Всем сестрам по серьгам
Лучшие сделки – те, после которых все заинтересованные стороны довольны. Это – альфа и омега любого успешного бизнеса. И это примерно то, что в 18-м столетии рисовал в своем воображении основатель экономической науки Адам Смит. И пусть президент УЕФА Мишель Платини не магистр экономики управления и конфликтологии, зато, по крайней мере, он знает, как «разделять и властвовать» в крупнейшем клубном соревновании.
Неделю назад УЕФА одобрил инициативы француза по изменению формата Лиги чемпионов. И хотя ремонт носил скорее косметический, нежели капитальный характер, его важность неоспорима: сразу дюжина сильнейших национальных первенств Европы, начиная с сезона-2009/10, получит гарантированное представительство в групповом турнире Лиги чемпионов (сейчас такой привилегии удостаивается только девятка лучших).
Это означает рост репрезентантов от стран, находящихся в так называемом третьем эшелоне и ниже, что в свою очередь делает их телевизионные права более выгодными. Представьте, что вы – бельгийская телекомпания. При нынешней формуле чемпиону вашей страны приходится преодолевать квалификационный раунд; иногда это получается, иногда – нет. Поэтому вам нужно определиться, какой пакет прав стоит приобретать, а какой – нет.
При этом вы прекрасно знаете, что если соревнование пройдет без бельгийских клубов, рейтинги трансляций будут невысокие, а реклама потеряет в доходности. (Можно сколь угодно рассуждать о глобализации в футболе, но факт остается фактом: матч с участием своей команды, пусть даже самой захудалой, все равно собирает большую телеаудиторию, нежели битва двух зарубежных титанов.)
При новом же формате и, разумеется, при условии, что бельгийское первенство войдет в число 12 лучших, вы будете знать, что на групповом этапе ваш клуб сыграет как минимум 6 матчей с ведущими старосветскими дружинами (да еще в прайм-тайм!), а рейтинг этих трансляций наверняка будет запредельный.
С легкой руки Платини схожие преобразования произошли и в элитной зоне. Три сильнейших европейских лиги – испанская, итальянская и английская – теперь смогут делегировать напрямую три клуба вместо двух. А это опять-таки способствует более выгодной продаже телеправ: ведя переговоры, к примеру, с BSkyB и ITV, УЕФА сможет гарантировать участие в групповом турнире по меньшей мере трех английских клубов, что, по идее, должно заставить телекомпании еще больше раскошелиться.
Но при всей привлекательности нововведений как пить дать найдутся и недовольные. 22 клуба заявятся напрямую, в предварительных же раундах будет отобрано еще 10 (при нынешнем формате – 16). Разница еще и в том, что по 5 путевок будет разыграно как между 15 первыми странами, так и среди 38 остальных. А значит – больше знаковых противостояний в отборочном турнире. Если бы все вышеизложенные изменения вступили в силу с этого сезона, летом мы бы стали свидетелями сшибок вроде «Вердер» – «Арсенал» или «Валенсия» – «Лацио». И это тоже льет воду на мельницу продаж телевизионных прав.
С другой стороны, высока вероятность того, что квалификационный барьер наконец-то преодолеют такие скромняги, как, например, чемпионы Швейцарии («Цюрих»), Австрии («Ред Булл Зальцбург») и Венгрии («Дебрецен»). В то время как при старой формуле шансов у них было немного. И здесь все предпосылки к росту рынка телепродаж.
Гладить по голове УЕФА за то, что он реорганизовал еврокубки и тем самым повысил их (и, стало быть, свою) доходность, пожалуй, не стоит. А вот то, что при этом выиграет содержательная составляющая соревнований, отметить необходимо.
С подачи Платини исполком Союза европейских футбольных ассоциаций взялся и за решение исконной проблемы – Кубка УЕФА. Второй по рангу клубный турнир француз, не мудрствуя лукаво, превратил, по сути, в младшего брата Лиги чемпионов: плей-офф предваряют 12 групп по 4 команды в каждой. А главное – Кубок УЕФА встанет на успешно апробированные Лигой рельсы централизованной продажи все тех же телевизионных прав. Нынешняя же ситуация с телеправами – темный лес: одни матчи начинаются бог знает во сколько, другие – и вовсе не транслируются. Но для того чтобы вернуть соревнованию былой престиж, пожалуй, требуется нечто большее. По крайней мере, хорошо продуманные брендинг и маркетинг точно не помешают.
С момента прихода к власти в январе Платини чудесным образом удается не только соблюдать коммерческие интересы, но и «угождать всем без изъятья». Даже Латвии и Люксембургу. В последний же день ноября он смог доказать, что проигравших просто не существует. Пока, по крайней мере.
Но без ложки дегтя, как водится, не бывает. Новость о том, что УЕФА передал в Интерпол информацию о 15 матчах, которые могли носить договорной характер или попасть под влияние подпольных азиатских тотализаторов, не может не настораживать. Выходит, ведомству Платини еще есть над чем работать. Но помимо естественного желания наказать злоумышленников (если таковые действительно обнаружатся) возникает отнюдь не праздный вопрос: а не пора ли дать решительный отпор проникновению гэмблинга в футбол? Но пока мы пытаемся говорить о пагубном влиянии азартных игр, клубы, включая «Милан» – победителя Лиги чемпионов, и даже целые лиги, к примеру, португальская, спонсируются букмекерами.
Сейчас в четырех сильнейших лигах Европы играет 78 клубов. И только один из них в этом сезоне еще ни разу не побеждал дома в национальном чемпионате. Знаете, кто это? «Леванте», «Дерби», «Сиена», «Дуйсбург» или кто-то еще из аутсайдеров – ответы неверные. Это – «Милан».
Похоже, пропасть между богатыми и бедными не такая уж и огромная, как это кому-то хотелось бы…
Перевод Андрея КАРНАУХОВА
****
ыыыыы