Алексей Ерунов: «Многие приходят на стадион, чтобы посмотреть перформанс»
Алексей Ерунов – директор по работе с болельщиками ФК «Локомотив», сам пришел в клуб через участие в фанатском движении. Задача его департамента – помощь фанатам в сложных ситуациях и при общении с милицией, организация выездов и привлечение новых людей на трибуны. В своем интервью Алексей Ерунов рассказал, зачем клубу нужен перформанс на стадионе, сколько школьников должны посетить игры «Локомотива» в этом сезоне, и каков средний возраст болельщика «Локо».
– В чем заключается задача Дирекции по работе с болельщиками?
– В первую очередь, моя работа – обеспечение взаимодействия клуба с организованными группами болельщиков. Это и согласование баннеров на матч с сотрудниками милиции, и проведение самых различных акций, помощь при посещении выездных матчей. Наша дирекция – это та ступень, через которую клуб может общаться с теми, кто клуб поддерживает.
– Это касается именно болельщиков, входящих в официальные объединения?
– Мы ведем базу болельщиков клуба, выпускаем клубные карты. Люди сами вносят в карты информацию о себе. В базе и те, кто участвует в фанатском движении, и обычные поклонники «Локомотива». Вообще какого-то подразделения тут нет, помогаем и тем, и другим.
– О какой именно помощи идет речь?
– Помогаем, даже если у человека проблемы со здоровьем. В прошлом году пришли ребята из одной нашей группы, их парню поставили страшный диагноз – рак. Совместно придумали акцию, об этом было много информации. Помог и клуб, и спонсоры, и сами игроки, и болельщики на трибуне. Он летал в Германию на осмотр, потом на операцию. Увы, пока шли все согласования, прошло слишком много времени, и парня спасти не успели…
Сейчас помогаем одному из старых болельщиков, у которого возникли проблемы с позвоночником. В детские дома ездим, собираем вещи. Обеспечиваем помощь клуба в проведении акций самим фанатам: если, например, они решили посетить детский дом – «Локомотив» выделяет автобус. Даже из тюрем нам пишут заключенные, туда недавно отправляли спортивную форму.
– А в школах работаете?
– С прошлого года проводится масштабная работа. Мы выделили под нее сразу два школьных сектора – 21-й и 22-й. Билеты на них бесплатно распространяются в московских школах. По плану за этот сезон игры «Локомотива» должны посетить около 20 тысяч школьников.
– Это касается школ, ближайших к стадиону?
– В основном ориентируемся на Восточный административный округ Москвы, район стадиона – здесь большинство людей все-таки болеет за «Локомотив». Сейчас ради эксперимента отдал некоторое количество билетов для распространения в район ВДНХ, у меня там есть знакомые. Будем время от времени засылать порции билетов в разные районы города, проводить конкурсы, как ориентированные на «Локомотив», так и вообще футбольные – нужно узнать, сколько людей в других районах поддерживает клуб. Посмотрим, что получится. Главная цель в том, чтобы, посетив стадион, они смогли посмотреть и игру, и перформанс. И впоследствии пришли или на фанатскую трибуну, или, если им просто понравится смотреть футбол, – на Восточную или Западную. Кстати, небольшая ремарка – значительная часть молодых болельщиков приходит на стадион посмотреть именно на фанатские акции, на то, что происходит на трибуне за воротами. Многие специально приезжают заранее. Так что уже существующие фанатские группы так же играют роль в привлечении новых болельщиков на стадион.
– Стараетесь привлечь тех, кто еще не определился с клубными симпатиями?
– В первую очередь, конечно, ориентируемся на возраст 7-12 лет. С теми же ПТУ тяжелее работать – у людей, если они любят футбол, сформировались определенные предпочтения, симпатии. Кроме того, там уже более взрослые ребята, которые в состоянии сами купить билет. Так что основные акции направлены, конечно, на младший возраст, в котором большинство людей и становятся поклонниками той или иной команды. Сейчас мы вложим какие-то деньги, вернувшись на стадион, уже сами люди будут вкладывать деньги в клуб, покупать билеты, атрибутику, это обычная практика, например, в Англии. Еще момент – команда большого клуба с амбициями не может играть при пустых трибунах. Количество болельщиков – это тоже часть имиджа клуба, очень значимый фактор. Если бы тот же ФК «Москва» обладал большой армией болельщиков, его бы вряд ли стали расформировывать. Да и многие футболисты, принимая решение при переходе в тот или иной клуб, смотрят, где он играет, какая посещаемость, какая атмосфера на трибунах.
– То есть, ваша деятельность должна помочь клубу заработать?
– В перспективе – да. Но сейчас коммерческая составляющая здесь не основная для нас. Все-таки сейчас мы сами вкладываем, выделяя какой-то процент билетов. Если тем, кто впервые пришел на стадион, понравится сама атмосфера, трибуны, футбол – тогда они туда вернутся.
– У болельщиков «Локомотива» бывают запоминающиеся баннеры, клуб участвует в их создании?
