8 мин.

Мужик работал уборщиком в аэропорту. А потом сделал тот самый бюст Роналду

А теперь создал еще один.

«Даже Иисус не мог угодить всем. Это вопрос вкуса. И не так просто, как кажется», – отбивался Эмануэл Сантуш в интервью Globo Esporte, скульптор легендарного бюста Криштиану.

Все началось год назад, когда на Мадейре переименовали местный аэропорт в честь Роналду. Власти устроили торжественную церемонию, пригласили футболиста и его семью, а приятным бонусом для всех должен был стать бюст Криша, сделанный неизвестным скульптуром-аматором Эмануэлом Сантушем.

Криштиану зачитал пламенную речь, а после церемонии в VIP-зале аэропорта перекинулся парой слов с Сантушем, его женой и сыном: «Я спросил его, что он думает о бюсте, и он ответил, что ему нравится». Сын Эмануэла Тьягу получил в тот день мяч с автографом Криштиану. «Он был счастлив, и очень горд: «Мой папа – скульптор! Я очень горжусь папой!» – вспоминает жена Сантуша. Придя домой, малыш бегал по улицам и хвастался: «Смотрите, у меня есть мяч Криштиану Роналду». Это был захватывающий день.

***

Эмануэлу Сантушу 41 год, он живет на Мадейре и обожает Криштиану. В интервью Bleacher Report скульптор провел параллели между собой и кумиром: «Криштиану всегда стремился быть лучшим. Не хочется показаться высокомерным или что-то типа того, но у меня тоже есть талант, с которым я родился, и всегда хотел показать его миру».

Сантуш вырос в скромной семье. Мама занималась домашним хозяйством, а папа зарабатывал рыбалкой (сезонная работа с марта по сентябрь) – после ловли они подплывали к ближайшему фермерскому хозяйству и обменивали рыбу на овощи, фрукты и мясо. Дети не голодали, но лишних денег никогда не было.

Эмануэл прогуливал школу, бегая к скалистому пляжу – там он добывал глину и бамбук, из чего лепил игрушки (солдатики, ковбои, машинки, тележки) для себя и друзей.

Сантуш мечтал об университете, чтобы развивать талант, но по-прежнему не было денег. С безработицей он воевал, устраиваясь официантом, плотником, строителем и маляром, но никогда не забывал о любимом ремесле. Друзья помогли с арендой мастерской: подошло помещение бывшего ресторана, который разрушил шторм, под взлетно-посадочной полосой аэропорта. Комнатка сырая, двери не закрывались, из-за чего образовывались сквозняки и набегали лужицы в дождливую погоду.  «Когда я чувствую разочарование, пустоту или не могу чего-то добиться, я закрываюсь в мастерской за работой», – говорил Сантуш в интервью Bleacher Report.

«Криштиану родился на Мадейре, и у них с Эмануэлом похожие истории жизни, – рассказала Аманда Говея, жена Сантуша. – Роналду поднялся с самого дна, как сделал это Эмануэл, и тоже изменил свою жизнь. Сделав бюст Криштиану, Эмануэл думал, что это станет стартовой площадкой в карьере скульптора».

В начале 2017 года Сантуш работал уборщиком и развозил тележки в аэропорту Мадейры. По громкой связи он услышал, что вскоре аэропорт будет назван в честь Криштиану и подумал, что бюст мог отлично укрепить имидж футболиста и вообще прикольно, когда улыбающийся Роналду встречал только что прилетевших гостей.

Сантуш выловил заместителя директора аэропорта Франсиску Фернандеша и поделился с ним идеей. «Он сказал мне поработать над бюстом, и когда у меня было что-то весомое, обязательно показать ему». Эмануэл мигом взялся за ресерч по Роналду – искал фотографии, рисовал эскизы и заказал 50 килограмм глины у приятеля из Порту.

Он никогда не делал ничего подобного, не говоря уже о бронзовых бюстах, но он не имел права упускать такую возможность.

Так выглядела глиняная версия бюста.

Две недели Сантуш работал над бюстом, сделал фотку, привез в аэропорт и показал Фернандешу – тот познакомил с работой важных людей и семью Криштиану. Семью представлял брат Роналду, Угу Авейру, который живет на Мадейре, руководит музеем CR7 в Фуншале и берет на себя некоторые персональные дела Роналду. Компания, заключившая контракт на проведение церемонии, дала Сантушу 1000 евро за работу над бюстом. Затем скульптура должна была пройти два заключительных этапа – исполнение в гипсе и бронзе. Примерно в то же время Сантуша вызвал Угу Авейру в офис в Фуншале: Угу направил Роналду фотку бюста – Криштиану одобрил скульптуру.

