рейнджерс" – "Зенит" (финал КУ-2007/08) – 26,5 млн чел. 2. "МЮ" – "Зенит" (Суперкубок УЕФА-2008) – 20 млн чел. 3. "МЮ" – "Челси" (финал ЛЧ-2007/08) – 19,5 млн чел. 4. "Спортинг" – ЦСКА (финал КУ-2004/05) – 19 млн чел. 5. "Спартак" – "Челси" (группа ЛЧ-2010/11) – 16,5 млн чел. 6. ЦСКА – "Интер" (1/4 ЛЧ-2009/10) – 16 млн чел. 7. "Рубин" – "Барселона" (группа ЛЧ-2009/10) – 15,5 млн чел. 8. "Рубин" – "Барселона" (группа ЛЧ-2010/11) – 14,5 млн чел. 9-11. "Ливерпуль" – ЦСКА (Суперкубок УЕФА-2005) – 14 млн чел. 9-11. "Локомотив" – "Рапид" (квалификация ЛЧ-2005/06) – 14 млн чел. 9-11. ЦСКА – "МЮ" (группа ЛЧ-2009/10) – 14 млн чел. Для сравнения максимальная аудитория внутреннего футбола имеет такие значения: Суперкубок России ("Спартак" – ЦСКА, 2006 г.) – 14 млн чел. Чемпионат России ("Спартак" – ЦСКА, 2006 г.) – 11 млн чел. Кубок России ("Спартак" – ЦСКА, финал 2006 г.) – 10 млн чел. А для игр на уровне сборных этот показатель равен: Чемпионаты мира (Япония – Россия, 2002 г.) – 45 млн чел. Чемпионаты Европы (Россия – Испания, 1/2 финала 2008 г.) – 61 млн чел. Финалы ЧМ и ЧЕ (Бразилия – Германия, 2002 г.) – 35 млн чел. Отборочные турниры ЧМ и ЧЕ (Россия – Германия, 2009 г.) – 46 млн чел. 2011 В текущем сезоне россияне умеренно относились к европейским турнирам. А максимального внимания в весенней и летней стадиях удостоились следующие трансляции: 1. "Зенит" – "Твенте" (ЛЕ-2010/11) – 8,7 млн чел. 2. "Барселона" – "МЮ" (ЛЧ-2010/11) – 8,3 млн чел. 3. "Зенит" – "Янг Бойз" (ЛЕ-2010/11) – 7,7 млн чел. 4. "Рубин" – "Лион" (ЛЧ-2011/12) – 7,2 млн чел. 5. "Спартак" – "Порту" (ЛЕ-2010/11) – 6,9 млн чел. Надо отметить, что в целом интерес жителей страны к просмотру футбольных трансляций по сравнению с концом нулевых заметно снизился. Так средний размер аудитории игр сборной России сократился более чем в 1,5 раза, центральных игр чемпионата страны – почти в 2,5 раза. Свои позиции сохраняют лишь еврокубки.
Насколько велик будет болельщицкий интерес к осенним групповым турнирам? Как ни банально, но это во многом будет зависеть от лояльности канала НТВ, обладающего правами на общедоступный показ. Если быть точным, то от кулуарного решения в недрах тройки "Газпром" – НТВ – "НТВ-Плюс". Ведь при отсутствии трансляции на общедоступном НТВ аудитория таких матчей в среднем не будет превышать 10% от потенциального значения. При этом 7-8% составят непосредственно зрители телеканалов "НТВ-Плюс" (включая ретрансляции у других операторов, в том числе и канала "Спорт Плюс"), а 1-2% – пользователи Интернета, включая официальные и нелегальные ресурсы. Пока в России только общедоступное ТВ способно собирать значительную аудиторию (вне зависимости от престижности турнира и афиши матча). Как бы то ни было, наибольший интерес ожидается к поединкам второго тура Лиги чемпионов ЦСКА – "Интер" и "Зенит" – "Порту" (как правило, гостевые игры из-за более позднего начала собирают несколько меньшую аудиторию). Вероятно, не уступят им по популярности и оба противостояния питерцев с донецким "Шахтёром". Впрочем, не последнюю роль будет играть и успешность выступлений наших команд. Количественные оценки Аналитического Агентства СК, 2002-2011.
Источник: "Чемпионат.com"