«В дни матчей мы получаем больше четверти всех доходов серии А». Чем крут стадион «Ювентуса»
Лекция директора лучшего итальянского стадиона.
Все самое удивительное, что можно сказать о «Ювентусе» и его стадионе, отмечено в заголовке. Тем, кто желает понять, как и за счет чего достигаются подобные результаты, рекомендую поподробнее ознакомиться с тем, что директор арены Франческо Джионелло рассказал участникам стажировки «Football Business Of North Italy & Southern France», организованной RMA для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» и партнеров бизнес-школы.
Франческо Джионелло во время встречи с участниками стажировки «Football Business Of North Italy & Southern France», организованной RMA для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» и партнеров бизнес-школы
— Расскажите, какое место занимают доходы, получаемые от эксплуатации стадиона, в общей структуре доходов «Ювентуса»?
— Сложно ответить на этот вопрос с абсолютной точностью. Если говорить об общей выручке клуба за прошлый сезон, то она составила 387,9 миллиона евро при прибыли чуть больше 4 миллионов. При этом доходы, получаемые «Ювентусом» в день матча, равны 16 процентам от этой общей цифры. По этому показателю мы находимся на девятом месте в Европе, а если смотреть по доходу, которое нам в среднем за сезон приносит одно место на арене, то и на шестом. Скажу еще, что выручка «Ювентуса» в match day составляет больше четверти от доходов по этой статье, получаемых всеми клубами серии А. В прошлом сезоне этот показатель равнялся 210 миллионам евро.
Стадион «Ювентус»
Это соотношение, с одной стороны, может показаться удивительным, но с другой, если сопоставить среднюю посещаемость матчей лиги со средней посещаемостью домашних игр «Ювентуса» — 22 тысячи и 39 тысяч соответственно — многое становится понятнее. Плюс добавьте к этому то обстоятельство, что мы на данный момент один из двух клубов серии А, имеющих стадион в собственности: подавляющее большинство наших соперников играет на аренах, которые им не принадлежат и которые им приходится арендовать. Отдельно следует сказать и о том, что это, как правило, старые арены, которые не соответствуют современным требованиям, современному уровню комфорта, современным стандартам hospitality, и, соответственно, извлечь от их эксплуатации такой доход, какой сейчас извлекаем мы, просто невозможно.
Так что если говорить о заработках, которые наш стадион приносит именно в дни футбольных матчей, то картина примерно такая. Но если пытаться подсчитывать доходы от эксплуатации арены в целом, то тут дело одним футболом не исчерпывается, и сумму этих заработков я вам не готов назвать. Могу лишь сказать, что мы работаем 7 дней в неделю, 364 дня в году.
За это время у нас проходят примерно 130 всевозможных мероприятий с участием арендаторов, которые к футболу, как правило, не имеют ни малейшего отношения. Расположенный на стадионе музей «Ювентуса» посещают 170 тысяч человек в год. Прямо по соседству с музеем с прошлой весны работает медико-диагностический центр с гидромассажными ваннами, с двумя спортивными залами — он рассчитан, конечно, прежде всего на наших игроков, но и обычные люди со своими проблемами сюда тоже могут обратиться.
Медицинский центр на стадионе «Ювентус»
Единственный день в году, когда арена у нас просто закрыта на замок и здесь никого, кроме сотрудников охраны, нет, – это 25 декабря, Рождество.
— Понятно, что по сравнению с теми временами, когда «Ювентус» играл на «Делле Альпи», а затем на Олимпийском стадионе, выручка, получаемая в match day, возросла. Но насколько, каков порядок цифр?
— Очень существенно. Могу привести такую статистику: в сезоне-2008/09, когда мы играли на «Олимпийском», наш общий доход составил 203 миллиона евро, при этом выручка в match day была на уровне 11 миллионов. В первый сезон на новой арене эта цифра выросла почти втрое. Сколько мы заработали в прошлом сезоне, я вам уже говорил — почти 388 миллионов, и из этих денег уже около 60 миллионов приходилось на выручку в дни матчей.
