7 мин.

«Она прежде никогда не ходила в тренажерный зал». Интервью с тренерами по физподготовке Камилы Валиевой

Автор - Анастасия Панина, РИА Новости Спорт.

Камила Валиева не теряет мотивацию и продолжает держать форму во время дисквалификации для возвращения на соревнования. Звездные тренеры фигуристки по физподготовке Дмитрий и Оксана Яшанькины в откровенном интервью РИА Новости Спорт рассказали, как она тягает штанги, сколько килограммов теряет и когда войдет в кондиции настоящего олимпийского атлета.

— Опыт работы и общения с лучшими атлетами — Артем Дзюба, Илья Ковальчук, Камила Валиева и другие, — как-то изменил ваше представление о границах человеческих возможностей?

Дмитрий: Ни у кого нет изначально выдающихся возможностей, нужный уровень формы набирается исключительно за счет тренированности. Когда приходят после отдыха или перерыва, не могут выполнить ничего особенного. Артем Дзюба не так уж быстро бегает, Илья Ковальчук не так уж много приседает, а Камила не так высоко прыгает. После перерыва она была в такой форме, что не сразу понятно, что перед вами олимпийский атлет. Но две-три недели тренировок: плиометрика (прыжки, которые включают повторяющиеся, быстрые и сильные сокращения основных групп мышц — прим.ред.), силовая работа, — и ее высокие прыжки появились снова. Мышечная память позволяет быстро вернуть все прежде заложенное.

Оксана: С момента Олимпиады прошло уже два года. Камила из девочки превратилась в девушку, прибавила 10-15 сантиметров в росте, а это плюс десять килограммов веса минимум. Я не могу не делать скидку на эти человеческие факторы. Камила очень быстро восстановилась. Со всеми вводными, учитывая, что ей даже нельзя было приходить в зал и минимально заниматься, она еще держала себя в достаточно хорошей форме.

На первой тренировке мы ее протестировали, на второй она начала работу. И через две недели уже делала прыжок в два с половиной оборота на полу.

— Сейчас вы продолжаете работу с ней?

Оксана: За два месяца регулярных занятий мы подготовились к выступлениям в ледовом шоу Татьяны Навки «Руслан и Людмила» и «Вечера на хуторе». Камила играла одну из главных ролей и на показательных выступлениях делала довольно сложные элементы.

Она приглашала нас Димой на выступления в Сочи, нам безумно понравилось.

С 1 сентября мы продолжили тренировки, готовимся к выступлениям в Москве. Она немного сбросила вес, улучшает форму, тренируется очень интенсивно. Она умничка! Выполняет все тренировочные задания на максимум.

— Как вы начали работать с Камилой? Знаю, что Дмитрий пересекался с ней на Играх в Пекине.

Дмитрий: На Олимпиаде мы просто виделись и здоровались пару раз. Мы с ребятами из команды ездили посмотреть на девчонок, поболеть за наших фигуристов. Но из-за ковидных ограничений особо пообщаться не удалось.

Олимпийцы лично знакомы между собой, многие дружат. По рекомендации одного спортсмена Камила весной обратилась ко мне — ей нужно было помочь подготовиться к шоу. Я сказал, что с девушками не работаю, за это в семье у нас отвечает Оксана Николаевна. Специфика фигурного катания где-то близка с гимнастикой. Ксюша (Оксана — прим.ред.) — мастер спорта международного класса по спортивной гимнастике и смогла найти нужные приемы и методы.

— Как прошла первая встреча?

Оксана: Камила произвела очень приятное впечатление. Воспитанная, добрая, общительная. Очень интересная, душевная, открытая девушка.

И пошутили, и поболтали, и поработали, — было ощущение, что мы давно знакомы.

— Какие-то количественные и качественные целевые показатели вы обозначили в начале работы?

Оксана: Была цель подготовиться к выступлениям в шоу, чтобы Камила хорошо каталась и уверенно себя чувствовала. За месяц мы достаточно серьезно снизили вес, чтобы она могла выйти на лед, выполнять прыжки и не травмироваться.

Дима помог в составлении тренировочного плана, так как у него огромный опыт работы с атлетами. По его рекомендациям мы делали упражнения на закрепление связок колена, голеностопа.

Вначале все было легко, а через месяц показатели силы, скорости, выносливости значительно увеличились. Но специальных измерений мы не делали, вот только, может, собственный вес спортсменки минус четыре килограмма за первый месяц.

— У Камилы есть любимое и нелюбимое упражнение?

Оксана: Нет такого, чтобы она чего-то избегала. Поначалу ей было тяжело прыгать, но я видела, как она на каждом прыжке делает 100%. Не очень любит упражнения на руки, наверное, потому что в фигурном катании они не особо задействованы. Но все равно идет и делает. Даже выполняет подтягивания широким хватом, и если раньше мы ставили вес довольно большой, то сейчас уменьшили его вполовину. То есть она так окрепла. Говорю ей: «Ты у меня качком становишься» (улыбается).

