5 мин.

Smells Like Barça Spirit

Пушки заряжайте и зовите друзей,

Притворяться проигравшим с каждым разом веселей.

Футбольная Европа пристально вглядывается в лица молодых тренеров – кто из них способен убить «Барселону»? Не обыграть разок, отстреливаясь из бункера, а заставить Гвардиолу нервно сжимать кулаки, Месси гоняться за мячом, а к победе прилепить эпитеты «бесспорная», «безапелляционная», «убедительная». Пока ближе всех к званию каталонского Ли Харви Освальда, сине-гранатового Марка Чэпмена подобрался Жозе Моуринью. Но его пули прошли на вылет и жизненно важных органов не задели.

Лирическое отступление от адвоката дьявола. Футбол «Барселоны» тосклив, передачи бесконечны, игра незрелищна. Симуляция Педро и Бускетса соревнуется по непопулярности разве что с репутацией Зеппа Блаттера. Но удивительное дело – когда вся эта сине-гранатовая непотребность бьет по глазам? Уж не в матчах ли с командами Моуринью? А почему финал получился зрелищным, интересным и без симуляций? Уж не потому ли, что команда Фергюсона была настроена играть в футбол и созидать, а не бить по ногам и разрушать? Ответственность за зрелище несут двадцать два футболиста, не одиннадцать.

Представьте, что на «Камп Ноу» проходит финал конкурса талантливых художников. Их задача – нарисовать картину «Утро в сосновом бору». Каталонский художник берет в руки кисти и краски и начинает творить, и все знают, что он рисует бесподобно. Его соперник встает перед выбором – либо попытаться нарисовать картину лучше, либо идти и портить картину конкурента. Ведь если не получается сделать получше у себя, можно сделать похуже у другого. Так за сезон «Барселона» видит перед собой пяток художников и пятьдесят пять вандалов. Нет смысла обвинять ее соперников в нежелании идти на открытую конфронтацию – у большинства по объективным причинам нет на это ресурсов и возможностей. Но попытка возложить вину за незрелищность на «Барсу» равнозначна попытке переложить вину с больной головы на здоровую.

Худшим быть в любимом деле научился с детства сам,

И за этот дар бесценный благодарен небесам.

Стиль, который пробивался на свет божий через выпускников Ла Масии, был самобытен и неистребим. Дождь или снег, война или фиеста – «Барса» в ежовых рукавицах Йохана Кройффа не отступала от каталонских стеночек-забеганий. Кройфф ушел – рукавицы остались. Сейчас стиль «Барселоны» стал мэйнстримом, он считается эталонным, потому что «Барса» за пятилетку выиграла три Лиги чемпионов, а сборная Испании стала чемпионами Европы и мира. Так когда-то варившийся в сиэттловском себе музыкальный стиль грандж вдруг вырвался на свободное радийное пространство, и аутсайдерский имидж вдруг стал достоянием и гордостью масс.

Это читается в словах тренеров из второстепенных чемпионатов, которые повторяют: «мы же не «Барселона», «вы что, хотите, чтобы мы играли как «Барселона»?», «у нас Месси в команде нет». В команде нет, зато на трибунах сидят школьники в сине-гранатовых футболках с фамилией лучшего игрока мира на спине. Они – живой индикатор положения дел в футбольном мире. И то, что это майка не «Зенита» и не «Спартака», и не Бускетса с Педро – это сегодня говорит о том, кого будут помнить завтра. И когда узбекский клуб «Бунедкор» делает себе ребрендинг под «Барселону», это все точно такой же комический эффект копирования – аналогично люди из солнечных штатов в начале девяностых носили фланелевые рубашки и унылые свитера, потому что в нищем Сиэттле так было принято.

Игровая философия «блауграны» вознесла ее на трон и приковала к нему наручниками. Ни одному тренеру не разрешать отступить от заветов и прочитать «Отче наш» наоборот. Даже если болельщики всех других клубов возьмутся за руки и хором попросят изменить «Барсу» игровой почерк, она не сможет этого сделать. Не только потому, что в Каталонии именно такой футбол считается эстетически наиболее привлекательным, не только потому, что именно такой футбол приносит результат, но и потому, что сгенерированные на фабрике талантов кантеранос не умеют играть во что-то другое. Испанская тики-така – это уже такой отдельный вид спорта в футболе. По манере облепить штрафную соперника напоминает мини-футбол, по красоте движений напоминает футбол пляжный, по агрессивному взаимодействую между игроками похож на фигурное катание.

Зачем смотрю, чуть не забыл –

Улыбки образ на лице застыл.

Предсказывать каталонскому клубу скорый закат все равно, что выступать в роли американского проповедника Гарольда Кемпинга. Конец света наступает-наступает, но наступить никак не может. Даже если «Ноу Камп» покинут Хосеп Гвардиола и Хави, текущие спортивные успехи позволяют Сандро Росель потихоньку исцелять экономику организации и сохранять плацдарм для смены лидеров. За последние двадцать лет, как мы помним, в «Барселоне» всегда находились примы, тянущие команду за собой. А футбольная академия набрала обороты и сдавать их не собирается. Для того, чтобы «Барселона» как организация выстрелила себе из дробовика в голову, должно совпасть очень много неблагоприятных факторов.

Поэтому лучше ждать убийцу, противоядие, криптонит для Супермена. С каждым годом от «Барсы» устают все больше – само слово кажется намозолившим глаза, от сахарной похвалы ноют зубы, и эта невыразимая легкость побед кажется недостижимой, а потому раздражающей. Так самые сложные уровни проходят с кодом бессмертия, бесконечными патронами и возможностью проходить сквозь стены. Но Арсен Венгер не знает idkfa, Жозе Моуринью лишь изредка набирает idspispopd без ошибок, а теперь еще, как выяснилось, и Сэр Алекс Фергюсон не пользуется iddqd.

Люди хотят восторгаться людьми. Люди хотят чего-то нового.

Текст написан для сайта barcamania.com