Олимпийский стадион Турина, где «Ювентус» играл с 2006 по 2011 год
Итого: всего семь лет, а разница, согласитесь, очень значительная. Само собой, не всем этим приростом мы обязаны новому стадиону, но переезд сюда — одно из главных объяснений.
Что касается «Делле Альпи», то с ним нынешнюю арену в плане доходности вообще сравнивать не приходится, да и ни в каком другом плане — тоже. Дело в том, что это изначально было крайне неудачное сооружение, прежде всего в архитектурном плане, футбол там смотреть было одно мучение. Хотя по чисто формальным признакам он был вполне современным стадионом, по крайней мере — не старым. Его построили к чемпионату мира 90 года, но это не была в чистом виде футбольная арена: там были и легкоатлетические сектора, и беговые дорожки, и еще там были довольно пологие трибуны.
Это сейчас у нас расстояние от первого ряда до кромки поля — 7,5 метров, так что и звук удара по мячу вы отлично слышите, и даже – иногда – что тренеры говорят, что игроки. На «Делле Альпи» до того же первого ряда во многих местах было 100 метров, а до остальных вообще непонятно сколько – даже рассмотреть, что там на этом поле происходит, особенно зимой, в туман, было проблематично.
Стадион «Делле Альпи», где «Ювентус» играл с 1990 по 2006 год
И надо понимать, что 90-е годы — это время, когда появилось платное телевидение, когда практически любой матч стало возможно увидеть дома, когда посещаемость стадионов в связи с этим и так стала падать... Короче говоря, в один прекрасный день, когда у нас на «Баварию» в Лиге чемпионов пришли 18 тысяч, мы наконец-то поняли, что что-то здесь не так, и задумались о строительстве нового стадиона. В 2006 году переехали с «Делле Альпи» на «Олимпийский», в 2009-м заложили нынешний стадион, в 2011-м — открыли.
— Во сколько обошлось «Ювентусу» строительство нового стадиона? Брал ли клуб кредиты на него, как он по ним расплачивается?
— Общие инвестиции составили 150 миллионов евро, включая средства, которые были потрачены на демонтаж «Делле Альпи», который находился на этом самом месте, проектирование нового стадиона, само строительство, и те 20 миллионов, которые клуб заплатил за землю — она находится у нас в аренде сроком на 99 лет. Что касается кредитов – разумеется, мы их брали. Планировавшиеся сроки погашения — 10-12 лет — выдерживаются, мы сейчас их даже опережаем. Думаю, в итоге в 10 лет и уложимся, динамика у нас хорошая.
— На «Делле Альпи» было 67 тысяч мест, на новом стадионе — 41 тысяча. Почему вы остановились именно на этой цифре?
— Тогда маркетинговые исследования показали, что 41 тысяча — это оптимальный вариант. Нечто среднее между «Делле Альпи» и «Олимпийским», на котором мест без малого 30 тысяч. Но если бы мы его проектировали сейчас, то, наверное, задумались бы о чем-то большем — скажем, о 50 тысячах. Дело в том, что пять чемпионств подряд с 2011 года, конечно, очень повысили интерес к «Ювентусу», очень поспособствовали нашей востребованности. Но кто же все эти победы мог заранее предвидеть и спланировать?
— Вы сказали, что средняя посещаемость домашних матчей «Юве» — около 39 тысяч. А какой процент тех, кто на них приходит, составляют держатели абонементов? И сколько эти абонементы стоят?
– 80 процентов наших игр — это sold out. Вот, например, последняя игра с «Наполи» была такой, на нее вообще ни одного билета в свободную продажу не поступало. Потому что те 28 тысяч держателей абонементов, которые у нас сейчас есть, имеют право в приоритетном порядке выкупать разовые билеты для своих друзей, знакомых, членов семей; накануне ключевых, топовых матчей они этим правом активно пользуются.
«Чистое наслаждение». Реклама абонементной программы «Ювентуса» на сезон-2015/16
В принципе, для нас не составило бы никакого труда по абонементной программе распродать все 40 с небольшим тысяч мест, что у нас есть, но мы этого не делаем потому, что не хотим искусственно сужать, замыкать нашу аудиторию. Мы считаем, что турист, который приехал в Турин и хочет побывать на «Ювентусе», не должен быть от этой возможности напрочь отрезан. Пусть билет будет достать нелегко, но пусть какие-то варианты у тех, кто хочет попасть на футбол, все же остаются.
