8 мин.

Футбол, которого нас лишают

Признаюсь, весной, пока шли ведущие зарубежные чемпионаты, матчи российского турнира я почти не смотрел - только главные встречи да пару-тройку игр "Локомотива". В июне же, когда появилось свободное время, а РФПЛ объявила boxing-month, смотреть стал много. И, знаете, я поражен!

 

НИ ЗИМОЙ, НИ ЛЕТОМ

Первое, чем поражен - качеством июньского футбола. Как Евгений Ловчев каждое воскресенье на "Вестях FM" не устает восторгаться матчами нашего первенства, так и я с каждым туром снова и снова отмечаю про себя, что нынешний СОГАЗ-чемпионат - интересный, зрелищный, классный! Травка подросла даже в Самаре, футболисты набрали форму, на улице тепло и народ охотно идет на футбол в том числе в рабочие дни - ну не прелесть ли? Смотреть бы и смотреть.

Ан нет. Мы хотим идти в ногу с европейским футболом, поэтому решили для себя, что в июне - не важно, есть ЧМ/ЧЕ или нет - играть в футбол не комильфо. Еще пару лет назад кто-то из тогдашнего руководства премьер-лиги в эфире "90 минут" у Черданцева выдвинул шикарный аргумент: мы, мол, подсчитали: в июне болельщики разъезжаются по дачам и посещаемость футбола резко падает. Лучше давайте, как в цивилизованной Европе, на июнь-июль объявлять каникулы.

Вы знаете, я не против того, чтобы жить в едином ритме, идти в ногу и пр. Но - весной у нас плохие поля и набор формы, в августе-сентябре жара, сборная и еврокубки, осенью - усталость и снова плохие поля… Из-за чего (всех этих уважительных причин) вместо футбола мы наблюдаем то, что наблюдаем. Единственное же время, когда у нас готовы играть в футбол не только две-три самые богатые и укомплектованные команды, а весь высший дивизион - черт побери, не вписывается в единый ритм!

Уважаемые господа руководство! Ну хочется вам считать очки с осени на весну - считайте. Но почему при этом нельзя проводить игры в теплое время года на хорошей траве- убейте не понимаю!

 

КЛУБНУЮ КАРТУ СДАТЬ?

Вторая причина моего большого удивления нашим чемпионатом к футболу отношения не имеет вообще. Как и те люди, о которых пойдет речь.

Юрий Альбертович Розанов много раз говорил во всяких интервью, на радио и у себя в конференции, что был до 1991 года болельщиком ЦСКА. И я все время удивлялся: ну как это можно - 11 июня еще был болельщиком, а 12-го - перестал? А недавно понял, что очень даже можно.

Я симпатизирую "Локомотиву" практически с первых дней, как начал смотреть футбол, а с 2003-го года считаю себя болельщиком этой команды, причем уже несколько лет являюсь им официально. И я всегда очень гордился тем, что принадлежу к этой славной когорте, ведь локо-торсида - самая интеллигентная, ни в каких драках, потасовках, сжиганиях кресел где-нибудь в Воронеже и прочем не замечена, у нас нет кричалок, оскорбляющих другие команды, нецензурных или рекомендующих кому-то что-то отсосать, суппорт наши разворачивают всегда самый красочный в лиге… Смутил, конечно, раздрай между "Реактивом" и US, но не сильно. И когда объединения болельщиков нескольких ведущих клубов провозгласили этот самый бойкот кавказских команд, я лишний раз порадовался тому, что мои сотоварищи в этом не участвуют. Объявление о присоединении к бойкоту, признаюсь, повергло меня в шок. Такого абсурда слышать не доводилось давненько: болельщики какой-то из команд вывесили на трибуне флаг Ичкерии, так давайте дружно уйдем с матча НАШЕЙ команды против другой команды, имеющей и к Ичкерии отношение разве что географическое и возглавляемой к тому же человеком, создавшим вместе с Юрием Палычем и Валерием Николаевичем Филатовым тот клуб, которым мы теперь так гордимся! А тем, кто пробивает "золотой выезд", матчи на Кавказе будут засчитаны без посещения. Ага, а тем, кто проведет два выезда подряд, к примеру, за Урал - засчитаем два с половиной, в рамках нашей новой бонусной программы! Кто это будет засчитывать? Какой такой верховный орган? И какое вообще вам дело до Ичкерии и всех прочих политических дел? Вы за этим что ли на стадион пришли?

Меня, кстати, давно мучает вопрос - а зачем вообще нужны эти товарищи на стадионе? Футбол они не смотрят, им некогда, они во время матча заняты другими вещами. Людям, пришедшим на трибуны именно что ради футбола они своим дымом и лозунгами только мешают, футболистам играть - тоже, клуб только и успевает отстегивать за их поведение штрафы… Да, пожалуй, они создают хороший звуковой фон для телетрансляций, но не проще ли в таком случае записать "фанеру" и не создавать такого геморроя всем участникам футбольного процесса?

