Сердце Деметрио
«В субботу вечером зазвонил телефон. Я взял трубку и услышал взволнованный голос Деметрио. Он говорил очень тихо, почти шептал: «Алло? Ты слышишь меня? Знаешь с кем я сейчас в комнате? С Франко Барези!» Это было первое попадание Деме в заявку на матч Милана».
Алессио Альбертини, брат Деметрио Альбертини.
На следующий день, 15 января 1989 года, россо-нери под руководством Арриго Сакки на Сан-Сиро принимали скромный Комо. Альбертини начал матч на скамейке запасных, но за 25 минут до финального свистка диктор арены произнес слова, от которых у молодого игрока впереди все перевернулось: «Замена в составе команды Милан: вместо Анджело Коломбо, игравшего под четвертым номером, на поле выходит Деметрио Альбертини, номер пятнадцатый!» Гул тифози, аплодисменты, почти полчаса на газоне великого стадиона, показавшиеся сном, победа Милана со счетом 4:0 и теплые объятия Филиппо Галли после окончания встречи: «Добро пожаловать в семью, парень».
Так началась карьера одного из самых титулованных футболистов Италии 1990-х, пятикратного победителя Серии А, четырехкратного обладателя Суперкубка Италии, трехкратного триумфатора Лиги чемпионов. Он завершил карьеру шесть лет назад, и только спустя годы пришло осознание того, насколько же недооценен был этот великолепный полузащитник. Впрочем, только не тифозерией Милана – для нее Альбертини был и будет символом славных времен, когда не было на Апеннинах команды сильнее, чем россо-нери.
«Я никогда не мечтал о том, чтобы стать профессионалом, но в детстве мы все стремились походить на своих кумиров. Наше поле в моем родном городе Бизана Брианца казалось нам совсем настоящим, ведь оно было ограничено разметкой – совсем, как на стадионах, по телевизору, - вспоминает Альбертини. – Вдобавок, на стенах мы рисовали лозунги в поддержку нашей команды, рекламные плакаты – чтобы все было взаправду. Священнику из часовни, возле которой мы играли, это не слишком нравилось, но он ничего нам не запрещал, ведь футбол в Италии – это, своего рода, тоже религия».
«Контролируй мяч и думай», - таким был главный совет Чезаре Альбертини, которыйчастенько захаживал посмотреть, как балуется на импровизированном стадионе его чадо. Кто знает, возможно, отец и видел в сыне задатки толковейшего режиссера игры, возможно, так просто совпало, но важнейшим из игровых качеств Деметрио специалисты называли как раз его умение видеть поле, направлять действия команды, связывать оборону и атаку. Молодые болельщики сравнивали Альбертини с Карло Анчелотти, которому Деме, по сути, стал заменой в составе Милана, более опытные вспоминали бразильца Дино Сани, защищавшего цвета россо-нери в 1960-е, но сам футболист категорически отметал любые аналогии. Дескать, я - Альбертини, и не стоит вешать на меня ярлыки.
Впрочем, Деметрио никогда не скрывал, что Анчелотти и Франк Райкаард серьезно повлияли на его становление как футболиста. Еще выступая за примаверу, он использовал любую возможность, чтобы понаблюдать за тренировками первой команды, и особое внимание обращал на центральных полузащитников, старался запомнить их действия и движения, понять и осмыслить каждое принятое ими решение. Время было потрачено не зря – в двадцать лет Деме стал основным игроком Милана, и никто не усомнился в правильности решения Фабио Капелло. Влиться в стартовый состав той команды мог лишь футболист, которому судьбой было предначертано стать великим.
Здорово помог Альбертини быстро заиграть среди легенд россо-нери сезон, проведенный в Серии Б – в составе скромной Падовы. По словам Деметрио, предложение об аренде он принял мгновенно – молодому игроку хотелось играть не на уровне молодежных коллективов, а Арриго Сакки не слишком радовал парня вниманием. Бьянко-росси во главе с Альбертини и будущим игроком Ювентуса и сборной Италии Анджело Ди Ливио произвели настоящий фурор – вопреки всем прогнозам команда провела отличный чемпионат и остановилась в шаге от путевки в элиту. Альбертини получил вызов в молодежную национальную команду от Чезаре Пранделли, а Падову до сих пор вспоминает очень теплыми словами – неизвестно, как бы сложилась карьера нашего героя, если бы не испытание на прочность и стойкость характера.
Вернувшись в Столицу мод, Деме обнаружил, что в команде сменился тренер – место Арриго Сакки занял молодой алленаторе Фабио Капелло, который был далек от предубеждений предшественника. Капелло не стал просить у патрона Берлускони энную сумму на приобретения нового игрока в центр поля, так как Карлетто Анчелотти собирался повесить бутсы на гвоздь – он с ходу бросил в бой молодого Альбертини, и не прогадал. Уже через пару месяцев апеннинские СМИ писали: «Ему всего двадцать лет, но в полузащите Милана он выглядит настоящим хозяином и демонстрирует непринужденность игры, которая свойственна далеко не всем ветеранам». Очевидно, что Капелло не рисковал – он прекрасно понимал, каким потенциалом обладает Деметрио.