Кстати, у нас предусмотрена возможность передачи билетов и абонементов их владельцами. Бывает же такое, что человек почему-то не пошел на какую-то конкретную игру. Так вот, держатель абонемента, чтобы его место не пропало, может при покупке указать в договоре данные от одного до трех человек, которые в случае его неявки на матч могут этим абонементом воспользоваться. Или другой вариант: имеющийся билет можно вернуть клубу, тогда он будет выставлен на повторную продажу, а прежний владелец получит обратно 85-87 процентов потраченных денег.
Что касается цен, то они очень разные. Они зависят от конкретных мест, от вывески матча, от возраста и социального статуса тех, кто эти билеты и абонементы приобретает. Скажем, фанатский абонемент на Южную трибуну стоит всего 400 евро. Но есть и абонементы на VIP-места, цены на которые варьируются от 3200 до 11700 евро. Есть две лаунжевые зоны Club Legends, по 160 мест в каждой — билет туда на матчи чемпионата Италии может стоить от 200 до 600 евро, а, скажем, на прошлогодний полуфинал Лиги чемпионов с «Реалом» мы продавали их по 1200 евро за штуку, и все до единого разлетелись за девятнадцать минут.
Кроме того, у нас есть вполне демократичный по ценам семейный сектор — около 200 мест, билеты в котором стоят тем дешевле, чем большим составом семья приходит на стадион. Детей до 6 лет вы можете привести с собой совершенно бесплатно, правда, на время игры их придется оставить в специальной детской комнате, где их будут развлекать аниматоры.
— Сколько на вашем стадионе корпоративных лож?
— Шестьдесят две. По этому показателю мы абсолютные чемпионы Италии. Честно говоря, когда стадион только строился, были опасения, что столько скай-боксов нам не распродать. К счастью, они не оправдались — сейчас именно скай-боксы и вип-сектора, где в общей сложности насчитывается 4 тысячи мест, то есть 10 процентов от общего количества, приносят 40 процентов всего дохода. При этом девять десятых мест в люксовых зонах реализуются именно по абонементной программе.
— Уже пять лет прошло с тех пор, как «Ювентус» играет на новом стадионе, но коммерческого названия у вашей арены до сих пор нет. С чем это связано?
— Сейчас это не является нашей проблемой. Дело в том, что мы еще в 2011 году продали права на название одному маркетинговому агентству, чтобы они, в свою очередь, нашли компанию, которая была бы заинтересована в том, чтобы стадион «Ювентуса» назывался ее именем. Эти права к нашим партнерам перешли на 12 лет, сумма сделки составила 42 миллиона евро. То, что они до сих пор никого не нашли – ну, я не знаю, чем это объяснить...
Честно говоря, я думаю, что определенный момент для переименования упущен — слишком долго этот стадион уже называется «Ювентус», к этому уже все привыкли, отвыкать будет сложно. До окончания срока действия соглашения о передаче прав остается еще семь лет, так что если они и за это время желающих не найдут – ну что ж, тогда получится, что они эти 42 миллиона нам просто подарили.
— Расскажите поподробнее о вашем музее — как он работает, какой доход приносит?
— Тут у нас есть несколько предложений. Есть стандартное — тур по стадиону и музею, это примерно час-час десять, билет на такой стоит от 18 до 22 евро, для детей до 6 лет — бесплатно. Есть тур, за который придется заплатить несколько больше, – от 28 до 35 евро с человека, но он при этом — без преувеличения – эксклюзивный.
Реклама эксклюзивного тура по музею «Ювентуса»
Покупателям такого тура предоставляются разные бонусы, один из главных — можно не только увидеть все экспонаты, но многие из них даже потрогать. Например, он может прикоснуться к футболке Дель Пьеро, подержать в руках перчатки Буффона, настоящие медали, кубки, сфотографироваться с ними.
