Акинфеев: «Меня мог бы сыграть Том Круз»
Капитан ЦСКА Игорь Акинфеев вспоминает первые шаги в футболе, дебют в Лиге чемпионов УЕФА и делится планами на ближайшее будущее.
Игорь Акинфеев — самый опытный и уважаемый футболист ЦСКА. В недавнем матче с «Ростовом» он в трехсотый раз в карьере сыграл на ноль. В интервью капитан армейцев рассказывает о кумирах детства, объясняет причины ухода из сборной России и называет соперника, который в последние годы доставил ему больше всего неприятностей.
— Поделитесь первыми воспоминаниями о футболе.
— Отец привозит меня в футбольный манеж ЦСКА. Мне четыре с половиной года, остальные ребята на два года старше. Но делать нечего, кроме как выйти и тренироваться с ними. В итоге моим родителям сказали: «Если хотите, чтобы из мальчика получился талант, он должен посвятить себя футболу». И вот по сей день занимаюсь любимым делом. Надеюсь, смогу заниматься им еще долгие годы и каждая тренировка будет для меня счастьем.
— Кто были вашими футбольными кумирами в детстве?
— Станислав Черчесов, нынешний тренер сборной России. Хотя всегда говорю об этом с опаской. Многие считают, что футболист хочет подмазаться, подлизаться. Но это не так. Мне было всего пять-шесть лет, когда увидел его игру. И с тех времен она мне нравилась. Потом появились и другие люди, которые оставили отпечаток в памяти: Сантьяго Каньисарес, Оливер Кан, Джанлуиджи Буффон. Надо учиться у таких великих вратарей.
— Был момент, когда вы разлюбили футбол?
— Никогда. Футбол — вся моя жизнь. Те эмоции, которые переживал, переживаю и, надеюсь, буду переживать, ничем не заменить. Они «драйвовые» в полном смысле этого слова. Выигрывая трофеи, поднимая над головой кубок, эмоции зашкаливают, переполняют тебя. Подобное мало где еще испытаешь. Это исторические события, они не забудутся никогда, даже через двадцать лет.
— В Лиге чемпионов вы дебютировали в 2004 году в матче с «Порту», который тогда был действующим победителем турнира. Вспомните тот поединок.
— Соперник владел преимуществом, попал в штангу, перекладину. У нас было всего два-три голевых момента. Но мы выстояли, удержав нулевую ничью. Для того ЦСКА взять одно очко в Португалии дорогого стоило. Получается, мой дебют удался.
— Позицию голкипера называют наиболее ответственной. Согласны?
— На полевых игроках тоже большая ответственность. Но в случае с вратарем велика роль психологии. Ты на последнем рубеже, не имеешь права ошибиться, подвести миллионы болельщиков, которые за тебя переживают. Надо быть психологически устойчивым человеком, чтобы выбрать такую профессию.
В жизни случается всякое: вытаскиваешь мертвые мячи, пропускаешь нелепые голы. Но никогда нельзя рушиться. После неудачных матчей надо восставать из пепла и идти дальше. Если дашь слабину, ничего не получится, трофеев это не добавит. Да, вратарь стоит особняком, но для достижения успеха команда должна быть единым целым.
— Расстраивались, когда рос антирекорд Лиги чемпионов по числу матчей с пропущенными мячами подряд?
— Статистика — штука хорошая. Бывают удачные серии, бывают плохие. Кто-то над этим смеется, кто-то начинает жалеть. Но я никогда не обращал внимания на критиков, насмешки, мемы в Интернете. Не смотрю в чужой огород, и не буду пенять на кого-то: мол, он виноват, я из-за него пропустил гол. Отношусь к таким вещам как в данности.
С одной стороны, никто не предполагал, что 11 лет я не смогу сыграть на ноль. С другой — недавно мы отыграли на ноль с «Реалом». В общем, все это — далеко не самое страшное, что может произойти в жизни. Просто посоветую тем людям, которые начинают критиковать или смеяться, посмотреть на себя в зеркало.
— Что думаете о своей карьере в ЦСКА, и чего еще хотите добиться с клубом?
— Я прожил здесь практически всю жизнь, сейчас подписал новый договор. Всегда говорил, что ЦСКА мой дом, команда, которая останется в моей душе и сердце. Руководители клуба в свое время поддержали меня, помогли встать на ноги. Всегда буду им благодарен. Такие моменты не забудутся.
Считаю, когда предан клубу, судьба, Господь Бог помогают тебе, платят той же монетой. И у меня никогда не было ни капли сожаления, уныния. ЦСКА для меня — топ-клуб, здесь я просто счастлив.
— Можете представить момент, когда закончите играть?