И пошло-поехало. Три сезона подряд Альбертини в составе Милана становился обладателем скудетто, к тому же к местным титулам добавилась первая «полноценная» победа в Лиге чемпионов, так как к двум предыдущим триумфам россо-нери Деметрио почти не имел отношения, довольствуясь ролью резервиста. Победу над Барселоной в Афинах (4:0) будущий вице-президент Федеркальчо (эту должность он занял в 2007 году) называет самым важным матчем в своей карьере и тут же добавляет: «Хотя не стоит забывать и поражение от Марселя годом ранее. Все мои партнеры уже выигрывали ЛЧ, а я впервые принимал участие в финале. Это было словно конец света…»
Итальянская пресса пестрела хвалебными отзывами об игре любимца Капелло, но звездная болезнь, к счастью, прошла мимо Альбертини. «Мне очень приятно читать то, что обо мне пишут, но я не собираюсь опускать руки – прекрасно понимаю, что еще могу прогрессировать. Например, лучше играть левой, поработать над игрой головой. Я далеко не идеален». Но даже такого «неидеального» Деметрио журналисты без тени сомнения именовали «мозгом» Милана – органом, отвечающим абсолютно за все. Тифози были в восторге: «Это бриллиант! Вот только если бы забивал больше…»
Ворота соперников Альбертини действительно поражал довольно редко – его нормой были два-три гола за чемпионат, а рекордным стал сезон 1996/97, когда Деметрио отличился восемь раз. «Берлускони и Капелло постоянно говорили мне, что я должен быть настойчивее при атакующих действиях», - вспоминает Деме. К советам наставников он так и не прислушался, но все же несколько важнейших голов забил – стоит вспомнить, например, удар в матче с Монако в полуфинале ЛЧ 1994 года или два точных выстрела по воротам Барселоны в памятном поединке, завершившемся со счетом 3:3.
Были в карьере Деметрио, как и любого другого игрока, и серые дни – после гегемонии Милана на полях Италии в начале 1990-х пришла пора неудач, провалов, свиста тифози и критики вездесущих журналистов. «Среди лидеров и ветеранов россо-нери Альбертини досталось больше всего, но он поборол в себе желание плюнуть на все и уйти, закатал рукава и снова бросился в бой. С приходом Альберто Дзаккерони началась вторая молодость Деме, и он снова стал жемчужиной в чемпионской короне Милана», - писала LaGazzettadelloSport.
Назначение на пост тренера Дзака, сотворившего сенсацию со своим Удинезе, действительно подарило красно-черным крылья, и они вновь взлетели на вершину турнирной таблицы. Однако вместе с очередным скудетто началась и коренная перестройка команды – к основе начали подпускать молодежь, которая была столь же амбициозна, как и Альбертини в свое время. В сезоне 2000/01 Деметрио появился на поле всего двенадцать раз…
«Я давным-давно забыл, что такое сидеть в запасе. Знаете, когда в воскресенье днем я слушал, как тренер объявляет стартовый состав, и не слышал своей фамилии, мне хотелось вернуться в комнату и разнести там все к чертям. Вполне понятная реакция, правда? К счастью, я умел контролировать себя, да и Дзаккерони всегда шел на контакт и прекрасно аргументировал свои решения. Для меня во главе угла стояла команда, коллектив, Милан. Легко говорить такие слова, когда ты безоговорочный игрок основы, однако, мне кажется, что в моей ситуации они звучат еще более искренне».
Что ж, оставаясь вне основного состава, Альбертини не становился менее полезным для россо-нери. Он всегда был готов дать совет и больше всего времени проводил с молодыми коллегами по амплуа – Федерико Джунти, Массимо Амброзини, Дженнаро Гаттузо. Деметрио и сам был еще в расцвете сил, но уже готовился к неминуемой участи любого футболиста – приходит время, когда на тебя уже не рассчитывают.
По иронии судьбы «Часом Х» для Альбертини стало назначение тренером Милана его старого товарища Карло Анчелотти. Новая метла метет по-новому, Карлетто решил серьезно обновить состав, и Деметрио в его планы не входил. «Конечно, очень тяжело и обидно слышать, что после стольких лет в тебе больше не нуждаются, но я сумел пережить ту ситуацию. Сейчас я уже не воспринимаю все так остро, как раньше, и с Миланом у меня совершенно нормальные отношения», - говорит Деме.
Атлетико, Лацио, Аталанта – Альбертини везде был востребован, но ни в одной из команд не задержался больше, чем на год. Многие известные игроки так и завершили свою карьеру – мотаясь с места на место, опускаясь все ниже и ниже, но, к счастью, у футбольных богов были другие планы на Деметрио. Франк Райкаард возглавил Барселону и сделал подарок сердечному другу – последние полгода в качестве действующего игрока провел в составе блаугранас, став чемпионом Испании 2005 года.
15 мая 2006-го 35 тысяч зрителей стоячей овацией встречали футболистов, выходящих на поле Сан-Сиро. Ван Бастен, Лаудруп, Барези, Мальдини, Веа, Гуллит, Бобан, Стоичков, Райкаард, Роналдиньо, Это’О – в этот вечер на радость зрителям схлестнулись легенды Барселоны и Милана, а поводом для их встречи стало прощание с футболом 34-летнего Деметрио Альбертини. Россо-нери победили со счетом 3:2, виновник торжества отличился, филигранно исполнив штрафной удар, а после финального свистка вышел в центральный круг с микрофоном. «У меня была великолепная карьера, я добился очень многого. Я мог лишь мечтать о таком ее завершении, потому благодарен моим одноклубникам, моим друзьям, Милану и Барселоне, моей семье, тренерам… Отдельно хочу сказать спасибо человеку, который на протяжении многих лет делал все, чтобы я и другие игроки россо-нери могли почувствовать вкус великих побед – нашему президенту Сильвио Берлускони. Спасибо болельщикам – вы в моем сердце навсегда».
Неизвестно, сколько «душ тифози» вмещает в себя широкое сердце Альбертини, но то, что воспоминания о его великолепной игре бережно хранит каждый, кому небезразличен итальянский футбол, сомнений не вызывает. Футболисты приходят и уходят, но в памяти остаются только лучшие. И Деметрио – один из них.
Так как не застал его лучшие годы, теперь ютуб ждет меня)
Спасибо за стаью,очень понравилась.