5 мин.

Золотой свисток. 50 лет спустя

alt

Ровно 50 лет назад в финальном матче чемпионата мира в Англии на стадионе Уэмбли Советский арбитр Тофик Бахрамов засчитал гол в ворота сборной ФРГ. Справедливось этого решения все эти годы вызывало жаркие споры. Давайте попробуем вернутся в 30 июля 1966 года на знаменитый стадион Уэмбли. 

Въедливый я. Не дает мне покоя эта история. Не люблю недосказанности, а тем более фальсификации. Я решил поискать воспоминания самого Тофика Бахрамова и наткнулся на его книгу «Судья показывает на центр».  

 Да, это я увидел отчетливо. Растерянное лицо Тилковски, вскинувшего над головой руки, мяч, горбом вздыбивший белую нейлоновую сетку позади перекладины, замершую недвижимо широкую спину Херста. Картина эта словно застыла перед глазами, и я даже не заметил, как кто-то из немецких игроков головой выбил отскочивший от земли мяч за ворота.

— Гол? — в абсолютной тишине, охватившей на мгновение «Уэмбли», неожиданно громко прозвучал вопрос рефери Готфрида Динста, подбежавшего ко мне.

Я решительно показал на центр. И тишина взорвалась грохотом трещоток и труб, немыслимым ревом стотысячной глотки болельщиков. В этом диком реве трибун потонули протесты немецких футболистов. По выражению их лиц я понял, что пришлось испытать моему коллеге Крейтлейну в матче англичан и аргентинцев. Но отступать было некуда…

Последние 15 минут. Для немцев время летит, для англичан — едва тащится. Для меня тоже. Честно говоря, окончание матча я провел как в тумане. Механически фиксировал положение «вне игры», выходы мяча за боковую и лицевую линии. А в голове одна мысль: не ошибся ли? И память тут же восстанавливала напряженное лицо Тилковски, спину Херста…

Наконец потянулась последняя минута матча. И снова она стала роковой для немцев. Херст забил четвертый мяч, лишив соперников последней, едва теплившейся надежды.

Дав финальный свисток, Динст сразу же бросился за мячом, оцененным в5000 фунтовстерлингов. Было решено передать его для продажи на аукционе благотворительной организации. Но Динста опередил немецкий игрок Халлер. Прижимая к себе оранжевый кожаный шар, он гигантскими прыжками понесся к раздевалке. Динст во вратарском броске пытался перехватить его. Тщетно. Через минуту Халлер вновь появился на поле, но уже с пустыми руками.

На все вопросы он отвечал:

— Мяча не брал. Ничего не знаю.

Это происшествие прошло мимо внимания зрителей, шумно приветствовавших своих любимцев. С южноамериканским темпераментом отмечали англичане победу своей сборной. Вытирая потные руки о грязные трусы и зеленое сукно королевской ложи, плача от счастья, английские футболисты получили из рук своей королевы золотые медали и статуэтку Нике. За ними, вытирая слезы горечи и досады, позолоченные медали получили спортсмены ФРГ. Затем в ложу поднялись мы, арбитры. Королева Елизавета тепло поблагодарила нас за судейство, вручила каждому копию золотой богини.

Спустившись вниз, мы, не сговариваясь, бросились в судейскую комнату. Кто-то угадал наши волнения — телевизор уже включен. Не говоря ни слова, все трое валимся в низкие удобные кресла. По доброй английской традиции (о, какой она мне показалась в тот летний день доброй!) по телевизору прокручивают пленку с видеозаписью голов и наиболее острых моментов игры. Вот он, злополучный третий мяч.

Чертовски медленно — все-таки великая это вещь — техника! — вздымает немецкий вратарь руки, неторопливо, словно пушинка, летит мяч, пробитый Херстом с пушечной силой, медленно набухает за перекладиной тугая нейлоновая сетка.

Гол!

— Sie haben meine Reputation gerattet, Herr Bachramoff, — глухо говорит Динст, подойдя к моему креслу и крепко пожимая мне руку. — Danke schon.

— Он сказал: «Вы спасли мою репутацию, господин Бахрамов. Большое спасибо», — переводит мне Гальба.

И тут меня прорывает:

— Гол! — кричу я. — Верный мяч!

…На следующее утро, перед отлетом, в ближайшем кинотеатре я смотрел цветной фильм о финальном поединке. С экрана напряженно улыбалось мне мое собственное лицо. И я невольно дернул рукой, когда увидел, как я показываю желтым флажком на центр.

 К 50 летию. Британский телеканал Sky Sports стал  готовить  широкомасштабный проект, посвященный этой победе сборной Англии по футболу на чемпионате мира. Эксперты канала Джейми Каррагер и Эд Чемберлен посредством статистических данных и компьютерной графики должны были провести анализ действий английских футболистов в финальном матче ЧМ-1966 против сборной Германии. На передаче также будут представлены интервью с участниками того матча, в частности, вратарем Гордон Бэнксом и автором хет-трика Джеффри Херстом.

 Вот кадры этого момента. На стоп кадре, по моему скромному мнению, все очевидно.

alt

    Кроме того, авторы передачи посредством все тех же современных технологий готовились дать однозначный ответ на вопрос, был ли третий гол в ворота сборной Германии.

    Вооружившись данными Opta, сенсорным экраном SkyPad и виртуальным симулятором от ЕА Sports, они наконец-то доказали, что в финале чемпионата мира 1966 года советский лайнсмен Тофик Бахрамов абсолютно правильно подсказал главному рефери поединка швейцарцу Готфриду Динсту, что мяч после удара англичанина Джеффри Херста полностью пересек линию ворот сборной ФРГ. Телевизионная команда программы Monday Night Football использовала современные технологии, которые и указали на правильность засчитанного взятия ворот.

Вот, что показало компьюторное моделирование. 

 

 

alt

 

Можно долго спорить и подвергать сомнению данный материал, но мне очевидно одно. Тофик Бахрамов был уверен в своей правоте. Он был непреклонен и повел себя вполне достойно. Сложный момент и сложное решение, но он его принял молниеносно, и я склонен верить, что он все видел и не сомневался. И наверно поэтому ему поставили памятник и этот золотой свисток он получил по праву. Говорят, время рассудит. Вот оно и рассудило.