Посещаемость ФНЛ: новые стадионы людям интереснее, чем футбол
Разбор по фактам, почему так.
В чемпионате ФНЛ состоялись уже 9 туров. В общей сложности в сезоне сыграно 90 из 380 матчей, это почти четверть от всего объема турнира. Пришло время подвести итоги посещаемости летней части сезона.
Сначала посмотрим динамику посещаемости по турам. Кардиограмма нашего пациента скачет достаточно сильно. Разница между минимальным (2514, 9-й тур) и максимальным (11237, 8-й тур) значениями составляет 8723 зрителей (в среднем на одном матче) — это очень большая амплитуда, говорящая о дикой нестабильности.
Но если привести рядом еще один график, отображающий сколько матчей в каждом туре было сыграно на новых стадионах ЧМ-2018 (всего их задействовано пять), то все очень легко объяснить.
Особенно все становится наглядно при наложении одних цифр на другие. Корреляция проста — чем больше матчей в туре играется на новых стадионах, тем выше посещаемость. Грустный итог, который фиксирует, пожалуй, главную вещь — футбольного бума в плане зрительского интереса в ФНЛ не произошло. Эффект увеличения средних показателей отдельных клубов и лиги в целом достигнут исключительно благодаря новым стадионам. То есть людям интересно смотреть не матчи, а на новые инфраструктурные объекты.
В целом, ничего катастрофически плохого в этом нет. И на короткой дистанции все будут говорить о том, как же все у нас круто. В принципе, это в духе современной России, такое во всех сферах. Но на длинной дистанции влияние эффекта новизны стадионов вместе со средней посещаемостью будет снижаться.
Самым посещаемым туром стал 8-й (состоялся 26 августа): 11237 зрителей в среднем на одном матче. Примерно так ходили в последние годы на премьер-лигу, кстати. Главный фактор высокой цифры, как мы разобрались выше, четыре матча на новых стадионах в Нижнем Новгороде, Волгограде, Саранске и Калининграде.
Самым непосещаемым туром стал 9-й (31 августа—1 сентября): 2514 зрителей в среднем на одном матче. 0 игр на новых стадионах, тут все понятно.
Средняя посещаемость ФНЛ на данный момент остается лучшей за всю историю: 5670. Рекордный до этого показатель зафиксирован в сезоне-2011/12 – 4769 зрителей в среднем за матч.
Рейтинг самых посещаемых матчей возглавляют три клуба: «Ротор», «Мордовия» и «Нижний Новгород»:
8-й тур. Стадион «Нижний Новгород». «Нижний Новгород» — «Авангард». 31369 зрителей
2-й тур. Стадион «Волгоград». «Ротор» — «Луч». 30611 зрителей
8-й тур. Стадион «Волгоград». «Ротор» — «Факел». 29673 зрителей
5-й тур. Стадион «Нижний Новгород». «Нижний Новгород» — «Луч». 28435 зрителей
1-й тур. Стадион «Мордовия Арена». «Мордовия» — «Нижний Новгород». 26564 зрителей
4-й тур. Стадион «Волгоград». «Ротор» — «Сочи». 25725 зрителей
5-й тур. Стадион «Мордовия Арена». «Мордовия» — «Сибирь». 25027 зрителей
3-й тур. Стадион «Мордовия Арена». «Мордовия» — «Краснодар-2». 24976 зрителей
8-й тур. Стадион «Мордовия Арена». «Мордовия» — «Чертаново». 24326 зрителей
2-й тур. Стадион «Нижний Новгород». «Нижний Новгород» — «Тюмень». 18000 зрителей
Десятка самых неинтересных для зрителей матчей. В основном это фарм-клубы «Зенита» и «Спартака», также по разу засветились «Краснодар-2» и «Химки»:
6-й тур. Стадион МСА «Петровский». «Зенит-2» — «Авангард». 319 зрителей
1-й тур. Стадион МСА «Петровский». «Зенит-2» — «Тамбов». 400 зрителей
5-й тур. Стадион «Спартак» им. Ф. Ф. Черенкова. «Спартак-2» — «Факел». 405 зрителей
2-й тур. Стадион «Спартак» им. Ф. Ф. Черенкова. «Спартак-2» — «Авангард». 450 зрителей
5-й тур. Стадион «Петровский». «Зенит-2» — «Сочи». 521 зрителей
9-й тур. Стадион «Спартак» им. Ф. Ф. Черенкова. «Спартак-2» — «Балтика». 600 зрителей
2-й тур. Стадион МСА «Петровский». «Зенит-2» — «Чертаново». 662 зрителей
8-й тур. Стадион МСА «Петровский». «Зенит-2» — «Спартак-2». 664 зрителей
4-й тур. Стадион «Арена Химки». «Химки» — «Авангард». 800 зрителей
1-й тур. Стадион Академия ФК «Краснодар». «Краснодар-2» — «Сибирь». 930 зрителей
Любопытно, что курский «Авангард» в качестве гостевой команды принял участие в матчах с наибольшей и наименьшей аудиторией.
Клубный рейтинг посещаемости домашних матчей. В топе все те же «читеры» с большими стадионами. К ним мог бы присоединиться Сочи, но из 5 сыгранных домашних матчей на «Фишт» футбол заезжал только раз. В соревновании простых смертных выше всех вылетевший из премьер-лиги Хабаровск. Внизу различные молодежные команды, а также «Химки» и «Тюмень».
Если взглянуть на динамику по сравнению с прошлым сезоном, то в минусе пока только двое — «СКА-Хабаровск» (вполне логично после вылета из РПЛ) и курский «Авангард». Все остальные пока что в плюсе, но здесь важно дождаться зимы, тогда будет реальная картина.