– Люди по двое суток рисуют баннеры, тратят собственное время. В основном болельщики стараются все делать самостоятельно, клуб же помогает, например, предоставляя помещение для рисования. Дирекция подключается тогда, когда баннер нужно согласовать с милицией.
– Баннеры фанаты должны сначала согласовывать с вами?
– Скорее, наше дело – помочь согласовать его с милицией и получить добро на то, чтобы он попал на стадион. Такого, чтобы мы что-то запретили, никогда не было. Наши болельщики сами знают, что можно делать, а что нельзя.
– Занимается ли ваша Дирекция организацией выездов?
– Мы стараемся договориться с РЖД, чтобы с нас сняли все наценки. Сейчас получается, что поехать на организованный выезд дороже, чем просто купить билет в кассе. С нас берут деньги за бронь, за страховку, в итоге каждый должен заплатить на 200-400 рублей больше. Зачем это тогда нужно человеку? Если бы наценок для нас не было, нам бы было проще собирать состав болельщиков на выезды в другие города. РЖД – спонсор «Локомотива», но, несмотря на это, все согласования идут очень медленно – там большая и сложная структура, нельзя сделать что-то решением одного человека.
– Сами с командой выезжаете?
– Конечно! Там, например, приходится с милицией взаимодействовать. Бывает, обращаются те, кого забрали в отделение, – если это возможно, стараемся помочь вернуться, не оставаться в городе еще на пять суток. Хотя там, где люди ведут себя адекватно – и болельщики, и сотрудники МВД, – таких проблем не возникает. Вообще, нас спрашивают и о том, как проще добраться, где лучше остановиться – мы на эти вопросы тоже отвечаем.
– Базы болельщиков до сих пор есть не у всех клубов…
– В «Локомотиве» база болельщиков ведется достаточно давно, стоит CRM-система, в ней есть фото, адрес, телефон, e-mail болельщика – информация, которую он сам о себе указал. Мы можем информировать людей обо всех акциях, которые проводим, об открытых тренировках, автограф-сессиях. В базе не только москвичи, с болельщиками из других регионов в основном по почте и общаемся.
– Клуб использует базу для исследования предпочтений своих поклонников?
– Да, проводятся, конечно, и исследования. Болельщики делятся на возрастные группы: от 12 до 17, от 17 до 25, от 25 до 40, от 40 до 60. Могу сказать, что в основном за «Локомотив» болеет молодежь. Основная категория – люди от 16 до 22. Я сам помню матчи, когда на стадионе собиралось по 200-300 человек. Приток начался со строительством стадиона, а потом, конечно, свою роль сыграли два чемпионства 2002 и 2004, и удачное выступление в еврокубках того периода. Тогда народ в основном и пошел.
– С какими службами внутри клуба в первую очередь взаимодействует Дирекция по работе с болельщиками?
– Взаимодействуем со службой безопасности –через них помогаем болельщикам получить разрешения и согласования на баннеры, флаги, барабаны, проведение предматчевых акций, а так же совместно организуем безопасность на выездных матчах. У коммерческой службы тоже есть своя база болельщиков, только VIP. К ним мы перенаправляем тех, кто хочет приобрести более дорогие абонементы, например.
– Работать с болельщиками должны такие же болельщики?
– В Дирекции работает четыре человека. Сам я пришел в клуб из фанатского движения, кто-то просто болеет за «Локомотив», более или менее активно. Вообще у фанатов свои структуры – Региональная общественная организация Клуб болельщиков ФК «Локомотив» и Клуб болельщиков спортобщества «Локомотив», с которыми мы тесно сотрудничаем.
– Каким образом распространяется информация о вашей деятельности?
– Есть официальный сайт клуба – там информация появляется в первую очередь. Потом на сайтах фанатских организаций, на информационных ресурсах, посвященных «Локо». Если мы делаем выезд куда-либо, проводим тренировку или с кем-то беда случилась, и установлены кубы для сбора денег, об этом просим объявить диктора до матча или в перерыве.
– Игроки «Локомотива» участвуют в вашей работе?
– Да, безусловно, и в самых разных проявлениях. Это и открытые тренировки, и раздача автографов. Сейчас планируем открытые уроки физкультуры в школах ВАО и посещение детских домов с участием футболистов. Есть и другой пример взаимодействия – когда мы собирали средства парню, больному раком, команда внесла около 600 тысяч рублей, за что им огромное спасибо.
– Как реагируют футболисты на то, что нужно не только играть и работать на тренировках, но и, например, куда-то ехать?
– Нормально реагируют, с этим никаких проблем нет. Просим принять участие в той или иной акции в основном через президента и тренера, но такого, чтобы кто-то отказался принимать в этом участие, не было. В европейских клубах участие футболистов в подобных акциях прописывается в контракте отдельной строкой, сейчас что-то подобное приходит и к нам. Надо понимать, что футбольный клуб – не только набор игроков, у которых есть условная задача провести 30 игр и 100 тренировок за сезон, это, как сейчас стали говорить, социальный проект, во многом влияющий на жизнь и настроение тысяч людей, и деятельность клуба и его игроков не ограничивается только футбольным полем.