***

Bleacher Report в документальном фильме о Сантуше восстановил следующий день после презентации бюста. «Я помню, как тяжело нам было тогда, – говорит жена, вытирая слезы. – Все началось около 3 часов дня. Позвонила моя сестра и сказала: «Эй, вы видели, что творится в интернете?». Многие плохо отзывались о бюсте. Некоторые даже писали: «Ты должен убить себя».

Эмануэл неловко массирует лоб и пытается скрыть слезы: «Все свалилось слишком внезапно. Это оказалось большой ответственностью».

Педро Васконселуш, консультант по IT, который курировал церемонию рассказал, что был шокирован ростом показателей в социальных сетях – прилетело около миллиона комментариев, многие из которых были неприятны, и это только за первые 24 часа.

На несколько дней бюст стал популярнее самого Криштиану. Медиа высмеивали скульптуру, десятки тысяч мемов появлялись в социальных сетях. Ее казнил комик Джеймс Корден: «Посмотрите на это – это ужасно! Это одна из худших скульптур Роналду. С другой стороны – это одна из лучших статуй Гэри Бьюзи в истории». «Возможно, Сантуш абстракционист и подражает, например, абстрактным портретам Пикассо или Люсьена Фрейда. Но скорее всего, он просто льстит Роналду и, как сказала Кейт Маккиннон из SNL, просто захватил его взгляд, когда мяч попал по лицу», – предполагали ребята из дизайнерского агентства Лондона. 

«Ночью все эти мысли захватывали уже меня, управлять ими было очень сложно, – говорит Сантуш. – Я изолировал себя. Мне не хотелось разговаривать ни с кем».

Люди тыкали пальцем и смеялись над Сантушем и его семьей – на маленькой Мадейре от этого никуда не деться. Больше всего родители боялись, что бы в школе ребята не начали издеваться над сыном. Но ситуацию максимально смягчили учителя: «Ах, это же твой отец создал бюст Криштиану».  «Он очень гордится папой и до сих пор не осознает, что происходило на самом деле», – говорит жена Сантуша.

«Эмануэл, прежде всего, человек, – продолжает Аманда. – Все ошибаются. Не было необходимости в такой жесткой критике. У него нет формального образования в этой области, но он, по крайней мере, проявил инициативу и попытался сделать что-то».

Эмануэл даже спустя год восхищается своей работой: «Мне понравился результат, я действительно горжусь этим. Если мне пришлось бы сделать это снова – сделал бы все точно так же. Когда Роналду счастлив, у него проскальзывает эта спонтанная улыбка. Те, кто следят за ним, знают, что у Криштиану нет единственной улыбки. Люди должны понимать, что искусство – это способ выразить себя. Это не точная наука».

Работа Сантуша наделала столько шума, что скандальный букмекер Paddy Power предложил португальцу изготовить бюст Бэйла к финалу Лиги чемпионов в Кардиффе – в той же стилистике.

***

Bleacher Report дал Сантушу еще один шанс – они заказали у него новый бюст Криша. На этот раз он подправил концепцию. Например, у Роналду будет другая улыбка: «Я говорил со скульпторами, и они сказали, что бюст, сделанный в естественном состоянии (не такой открытый рот, как в первой работе и более серьезное лицо) больше понравится публике».

Sports.ru связался с Сантушем:

– Где вы работаете? Вы бросили работу в аэропорту? 

– Сейчас у меня нет работы.

На остальные вопросы Мануэл не ответил и мигом направил к своему менеджеру Педро Васконселушу – им оказался IT–консультант, который курировал церемонию переименования аэропорта.

– Вы менеджер Эмануэла? 

– Да, я арт-дилер и агент мистера Сантуша.  

– Где Эмануэл работает?   

– Он работает на Мадейре в сфере политики – председателем прихода (аналогично общине, коммуне – прим. Sports.ru) района Канисал (на этой должности он зарабатывает 270 евро в месяц – прим. Sports.ru).

– После презентации бюста Роналду вы стали получать больше заказов?

– Да, после Роналду мы презентовали бюст Гарета Бэйла в Кардиффе, и кое-какие мелкие заказы.   

– Сколько стоит заказать у вас скульптуру или бюст?  

– Стоимость будет зависеть от сложности проекта. 

Фото: facebook.com/emanuel.santos.1840; bleacherreport.com; Global Look Press/Petter Arvidson/ZUMAPRESS.com