* * *
В рамках популяризации студенческих научных исследований в сфере спорта оставляю здесь ссылку на опрос, выполненный Сергеем Фурмановым, который исследует тему потребительского поведения в футбольной индустрии и пишет магистерскую диссертацию по этой тематике. Пройдя небольшой опрос, вы поможете сделать хорошую выборку о том, какие же факторы влияют на решение о посещении футбольных матчей.
Краткие и максимально насыщенные информацией изображения о посещаемости всего российского, а также ведущего европейского футбола я выкладываю на канале «Футбольная картография». Справочник-навигатор по всем игровым дням ниже.
Футбольная посещаемость в сезоне-2018/19
Бундеслига I 1
ФНЛ I 1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7 I 8
ПФЛ. Запад I 1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6
ПФЛ. Центр I 1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6
ПФЛ. Урал-Приволжье I 1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6
ПФЛ. Восток I 1 I 2 I 3 I 4 I 5
Фото: instagram.com/kriss_dris, juryvs.
Или вы думали, что после чм толпы повалят тактическими изощрениями Луча и Сибири наслаждаться чтоли?) Дриблингом Хызыра Аппаева восхищаться?😂
«Ротор» – 2400, «Балтика» – 2350, «Армавир» – 1550, «СКА-Хабаровск» – 1500, «Тюмень» – 1500
А если добавить грамотный маркетинг, то вполне себе можно и новых болельщиков привлечь!
Но это лишь мечты - денег в регионе нет, построить хотя бы 10-тысячник современный не за что...
Люди хотят ходить на комфортные стадионы, они туда и ходят.
Так что не удивительно, что посещаемость делают города, где есть стадионы ЧМ. :)
Странный вывод автор делает. Я бы сказал, что все наоборот. Команды, которые играют на новых стадионах, пока не показывают хороших результатов, но болельщики все равно ходят на футбол. Это же здорово! Для этого стадионы и строились, а не только для ЧМ
Вот если бы автор серьезно подошел к своей работе, изучил хотя бы историю команд и процент заполняемости прошлых сезонов, когда команды получившие новые арены играли на старых стадионах, то мог бы сделать более глубокие выводы. Например о том, что Волгоград всегда был футбольным городом и 30 тысяч зрителей стабильно ходили на Ротор еще в 90е на разваливающийся Центральный. И даже когда там от всего стадиона осталась одна трибуна с торчащей из нее арматурой, вмещавшая 13 тысяч, то тысяч 8 на первую лигу было стабильно. Я уж промолчу про аншлаги на 3-тысячной Олимпии в сезон когда Ротор в ФНЛ выходил, люди в проходах стояли и у поля, потому что просто сесть было некуда. А вы мне про новые стадионы и бесплатные билеты, ага.
Но инфографика красивая, спору нет.
В любом случае я это дело не забрасывают, и, например, тут: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/infografika/2158531.html сделал обзор 6-го тура и привел некоторую статистику по итогам летней части сезона.
Наверно, не так уж много людей, для которых интереснее новые стадионы, чем футбол. Просто раньше ходить на убогие стадики, да если ещё в непогоду, даже многим любителям футбола не очень хотелось. Смотрели по ТВ. Теперь многие из диванных обязательно прикипят к стадионам, если их владельцы постараются насчёт удобств и развлечений.
На Крестовском комфортно и весело - масса развлечений для всех, для детей и взрослых. Можно вкусно поесть, сыграть в бильярд и т.п. Народ приходит за час, а то и за два до начала матча.
Те же, кто и раньше ходил, детей, и жену, даже если она болельщица, по известным причинам на стадионы брали редко. Сейчас ходят семьями, много детей, даже самых маленьких. Поход на новый стадион для многих стал семейным праздником, причём особенным. Ведь даже в театр годовалого малыша с собой не возьмёшь))). Хорошо, если бы и болельщики подключились к делам организационным, привлекающим народ. Даже случайные посетители могут стать болельщиками: футбол - штука заразная)))
Огромный процент комментирующих не понял элементарного посыла здесь, зато все уже обвинили меня в русофобии, плохой аналитике, хреновых выводах и т.д. В принципе, я всё это делаю как любитель, без амбиций на то, чтобы быть истиной в первой инстанции. Собираю статистику, агрегирую всю интересную инфу для вас, нахожу интересные факты и на их основании, а не на каких субъективных эмоциях пишу эти дайджесты.
Как вам, народу, казалось бы образованному и умному, легко залить в уши и глаза всякую дичь просто поражает. Нужно объективно воспринимать действительность, а не жить догмами.
Касательно того же «Ротора», да, в 90-е — это один из лидеров русского футбола, полные трибуны я полностью согласен. У меня и знакомые есть из Волгограда, которые на «Ротор» много раз ходили. Но если открыть статистику 5 последних сезонов, то средняя посещаемость такова: 5456 (ФНЛ), 960 (2Д), 2447 (ФНЛ), 3701 (ФНЛ). В сезоне-2015/16 Волгограда вообще не было в профессиональном футболе. Мне кажется, что нужно не жить прошлом и не говорить «Ах, как же было хорошо в 90-е, а автор школьник», а работать здесь и сейчас для того, чтобы улучшать текущее положение дел. Конечно, новый стадион повлиял на футбольным бум в Волгограде, и очень круто что он появился. Если бы не он, то так бы и ходили 4-5 тысяч человек на «Центральный» с одной трибуной с перспективой ещё больше падения зрительского интереса.
Вот о чём нужно думать (и, главное, поддерживать и развивать), а не писать про то, что в Интернете опять кто-то неправ.
Волгограду — респект, а «Ротору» — побед.
Может, людям нравится больше не инфраструктура, а удобство и комфорт?