4 мин.

Зерна просят дождя

Начало месяца. Кабинет Евгения Гинера в армейской обители легко отыскать по аромату сигар: ну а кому еще в офисном помещении разрешат дымить кубинскими Hoyo de Monterrey? Только тому, кто сам устанавливает правила. Через четыре часа мне лететь в Трабзон, поэтому в приемную я вваливаюсь прямо с чемоданом. Неподалеку сидят молодцы в армейских (в смысле – цээсковских) костюмах, судя по всему – не самые предприимчивые клубные воспитанники, ожидающие контрактной развязки. В кабинете Гинера фоном работает телевизор – BBC News. Учтиво приглушая звук, Евгений Леннорович хладнокровно, ну просто дезориентирующе спокойно парирует вопросы про посещаемость и новый стадион.

«На игре со «Спартаком» на «Арене Химки» были свободные места? Да я уже и не помню, что тогда чувствовал». «Локомотив» построил новый стадион, но не заполняет его и наполовину? Ну так раньше на него вообще 500 человек ходило». Глаза Гинера загораются лишь когда речь заходит о молодежи. Не стану напускать лишнего пафоса и делать вид, что Гинер говорит о дублерах, как о собственных детях (хотя бы потому, что при мне о своих детях он не говорил), но ловкость, с которой он жонглирует фамилиями вроде Базелюк и Нетфуллин, бережность, с которой анализирует их перспективы («У ребят переломный возраст, их могут сломать и физически, и психологически»), досада, с которой вспоминает загинувших Салугина и Родина, обличает в нем человека, движимого верой. Верой в свою идеологию, свою трактовку футбольного менеджмента.

Штурм Лиги чемпионов силами 12-13 человек авантюрен по определению, но, когда я интересуюсь, не было ли смысла в такой ситуации хотя бы вернуть в команду заблудших Калоуду, Янчика и Маазу, Гинер уверенно заявляет: «Пока эти игроки не соответствуют нашему уровню. Лучше привлечь к работе молодых ребят, которые хотят почувствовать ауру премьер-лиги и Лиги чемпионов. Для них скамейка — это уже шаг вперед».

Выходит, групповой раунд-2011 – это история не только про попытку выйти в плей-офф, но и про мужание Федотова, Сердерова и Попова. Я намеренно утрирую, чтобы подчеркнуть – даже если новая армейская поросль окажется очередными тарановым – григорьевыми, она неизбежно ляжет в канву гинеровской бизнес-концепции. Зимой Евгений Леннорович справил десятилетие своего армейского президентства и все это время он твердо стоит на своем – инвестирует в завтра. Деньги, надежды, эмоции – исключительно в завтра.

Трансферный футуризм (который на поверхности больше смахивает на минимализм) однажды уже аукался Гинеру – зимой 2007-го он пристроил в «Гамбурге» Ивицу Олича, а в июне Вагнер с Жо «внезапно» махнули в бразильские сборные, оставив ЦСКА больше чем на месяц с устрашающим атакующим тандемом Тихонов – Бурмистров. Про тех тоже думали – почувствуют ауру, шагнут вперед. В итоге армейцы растеряли кучу очков, выпали из чемпионской гонки и запоздало рекрутировали Давида Янчика, который потом так и не выбрался из-за спин вернувшихся в Москву бразильцев. В тот год ЦСКА утратил чемпионский титул и не может вернуть его до сих пор. Тихонов сейчас в пятигорском «Машуке», Янчик – в молодежной команде украинской «Александрии» и только Никита Бурмистров время от времени забивает за пермский «Амкар».

Вполне вероятно, что тот просчет – побочный эффект суперуспешных трансферных инициатив 2004/05 годов. Тогда, в канун старта плей-офф Кубка УЕФА, Гинер с легким сердцем отпустил Ярошика, Семака и Кириченко в надежде на то, что раскроются купленные в предыдущем сезоне Карвальо, Вагнер и Красич. Дело в итоге кончилось завоеванием еврокубка, и с тех пор ЦСКА покупал в год от силы одного-двух футболистов (не считая молодых россиян, среди которых оказывались не только Столяренко и Власов, но и вполне себе Дзагоев с Мамаевым).

Гинер не признает ошибки публично, но всегда их исправляет. Проблема-2011 в том, что определить, где случился сбой, не так уж и просто. А когда главный тренер команды после поражения в главном матче года обращает к болельщикам вопросы «Ну как мы можем играть?» и «Ну как мы можем атаковать?», отрицать наличие сбоя бессмысленно.

Дело здесь, правда, не в поражении «Лиллю» и не в тренере, который уже оформил себе индульгенцию на оставшиеся матчи года, а в том, что команда уже пять лет не становилась чемпионом, летом растранжирила семиочковый отрыв от второго места и в большинстве очных встреч выглядела существенно слабее «Зенита». Дело в том, что, столь отчаянно инвестируя в завтра, Евгений Гинер невольно наращивает сегодняшнее отставание от «Зенита». Пока в ЦСКА лелеют Щенникова, «Зенит» покупает Кришито, пока решают психологические проблемы Дзагоева (а этот процесс завершился лишь этой осенью и занял без малого три года), «Зенит» меняет Аршавина на Данни и не замечает потери бойца, и так далее. Дело, наконец, в том, что на каждого Думбию приходится Янчик, а на каждого Секу – Калоуда.

Шопинг-стратегия ЦСКА заслуживает уважения хотя бы за свою последовательность (попробуйте, для проверки, на примере последних лет сформулировать трансферное кредо «Динамо» или «Локомотива»), но, как и любая чересчур догматизированная идеология, она нуждается в переосмыслении. В своем нынешнем виде ставка на молодых талантов закрепляет ЦСКА за спиной «Зенита», а в недалекой перспективе – «Анжи», и оставляет команде участь российского аналога «Арсенала» – бодрой молодой команды, у которой, возможно, даже будет заполняться собственный стадион, но которой не под силу тягаться с теми, кому победы нужны здесь и сейчас. Опыт того же «Арсенала» показывает, что массовая, чуть ли не единовременная закупка опытных игроков (Пак, Сантос, Артета, Мертезакер) – никакая не панацея, но Евгению Гинеру все же предстоит определиться: по силам ли ему и дальше вести неравный бой с «Газпромом» и Керимовым и что ему дороже. Победы или самоокупаемость? Цель или средства? Сегодня или завтра?