В музее «Ювентуса»
Еще одно предложение — автобусный тур по городу, цена билета составляет от 20 до 25 евро. Он стартует от стадиона и длится около трех часов. Вы садитесь, вас сопровождает экскурсовод. Вы едете по специально разработанному маршруту: вот здесь впервые встретились отцы-основатели, здесь находилась первая штаб-квартира «Ювентуса», здесь — «Мотовелодромо», наш первый стадион, и так далее — по всем городским местам, так или иначе связанным с историей клуба.
Стадион «Мотовелодромо», первая домашняя арена «Ювентуса»
1905 год. Команда «Ювентуса», выигравшая для клуба первое скудетто
— Возможно ли сходить на экскурсию по стадиону в день матча?
— Да. Конечно, если с утра в день игры команда тренируется на стадионе, на это время он закрыт. Но когда тренировка заканчивается, автобус с футболистами уезжает, уже минут через пятнадцать мы запускаем первую группу, а потом каждые пятнадцать минут — все новые и новые.
Заканчиваются экскурсии только за два часа до начала матча, когда народ уже начинают пускать на трибуны, так что люди, которые такой тур купили, могут наблюдать за всеми приготовлениями к игре, могут видеть, например, как менеджеры в раздевалках раскладывают форму, и так далее. Конечно, настоящему болельщику на это интересно взглянуть, так что именно экскурсии в дни матчей у нас самые востребованные — бывает, по 2 тысячи билетов на них продаем.
Стадион «Ювентус», хозяйская раздевалка
Мы работаем так, что человеку или компании, которая хочет посвятить день «Ювентусу», сделать это легко, им в течение всего этого дня скучно не будет. Допустим, с утра они поедут на экскурсию по Турину, потом — вернутся на стадион, здесь сходят на экскурсию по арене, затем — в музей. Потом можно пройтись по торговому центру, он тут же, прямо за Восточной трибуной, это практически единый комплекс, и там много чего есть: 64 магазина, в том числе большой фаншоп «Ювентуса», множество разных ресторанов, кафе, большая пешеходная зона. В общем, есть чем заняться.
Стадион «Ювентус», место для нанесения аквагрима
А тут уже и вечер наступает, и пора на футбол. Пока игра не началась, людей развлекают 70 аниматоров: прямо на стадионе можно нанести аквагрим, можно попеть караоке, сыграть в настольный футбол, можно перекусить — у нас тут 24 кафе внутри арены, ресторан, 6 буфетов с хот-догами и прочим фаст-фудом, 10 зон hospitality для вип-клиентов. А если вы не успели перед игрой заскочить в наш магазин, можно и на стадионе кое-какую атрибутику приобрести — у нас на каждом матче работают четыре точки, ассортимент там, конечно, поменьше, чем в мегасторе, но все-таки.
В мегасторе «Ювентуса»
С некоторых пор у нас есть еще одна возможность развлечь гостей перед игрой. Недавно мы приобрели специальное техническое оборудование и теперь можем устраивать на арене световые шоу. Например, 29 октября, перед той же игрой с «Наполи», мы организовали представление, посвященное 75-летию Jeep, нашего генерального партнера. Все, кто его видел, были очень впечатлены.
«Виллис» 1941 года выпуска, выставленный на стадионе «Ювентус» в честь 75-летия компании Jeep, генерального спонсора клуба
В работе с партнерами с приобретением этого нового оборудования мы, конечно, получили дополнительные возможности. Одно дело – предлагать спонсорам просто рекламу на бортах, и совсем другое — полноценное световое представление такого масштаба.
— Как часто на вашем стадионе проводятся концерты?
— До сих пор не проводились. Мы знаем, что для многих стадионов концерты — хороший дополнительный источник дохода, но мы к такой практике относимся настороженно. Все же наш стадион построен прежде всего для футбола, он должен идеально соответствовать нашему уровню. А концерты — это всегда большой риск, прежде всего для поля. Мы своим полем рисковать не хотим, так что нет, концерты для нас не в приоритете.
— Сколько человек работает на стадионе?
— В постоянном штате у нас 28 человек. Но общее количество сотрудников, которые здесь работают в день матча, может достигать полутора тысяч – и даже больше. В такие дни нам, например, требуются 55 парковщиков, 50 поваров, 250 официантов, 180 барменов, 40 работников клининговой службы и так далее. Если говорить о том, сколько все эти люди получают за свою работу, то обычно за одну игру клуб выплачивает привлеченному персоналу в общей сложности около 130 тысяч евро.