— Конечно. Но, надеюсь, еще немножко помучаю болельщиков, руководителей клуба своей игрой. И сам себя, конечно. Глобальных планов нет. Глупо загадывать на 5-10 лет вперед. Когда будет подходить конец карьеры, начну думать, в какую сферу пойти.
Сейчас не мечтаю стать тренером и выигрывать со всеми командами подряд или, например, заниматься бизнесом. Есть конкретная задача на четыре года — отдать максимум сил родному клубу. А там будет видно.
— ЦСКА по праву называют семьей?
— Семья — громкое, заезженное слово. Но в ЦСКА действительно на протяжении долгих лет сохраняется теплая атмосфера. Все люди, проходившие армейскую школу, ощущали это на себе. Даже находясь в команде полгода-год, они привыкали к ней, видели доброе отношение.
ЦСКА создает все условия, чтобы игроку было комфортно и он полностью раскрывался. Это самое важное. Тогда и игра у команды другая. Среди уходивших из ЦСКА не находилось недовольных. У нас всегда все было ровно, четко, грамотно. По-семейному и душевно.
— Какие качества прежнего ЦСКА вам хотелось бы видеть в обновленной команде?
— Для меня в первую очередь важна стабильность. Тебя могут любить за красивые глазки. Но главное — результат. Ты приходишь в театр и должен увидеть красивую игру актеров. В футболе то же самое. Люди покупают билеты, и ты должен играть красиво, забивать голы. Тогда народу на стадионе прибавится, а тебя будут любить еще больше.
— Осенью вы объявили об уходе из сборной. Почему ждали несколько месяцев после чемпионата мира?
— Все на поверхности. Летом очень много ребят покинуло национальную команду. Оказаться пятым кряду человеком, который заявит об этом, было бы неинтересно, неправильно. Имелись в моей голове и какие-то сомнения. Обследование в Германии поставило точку в данном вопросе, я все для себя решил. Игры, сборы, тренировки в течение 15 лет — на этом надо было поставить маленький крест и больше следить за своим здоровьем.
— Выходит, причина не в психологическом давлении?
— Да. На моем веку было столько нападок и всего остального. Меня они не касаются. Дело только в здоровье. Хочу после завершения карьеры передвигаться на своих ногах.
— Кто ваш лучший друг среди игроков ЦСКА?
— Нельзя сказать, что мы в ЦСКА встречаемся семьями, каждый день сидим в ресторанах. Но ты тепло общаешься со всеми ребятами на разные темы. Преданный друг детства у меня только один. Вообще настоящих друзей можно сосчитать по пальцам. Все остальные — приятели.
— Кто из одноклубников самый быстрый в раздевалке?
— На поле — Влашич. В раздевалке? Я люблю четкость, быстроту и стабильность. Наверное, переодеваюсь в тренировочную форму быстрее всех. Когда тренер говорит, что пора на разминку, я должен первым стоять и выводить команду.
— А кто самый медленный в раздевалке?
— Наверное, ребята, которые остаются в запасе.
— Кто из партнеров главный мастер завершения атак?
— Влашич и Федя Чалов. Это два человека, которых сейчас могу выделить в команде.
— Кто самый техничный футболист, против которого вы играли?
— Не так давно встречались со сборными Аргентины и Бразилии — у них весь состав сильный. У французов выделяется Мбаппе. Обычно в каждой команде есть по два-три игрока высокого уровня, которых трудно остановить.
— У кого из игроков лучшее празднование гола?
— Никогда не задумывался об этом. Если мяч залетел в твои ворота, никогда не смотришь на поведение соперника. Есть оригинальные способы, жесты. Кто-то поднимает майку или танцует. Я все это не замечаю.
— Кто самый сложный оппонент, против которого вы играли?
— Если брать статистику последних лет, то Арон Рэмзи. Он забивал мне и за сборную Уэльса, и за «Арсенал».
— Какой актер мог бы сыграть вас в кино?
— Тот, который похож на меня. Желательно, чтобы это была комедия, я их очень люблю. В жизни у нас мало веселья. Все грустные. Хочется, чтобы люди раскрепостились, стали добрее, улыбались друг другу. Какой актер? Пускай будет Том Круз.
— Насколько важно в футболе взаимодействие культур?
— Оно дарит позитив. Сейду Думбия, Ахмед Муса в дни национальных праздников своих стран приходили на базу в нарядных одеждах. Было весело, мы над ними шутили, смеялись. Они воспринимали это нормально.
— У вас есть скрытые таланты?
— Рыбачить. Сейчас, когда завершил выступления за сборную, на это будет побольше времени. Но самое главное хобби — семья. Детские садики, кружки… Любой отец должен так воспитать своих детей, чтобы они выросли хорошими людьми. Для меня это основная цель. Остальные хобби потом появятся. Когда буду уже совсем старенький, открою в себе новые таланты.