Ирина Жук: «Тренеры всегда боятся нелегальных поддержек»
� Ирина, вы были готовы к такой расстановке сил после произвольного танца? Вашу пару Рублева – Шефер, прямо скажем, с оценками «обидели»...- Нет, мы думали, что повезем на чемпионат Европы и на Олимпийские игры две пары. И работали с Катей Рублевой и Ваней Шефером точно так же, как с Яной и Сережей. Ребята несколько лет подстегивали друг друга. Понятно, что дуэты немножко на разных уровнях, но такая система подготовки прекрасно работала несколько лет. В данной ситуации, видимо, решили сделать упор на молодых.
Пара хорошая (Боброва-Соловьев), ничего не могу сказать про них плохого. Кстати, сейчас в России несколько хороших юных пар. Но я считаю, что возраст в танцах на льду не может быть негативной характеристикой. Поскольку взрослея, пара набирает матерость, уверенность в себе, лучше чувствует музыку и лучше передает характер танца. И этими качествами на данный момент Катя с Ваней обладают в полной мере.
- Многие специалисты отмечают рост Рублевой-Шефера... - Да, и это несмотря на то, что уже несколько лет их пытаются вытолкать из сборной. А они продолжают упорно бороться и прибавлять в мастерстве. И за их прокаты на чемпионате России, за каждый из трех танцев я просто снимаю перед ними шляпу. Они потрясающе продемонстрировали свое умение собираться в нужный момент и показывать свое лучшее катание. - Почему, на ваш взгляд, к этой паре такое отношение? - Мне кажется, из-за возраста. Заставляют думать о том, что есть более молодые. Хотя 24 и 27 � это вообще не возраст. К тому же Яна Хохлова сверстница Кати Рублевой, а Ваня Шефер на год младше Сергея Новицкого. Да и вообще не возраст должен определять место в сборной, а мастерство. Есть у нас такое выражение «катание никто не отменяет». Так вот Катя с Ваней на этом чемпионате все три вида прошли абсолютно безошибочно. И только за одно это их можно было поддержать. Но, к сожалению, этого не произошло. - В нынешних условиях судейства каждый тренер имеет право получить полную распечатку оценок за выступление. Вы ее смотрели? За что ребятам снизили оценки? - На мой взгляд, им незаслуженно оценили дорожки на второй уровень вместо третьего. Возможно, я следила за программой с таким нервным напряжением, что чего-то не увидела, но мастерство ребят я хорошо знаю. И во время турнира они исполняли их легко на дугах. И если сравнивать с другими парами, и с первой парой страны в частности, то уж точно Катя с Ваней были не хуже. - Неужели тренеру так сложно самостоятельно определить, на какой уровень его ученики исполнили дорожку? - В дорожке есть такая секция, в которой четыре шага подряд исполняются на одной ноге параллельно обоими партнерами. И именно здесь технические контролеры ищут ошибки, потому что от исполнения этой части будет зависеть уровень всей дорожки. И судя по всему, Кате с Ваней не засчитали как минимум два шага в этой секции на одной ноге. Кроме того, во время разбора судьи также говорили о какой-то нелегальной поддержке.
Я не буду называть конкретных имен, которые пытались навязать мнение, что моими учениками был исполнен нелегальный элемент. К счастью, у них не получилось доказать правоту, иначе Катя с Ваней оказались бы вообще на пятом месте. Тренеры очень боятся нелегальных поддержек, потому как это влечет за собой серьезную потерю баллов. Наверное, многие обратили внимание, что за произвольную программу нам очень долго не могли выставить оценок. Это всегда плохой знак. Значит, какой-то элемент вызывает вопросы, и высоких оценок ждать не стоит.