На матче "Локомотив" - "Спартак" мы всю игру возмущались хамским поведением спартаковских болельщиков, а что в итоге сами? Нажгли не намного меньше этих файеров и… ушли! Фанатский сектор "Локомотива" опустел задолго до финального свистка! Да на х…, спрашивается, вы вообще приходили???

Помню, однажды, еще в детстве, я спросил у мамы, почему запрещена свастика. Она ответила: потому что свастика - символ фашизма. Но ведь свастика появилась гораздо раньше фашизма, не унимался я, чем же она виновата, что именно ее избрали своим знаменем эти изверги? На что мама сказала что-то вроде того, что это пятно уже несмываемо, поэтому неважно, раньше она появилась или позже. Вот и слово "болельщик" - казалось бы, шикарное определение: человек, который болеет, которому больно за команду. Но сейчас этим словом называют людей, для обуздания которых не хватает действующего законодательства, нарушителей общественного порядка, которые мешают нормальным людям жить, работать и проводить досуг. После того обращения я захотел, как Розанов, перестать быть болельщиком - и "Локомотива", и вообще. Я не хочу ассоциировать себя вот с этими, про кого новый закон пишут. И я не хочу, чтобы один малоадекватный персонаж говорил в передаче Никиты Белоголовцева на втором канале, что НАС не устраивает президент Смородская, потому что она вытерла шарфом воду и не посадила нас на центральный сектор, а потом все СМИ писали: "Болельщиков "Локомотива" не устраивает Смородская". С какого леса он говорит от моего имени?

Глядя игру с "Нальчиком", я понимал: нет, я все равно люблю "Локомотив". Я люблю Володю Маминова, Диму Лоськова, Владимира Хазраиловича - людей, которые заставили меня полюбить сам футбол. Почему я должен отказываться от них из-за кучки отморозков? Ради Бога, придумайте новое слово вместо "болельщика", чтобы можно было себя им называть!

 

МЕРЗОСТЬ

Я был на стадионе с ребенком. У него астма. Слава богу, нам хватило ума и денег сесть подальше от фанатских секторов, но уберечься от дыма, нажженного спартаковскими файерами, все равно не удалось: густая пелена надолго заволокла черкизовскую арену. Это само по себе неприятно, но мы вроде привыкли, так что особого внимания не обратили, но когда с гостевой трибуны файеры полетели в штрафную Фильцова, стюарды бросились их убирать, а болельщики и не думали прекращать, кидая их прямо в людей - это уже не хулиганство, это, извините, уголовное преступление, покушение на жизнь и здоровье! Почему полиция, которой на стадионе была такая тьма, что и описать трудно, никого не задержала и никому не предъявила обвинений? Ах, их трудно было выследить? Вы знаете, первое, что мы услышали от диктора стадиона, было: "Уважаемые болельщики! В целях вашей безопасности на стадионе расположены камеры наблюдения и ведется видеозапись". Где, позвольте спросить, ваши камеры и где моя безопасность? Нас с мальчиком ощупали каждого по четыре раза, а эти - пронесли на трибуны целый арсенал! Как ощупывали их, интересно? Кстати, идентифицировать правонарушителей вовсе не так сложно. Вот вам, пожалуйста, пример - фотография, опубликованная на сайте lokomotiv.info и на которой очень хорошо виден человек, жгущий файер. Найдите его, задержите, оштрафуйте!

 

 

Система чисто футбольного наказания может быть разной. Один из вариантов предложили недавно в Аргентине. Каждый человек, который хочет посещать футбольные матчи, должен получить специальную магнитную карту болельщика, а для этого занести свои данные, включая фото, в общую базу данных. Эта карта - одновременно билет и пропуск на стадион, где установленный на входе турникет пропустит тебя только в том случае, если место на стадионе оплачено и если карта не находится в черном списке, куда включаются, понятно, попавшиеся на нарушениях порядка болельщики. Срок отлучения от футбола определяется тяжестью нарушения. За мат, к примеру, один или два матча, а за драку, файеры или расизм - от года до пожизненной дисквалификации. В базе сохраняется вся твоя история боления: где на каком матче ты сидел, что когда натворил и пр. Ну и всякие "золотые выезды", само собой, фиксируются совершенно официально. Причем, понятно, одной дисквалификацией дело не ограничиваются: за конкретные нарушения следуют конкретные административные или уголовные меры. Проект, безусловно, дорогостоящий, но ничего, не купит один раз кто-то лишнего бразильца - не помрем.

Что же касается Роберто Карлоса… Эта история повергает меня в бешенство! Только не надо, умоляю, говорить о каком-то расизме. Ответьте, пожалуйста, друзья, будь вы среднестатистическим питерским или самарским расистом и имейте вы банан, в кого бы вы скорее его бросили?

 

 

Но разве Думбия или Траоре - это интересно? Вот Роберто Карлос - это масштаб. Это резонанс. То, что и нужно провокаторам.

Жаль только, страдает от этого - великий футболист и весь футбол в его лице. Футбол, который уничтожают с одной стороны Фурсенко со своими реформами, с другой - "болельщики" и политиканство.

Как думаете, остановить это в принципе - реально?