А любимое ее — растяжка. Она приходит в зал, чуть на валике покаталась для разминки, и пошла тянуться. Всегда знаю, где искать Камилу — в зоне растяжки. Одна нога на возвышенности, она сидит в перешпагате в низком наклоне, прямо как гимнастка-художница. Каждый раз вижу и думаю — ты же моя красотка! Люди ходят вокруг, смотрят, восхищаются.

— Вы занимаетесь в обычном фитнес-клубе, получается?

Оксана: Это, с одной стороны, обычный тренажерный зал, куда может попасть любой желающий, а с другой стороны, — премиум-клуб. У них такая политика: они не дают скидки ни артистам, ни звездам. А нас и наших атлетов всегда поддерживают. Дима работает с мировыми звездами хоккея, нам предоставляют все возможности для занятий. И клиентам приятно заниматься рядом с профессионалами такого уровня, и нам все подходит. И для восстановительных процедур есть все возможности.

— Как на Камилу люди в зале реагируют?

Оксана: Там очень приятная аудитория, никто не показывает пальцем и не мешает тренироваться. Могут подойти поздороваться, пожелать удачи, но чрезмерной назойливости не проявляют. В этом плане сейчас вообще люди стали более воспитанными, мне кажется. Ну и она сама солнышко, скромная и очень обаятельная.

— В социальных сетях Дмитрия есть легендарное видео, как Кирилл Капризов в дождь тащит огромную тяжеленную шину. У Камилы в программе тренировок есть подобный экстрим?

Оксана: Совсем экстрима нет, но летом Камила делала приседания со штангой трап-гриф. Она как подошла к ней, сначала была в шоке. Говорит, мне что, приседать с этим надо?!

Дмитрий: На самом деле трап-гриф похож на шину, просто шина — это, так сказать, «для бедных», если в доступе нет нужного оборудования. Мы с Кириллом тогда занимались на улице и нашли такой выход. Забавно, что это разлетелось по всему миру — мол, смотрите, как русские тренеры готовят спортсменов.

— Подружилась Камила со штангой?

Оксана: Она прежде никогда не ходила в тренажерный зал. Моей задачей было не отпугнуть ее железками и нагрузками. И у нас получилось, кажется — Камила с благодарностью говорит, что теперь сможет ходить в зал всю жизнь. Ей это в кайф. Но, говорит, «буду ходить только с вами». Я же ее обучаю, чтобы она могла без меня обходиться, потому что зал можно найти везде, даже на отдыхе.

Пока слишком тяжелое ничего не делаем. Пока. Потом посмотрим. Зная ее мысли, идеи и цели, я думаю, потом мы будем наращивать нагрузку.

— Камила, будучи фигуристкой высочайшего уровня, не имела опыта работы в зале. Насколько отсутствие тренажерного зала в подготовке критично для фигурного катания?

Оксана: Могу сказать о своем опыте. В спортивной гимнастике в советской школе, где я тренировалась, помимо подкачки у нас всегда был зал. Жимы, приседания. Но гиперэкстензию, например, мы не делали, потому что нам этой нагрузки хватало на коне. Всегда нужно понимать, какова цель тренировок в зале.

Для фигурного катания, для прыжков необходимы занятия со штангой и гантелями. Нужно держать корпус. Плюс ты постоянно из прыжка выходишь на одну ногу — нагружается голеностоп и колено, причем из-за скорости мы приземляемся с гораздо большим весом, чем наш собственный. Закрепляющие упражнения с небольшим весом нужны, чтобы минимизировать травмы.

В художественной гимнастике тоже это нужно. Гимнастки все перерастянутые, а это ослабляет сустав. «Закрепить» их тяжело, но им это тоже необходимо — девочки делают перевороты, колеса, выходы на одной руке. Коленные суставы, плечевые суставы и голеностоп обязательно нужно укреплять.

— Во сколько лет безопасно идти в зал?

Дмитрий: Родители боятся, что если ребенок будет тягать штангу, он не вырастет. Но в то же время не боятся, что ребенок сидит за компьютером, склоняет голову над телефоном, застывает в неудобной позе на много часов. А под нагрузкой со штангой он находится, грубо говоря, три-пять минут в неделю. Это только стимулирует рост. Не надо бояться зала, надо грамотно подбирать нагрузку.

— Существует стереотип, что нет характера хуже, чем у профессиональных спортсменов.

Оксана: Где-то необходимо быть дерзким и резким, чтобы себя зарекомендовать. Если ты мягкий и уступчивый на ринге, это у соперника будут гореть глаза, а не у тебя. Он — хищник, а ты — мышка, и так тебе не победить. Но в других видах спорта бывает иначе, там агрессия не нужна. Ту же Камилу Валиеву боженька поцеловал не только в плане таланта. Она искренняя, честная, открытая, ничего из себя не строит. С ней очень приятно общаться и работать.

Cr: https://rsport.ria.ru/20241003/valieva-yashankiny-1976140025.html