Они пересматривали поддержку, прикладывали линейку, чтобы понять выше головы партнер поднял руки, удерживая партнершу, и нарушил тем самым правила или нет. В итоге сделали вывод, что поддержка была выполнена правильно. Кроме того, я всегда обращаю внимание на реакцию зрителей. Их не обманешь. Зал Кате с Ваней аплодировал. А когда выступление невзрачное или же с ошибками, зрители хлопать не станут ни за что. - Как отреагировали ребята на оценки? - Катя обладает очень сильным характером, но увидев оценки, даже она не выдержала и не смогла сдержать слез. Ваня � мужчина и более сдержан в своих эмоциях. Объяснять им ничего не пришлось. Они взрослые и все сами прекрасно понимают. - А вы в тот момент как себя чувствовали? - Плохо. Я очень расстроилась. Но мое состояние не идет ни в какое сравнение с их эмоциями. Все же я тренер. Ну не эта Олимпиада, так другая. А у спортсменов шанс выпадает лишь однажды. - Какой теперь у них настрой? - Просто так не сдадимся. Будем работать, как и прежде. Сезон не закончился. Они запасные и должны быть готовы на все соревнования � и на Европу, и на Олимпиаду, и на мир. - Результаты российского чемпионата сформировали состав только на чемпионат Европы... - Да, и по итогам европейского турнира, по тому как там выступят Боброва-Соловьев будет ясно, кто едет на Игры. Так что надежда еще есть. - Почему не приехали в Петербург Яна с Сергеем? - Обострилась травма у Сергея (3,5 года назад Сергей перенес операцию на колене, был частично удален мениск). Он упал во время отработки обязательного танца. Плюс мы поменяли произвольный танец. Вместо программы «Полюшко-поле» теперь они исполняют «Жар-птицу».
Как мы выяснили, она не ставилась в танцах на льду никогда и не использовалась русскими фигуристами вообще. Поэтому мы будем первыми с этой музыкой. К тому же в этом году эта музыка особенно актуальна, поскольку отмечается столетие русских сезонов Дягилева. У нас быть может это произведение не так известно, а вот на западе его знают хорошо. Так что я рассчитываю на поддержку заокеанской публики. - А не рискованно менять программу в середине сезона, к тому же олимпийского? - Мы первый раз так поступаем. Проблемы в этом я не вижу. Это в свое время делали и Тарасова, и Линичук, я помню такие случаи в карьере Плющенко и Савченко-Шолковы. О проделанной работе не жалеем. Нам очень нравится, что получилось. Смена программы в середине сезона � показатель бесстрашия, уверенности в своих силах. И большинство специалистов сказали, что такой шаг достоин уважения.
Главное, успеть все отработать. Работать пришлось много. Ребята катались по шесть часов подряд. Это, кстати, тоже разбередило старую травму Новицкого. Конечно, можно было обколоть ногу, что-то предпринять. Но мы не любим привозить спортсменов на старт в плохом самочувствии или когда что-то не конца отработано.
- Для новой постановки будет контрольный прокат, чтобы избежать нарушений правил? - Мы уже показывали программу Алле Шеховцовой (судье международной категории, жене Валентина Писеева) и Александру Горшкову (олимпийскому чемпиону, члену технического комитета ISU), и оба сказали нам, что «Жар-птица» подходит к образу Яны с Сережей больше чем «Полюшко-поле». Алла Викторовна сделала свои замечания по дорожкам, и мы тут же все исправили. Все было по делу, хочу сказать ей спасибо большое. Горшкову очень понравилась сама музыка, он был удивлен, какие интересные и яркие куски мы нашли. - Когда решили менять «Полюшко-поле», не было желания вернуть программу «Ночь на Лысой горе», с которой Яна с Сергеем произвели настоящий фурор?
� Очень многие нам давали такой совет. Но все-таки это был бы шаг назад. В танцах так не принято. Это может быть нормально воспринято во всех остальных видах, но только не у нас. - Как руководство федерации отнеслось к пропуску российского чемпионата Яной и Сергеем? - Не очень хорошо. У нас был разговор с Писеевым. Но выслушав наши аргументы, он отнесся к ситуации с пониманием. В результате пропуска турнира Яна с Сергеем поедут на Европу третьим номером сборной. Это нормальная практика. Домнина-Шабалин тоже ездили в прошлом сезоне третьим номером. Так что основная борьба развернется в Таллинне на чемпионате Европы.
Отдельно пожелаю здоровья и отличного выступления Яне и Сергею!
--------------------
В чем разница каким номером ехать ? Кто-нибудь в курсах ?
У Рублевой/Шэфер ошибки были, но катались они всё же чище, чем Боброва/Соловьев.
Наверное, прогресс Кати и Ивана сочли недостаточным...
Так промахнуться в олимпийском сезоне непростительно - для тренера и хореографа. Недопустимо.