Часть 2. Хрустальный замок: «скособоченное» уравнение или «интригал»?
Все пишут о Саше Трусовой. Почему бы и нам не прошвырнуться по волнам памяти? И не потому, что хочется ткнуть пальцем в очевидное или броситься в неумеренные похвалы всё тому же очевидному. О том, что революция в женском фигурном катании свершилась, говорит то, что четверные прыжки стали необходимым элементом для победы в крупном женском турнире по фигурному катанию. Элементом, который просто НУЖНО исполнять, если у вас имеются чемпионские амбиции. Вопрос только в том, сколько этих прыжков имеется у вас в "крепком" наличии и сколько в потенциале. Весь сыр-бор последних дней разгорелся не оттого, что Трусова прыгает ЧЕТВЕРНЫЕ и НЕ падает (это уже рутина), а от ожидания их количества в сочетании с качеством. И вот тут-то и нашла коса на камень. Но об этом позже.
О квад-факторе как залоге успеха также свидетельствуют и соревнования юниорок. Там ведь целый десант юных квадисток высадился. От разных тренеров. С разными наборами ультра-си, уже наработанными или только нарабатываемыми. С разными достоинствами и разнообразными программами. И на тех именно соревнованиях юных был чётко виден вектор дальнейшего развития юниорского женского катания; обозначились школы, готовые экспериментировать и развивать эту сторону спорта юных. Очевиден вопрос о том, останется ли это частью юниорского ФК или же достаточно зрелые квадистки смогут продолжать прыгать ультра-си, не идя на компромис, т.е. не жертвуя второй стороной этого вида, собственно и делающего его таким интересным и смотрибельным. Именно это, на мой взгляд, пытаются делать сейчас ТШТ и его фигуристки.
Давайте вспомним с чего начиналось зрительское увлечение одной из первых квадисток.
Начало. Открытие ракеты - русая девочка в космическом комбинезоне с ломаной грацией поколения Z прыгает 4ые прыжки
КАК храбро она шла на невообразимый до этого прыжок, КАК вместе с ней тянулся вверх Сергей Дудаков, словно пытаясь помочь взять эту высоту, и КАК она каждый раз преодолевала это вязкое земное притяжение (и как смущалась, если высота не покорялась)! И это было рваное, пульсирующее, нервное, какое-то модерновое катание вопреки критериям традиционного женского ФК. Девочка-ракета виделась в будущем совершенным SpaceX, летящим ad astra.
Продолжение. 'Переходный' период, метаморфоз
В невнятном платье блёклого цвета с как будто бы пожухшими цветами или в устрашающем наряде рока/смерти (по уверениям одного блогера) девочка продолжает бежать наперегонки со временем. Но что вложено в программы хореографом непросто представить без дополнительных разъяснений её тренера или благожелательных блогеров. Метаморфоз всё никак не завершается, и прекрасная бабочка вылупляется с некоторым трудом. И технически Саша ещё не космический корабль будущего - тройной аксель нестабилен, ранее усвоенные прыжки исполняются с переменным успехом. Она, скорее, успешно севшая на землю ракета многоразового использования и может взлететь, если будет совершенствоваться дальше в компонентах и сохранит 3-4 стабильных четверных прыжка на фоне безтриксельных и падающих соперниц. И это случается на чемпионате мира в Стокгольме. На фоне 'безультрасишных' и падающих соперниц она выигрывает произвольную программу и восходит к бронзе с 12го места после КП.
На ЧМ-21 Саша устремилась к своей цели - вперёд, ещё мощнее и сильнее, несмотря ни на что. От драйва тренировочных прокатов она пошла на риск на соревнованиях, и если ранее ещё можно было воскликнуть: "Саша, Саша, что же ты наделала!", то после ЧМ-21 думалось, что она всё сделала правильно. В предшествовавшем сезоне она была третьей, но льда у неё было столько, сколько у всех; ставились программы, которые не нравились; существовали трения с тренерами. В сезоне-20/21 она вновь была третья, зато у неё было много льда, была свобода выбора и действий, а также тренеры, с которыми ей было, как не раз утверждалось, комфортно работать. Казалось, можно было сказать "let it go and try again!" Но Саша вернулась к ТШТ.
Возвращение. Полёт обычный
Первые результаты обсуждаются уже более недели, зрителей бросает то в жар, то в холод. В этом, возможно, предназначение таких спортсменов, как Саша. Они не дают зрителям уснуть (в буквальном смысле, как выяснилось вчера), вызывают у них то безудержный восторг, то стойкое разочарование. Вновь от эйфории открытых прокатов и вернувшегося нетерпения в ожидании технического чуда зрители перешли к своего рода приятию/неприятию непредсказуемости таких спортсменов. Если сойдутся звёзды, то всё получится, но если нет - знать, судьба такая. Возможно, это самое естественное отношение к спорту и к кумирам вообще.
Что касается новых программ, как видим, произошло возвращение к старой "парадигме" - ярко бороться, быть "безумной, драйвовой и модерновой", но не собирать цветы-ромашки, которые растут для отечественных и зарубежных артисток и лиричных героинь из Азии. Оправданно ли подобное возвращение? На мой взгляд, это уже не имеет значения. В этом "скособоченном" уравнении главная часть - техника. При условии не совсем удачного выступления основных соперниц и при успешном исполнении набора из 3-4-5 четверных Сашей, она будет на пьедестале, какой бы хорошей/плохой ни была программа. При сбоях в технике, подобных тем, что случились на турнире в США, Сашины претензии на золото значимого турнира не спасёт ни одна, пусть и гениальная, программа.
Какую стратегию выберут Саша и тренеры - делать ли упор на качество и меньшее количество ультра-си, продолжать ли штурмовать максимальное их количество наряду с повышением презентабельности программы - никому не дано знать, и потому все досужие разговоры о том, что им делать, кажутся уже потерявшими всякий смысл. Все эти школьные изложения на тему "Кто такая Круэлла и какого цвета у неё волосы?" или сочинения отличников-старшеклассников на тему "Кому на Руси жить хорошо, или кому сколько и чего прыгать?" кажутся малопродуктивными и, по большому счёту, никому не нужными.
Тренеры продолжают работу с квад-фактором и пытаются стабилизировать качество и количество четверных у выросших фигуристок. И это хорошо, поскольку если им это удастся не только с Сашей, но и с Аней, а затем Камилой, Майей, Соней, женское фигурное катание улетит в ту самую стратосферу, откуда шаг в космос. И пусть растут разные цветы, пусть кружатся в общем танце трикселистки и квадистки с артистками и кружевницами - богатство в разнообразии. Одним словом, интригал*.
* интеграл (шутливое "интригал" с намёком на интригу - рождённые в СССР поймут) - целая величина, рассматриваемая как аналог суммы бесконечно малых частей (упрощ).
Подсознательно в грезах программ Ани?! Понимаем вас!🥳🤗