— Расскажите, пожалуйста, как на вашем стадионе обеспечивается безопасность.
— Я думаю, что когда мы говорим на эту тему, начинать надо с событий 2007 года. Тогда в Катании во время столкновений между местными фанатами и болельщиками «Палермо» был убит полицейский, после этого даже чемпионат на какое-то время остановили. Это стало неким переломным моментом, после которого все на эту проблему взглянули уже иначе, отнеслись к ней со всей серьезностью.
Требования к безопасности на стадионах были законодательно ужесточены, было прописано, что все билеты и абонементы должны быть в обязательном порядке именными, что все, кто приходит на стадионы, должны иметь при себе удостоверения личности с фотографией, что арены должны быть оборудованы электронными турникетами и системами видеонаблюдения, с помощью которых можно контролировать поведение болельщиков как внутри чаши, так и в ближайших окрестностях, что использование пиротехники на трибунах запрещено – и так далее. Также было установлено, что нарушители правил поведения на стадионах могут быть отлучены от футбола на очень длительные сроки, на много лет.
Собственно, на основании этих правил мы сейчас и работаем. У нас на стадионе нет высоченных перегородок, решеток, которые отделяют сектора друг от друга и от поля, как на многих других итальянских стадионах. Мы в этом плане вполне современны и считаем, что этого в принципе быть не должно, поскольку лучший способ заставить человека озвереть — это как раз загнать его в клетку. При этом мы имеем полную возможность следить за поведением болельщиков и, в случае необходимости, реагировать на возникающий негатив, агрессию, конфликтные ситуации, поскольку все пространство стадиона – внутри и снаружи – контролируется панорамными видеокамерами высокого разрешения.
— Кто занимается подготовкой стюардов, работающих на стадионе во время матчей, сколько их, как оплачивается их труд?
— До 2014 года эта функция у нас находилась на аутсорсинге, но в какой-то момент нас это перестало устраивать. Дело в том, что к стюардам, привлеченным сторонней компанией, отношение на стадионе было, прямо скажем, так себе — многие наши болельщики видели в них просто неудачников, у которых не хватило денег на билет.
Нам надо было это положение менять, надо было укреплять авторитет стюардов, и для этого мы сделали их как бы частью нашей семьи, частью клуба. Сейчас подбором и тренингом стюардов мы занимаемся самостоятельно, за это отвечают семь штатных сотрудников.
На одном матче у нас могут работать от 550 до 700 стюардов; что касается их зарплаты, то она невелика — клуб платит им по 10 евро в час, среднее время работы в день матча обычно не превышает пяти часов.
Да, вот еще что важно отметить: 47 процентов наших стюардов – это женщины, многие из них выполняют функции старших, возглавляют наряды. Я считаю, для такой работы они вообще подходят гораздо лучше мужчин: они более терпеливы, более доброжелательны, у них лучше получается разруливать конфликтные ситуации, да и вообще присутствие женщины на мужиков действует облагораживающе. Хотя, конечно, если мы играем с командой, с болельщиками которой у наших фанатов отношения традиционно непростые, то в потенциально наиболее горячие точки стадиона отправляются все же мужчины. Женщин в таких случаях лучше поберечь.
Петр БРАНТОВ
Участники стажировки «Football Business Of North Italy & Southern France» на стадионе «Ювентус»
"Общие инвестиции составили 150 миллионов евро"
Вспомнил Крестовский, прослезился
Удивило то, что прямо в 15-20 метрах от стадиона продавалась фейковая форма Юве и прочая атрибутика. Футболку можно было купить за 15 евро примерно.
А так сам стадион прекрасный и на этой трибуне было горячо!
После окончания матча стадион опустел минуты за 4, без какой-либо давки все выходили и можно было спокойно добраться до центра на автобусах ожидающих прямо у стадиона, которых было не мало (стадион находится не близко к центру).
На мой взгляд, Спартак и Краснодар со временем могут получать хорошую прибыль от стадиона раньше всех наших клубов. :)