Уроки футбола. Чему учиться с детства?
Всем любителям поиграть в футбол посвящается.
Прежде всего хочу отметить, что не всем детям, желающим начать тренироваться, дано попасть в футбольную школу. Причин может быть миллион — от слабости подготовки (а она тоже нужна) самого ребёнка поступить в такую школу до отсутствия необходимых условий в месте проживания. Но это не значит, что надо отчаиваться! Если хочешь добиться цели, иди к ней! Тренируйся сам! И возможно тебе когда-нибудь воздастся за твои труды и целеустремлённость. Благо существуют турниры по поиску молодых талантов, и если интересно, то рекомендую почитать вот это интервью Максима Бойчука.
Итак, чему нужно учиться с самого юного возраста, на мой субъективный и непрофессиональный взгляд? На всякий случай сделаю такую оговорку, а то мало ли что. Я думаю, что с самого юного возраста надо пытаться находить на поле не только оптимальные для своей команды решения, но и уметь реализовывать их. Это значит учиться не только владению мячом, но и стараться в пылу борьбы примечать позицию своих партнёров.
Вспоминаю своё детство и более зрелые годы. С мячом я научился обращаться более-менее неплохо, но с игрой на партнёров дела обстояли гораздо хуже. Я-то по наивности своей тогда думал, что самый крутой игрок это тот, который может обвести полкоманды и забить красивый гол. Иногда это здорово смотрится, но так невозможно играть постоянно. Поэтому, когда я увлекался индивидуальной игрой, упрёков всегда мне доставалось больше, чем похвал. Даже юный Ибрагимович регулярно сажался на лавку в своё время, а таких, как он, в мире единицы. Чего уж говорить про себя.
К сожалению, даже некоторые взрослые игроки не понимают того, что главная суть в футболе, да и красота в общем-то тоже,- в командном взаимодействии. И что командные игроки, я бы даже сказал - моторные, ценятся наиболее высоко. А не те, которые помногу забивают, подставляя ногу в пустой угол ворот.
Приведу простой пример. Я на своём собственном сайте в разделе для друзей-любителей футбола начал по каждой последней игре производить опрос в виде голосования о лучшем игроке матча. И один из опросов очень интересным получился. Игрок, забивший в той игре наибольшее количество голов, не получил ни одного голоса. Зато тот, который сделал наибольшее количество голевых передач, в голосовании победил. На вопрос о том, кто сделал всю игру, ответ очевиден.
И вот она суть, уверен не только на мой взгляд, игрока в высшей степени профессионального. Когда надо идти в обводку, он обыгрывает соперников за счёт индивидуального мастерства, когда видит своего игрока в более выгодной позиции — отдаёт пас, если у него наилучшая позиция для нанесения удара — он бьёт.
Про игровое мышление мы в общих чертах поговорили. Теперь пришла пора поговорить о технике. Чему нужно уделить внимание с ранних лет? Почитав кое-какие воспоминания Пеле и Игоря Нетто, я нашёл в них одно очень важное сходство. С мячом нужно уметь работать на скорости! По статичному мячу бить очень просто. Принимать мяч, находясь в статичном положении тоже не сложно. А вот отдать его партнёру, находящемуся в движении, да ещё когда ты двигаешься сам — совсем другое дело! То же и с приёмом. Как этому научиться? Вы можете вычитать кое-что из моих предыдущих уроков. Например про тренировку с непредсказуемым отскоком мяча от наклонённой стенки, как это было в один из периодов работы Михаила Якушина в тбилиском «Динамо».
Очень высоко котируется такой навык, как умение хорошо играть обеими ногами. Этому тоже неплохо бы научится с детства. Приведу ещё один интересный пример. Есть у меня один знакомый. Правша. Ну, как правша — пишет правой рукой. А в игре в футбол у него рабочая нога — левая. Как так получилось? Очень просто. Когда он в детском возрасте начал заниматься футболом, на одном из уроков выстроилось две очереди для упражнения в ударах по мячу. Та очередь, что для левшей, была короче, и он пошёл туда. Удар у него с левой теперь, как из пушки. Правая, правда, похуже. Вот такая история.
Но на самом деле это не имеет значения. Смысл в том, что играть, например, одинаково хорошо обеими ногами можно. Главное тут усердие. И с детства нельзя себе в чём-то давать слабину или сомневаться. Так большим мастером точно не станешь.
Урок первый. Удар носком (пыром)
Урок второй. Тактика игры нападающих (памяти Юрия Севидова)
Урок третий. Спортивные травмы или моя история лечения
Урок четвёртый. Если ты защитник
Урок пятый. Нормы ГТО и Слава Метревели
Урок седьмой. Вратарская работа и всё новое - это хорошо забытое старое
Урок восьмой. Удары подъёмом и почему наши игроки часто бьют выше ворот
Урок девятый. Удары по движущемуся мячу. Удар Григория Федотова и ещё немного об ударах выше ворот
Урок одиннадцатый. Удар «щёчкой» и упражнения на точность ударов
Урок двенадцатый. О заразительных пятках
Урок тринадцатый. Как начинал Пеле и немного мыслей о детском футболе
Урок четырнадцатый. Ведение мяча и финты
Урок пятнадцатый. Удары с подрезкой мяча
Урок семнадцатый. Удар через голову, или представим себя Ибрагимовичем
Урок восемнадцатый. Как Лев Яшин высказался о травме Алана Дзагоева
Урок девятнадцатый. Удар с полулёта
Урок двадцатый. Душа и мозг команды. Как начинал Игорь Нетто
Урок двадцать первый. Черчесов, Денисов, Якушин...
Урок двадцать второй. Удар «Рабона»
Урок двадцать третий. Мы продолжаем. Отработка штрафных и угловых ударов
Урок двадцать четвёртый. Удар скорпиона. А какой самый крутой любительский гол видели вы?
Урок двадцать пятый. Я - тренер
Урок двадцать шестой. Как я считал ТТД и почему это нужно делать вручную
Урок двадцать седьмой. О роскоши. История Златана
Урок двадцать восьмой. О ван Гале и футбольной философии
Урок двадцать девятый. О микроклимате
Урок тридцатый. О роли личности в команде
Урок тридцать первый. Век живи — век учись
Урок тридцать второй. Ещё об игре головой
Урок тридцать третий. О взаимопонимании
Урок тридцать четвёртый. Обязательно ли быть вратарю большим?
Урок тридцать пятый. История про Бышовца или о базовых навыках
Урок тридцать шестой. Уйти или остаться?
Урок тридцать седьмой. Развивать сильное или подтягивать слабое?
WWW.WEBMAZA.RU