Фигурное катание. Спираль смерти
Сегодня речь пойдёт об элементе фигурного катания, который исполняется спортивными парами – тодесе. Наша «любимая» Википедия даёт определение тодеса как от немецкого слова - Todesspirale — «спираль смерти» — элемент парного фигурного катания, когда партнёрша описывает спираль вокруг партнёра. Не знаю, почему именно «смерти» спираль… На мой взгляд в парном катании очень много иных элементов, которые намного ближе к «смерти» и по силовым затратам, и по травматизму, а тодес очень даже неплохой элемент. По крайней мере на тодесе можно хотя бы немного (несколько секунд) подышать, чего точно не скажешь о поддержках, подкрутках, выбросах и прыжках.
Вот как описывает этот элемент в своей книге «Искусство фигурного катания» Яков Смушкин: «Тодес-обязательная фигура для разряда мастеров. Основное требование к выполнению тодеса – низкая посадка фигуриста в циркуле, удерживающего партнершу за руку, касающуюся головой льда. Перед заходом в тодес партнеры скользят по дуге назад-наружу (1 и 2)… Далее партнерша постепенно переводит тело в положение, напоминающее «гимнастический мост», удерживая равновесие на опорной ноге. В это время партнёр, держа за руку партнёршу, свободным плечом и рукой «закручивает» себя в циркуль назад-наружу, подставляя свободную ногу назад (3, 4, 5). Только после того как партнёр перевел себя в положение циркуля, партнёрша получила возможность перейти из движения по спирали в движение по кругу. Для того, чтобы коснуться головой льда, ей недостаточно только опоры на ребре конька: партнёр, перейдя в положение циркуля, держит её за руку, облегчая перевод тела в низшее положение (6, 7). Выход из тодеса начинает партнёр: он плавно встает и, поднимая за руку партнёршу, выводит её вперёд (8, 9, 10).»
Именно о тодесе назад-наружу пойдёт речь в этом посте. В современной судейской системе тодес назад-наружу обозначается буквами BoDs (backoutsidedeathspiral), к которым прибавляется цифра уровня (например, BoDs3 – тодес назад-наружу третьего уровня). Поскольку тодесы, в том числе и назад-наружу делает каждая существующая пара, остановлюсь на фото на некоторых советских и российских пар.
Итак, тодес назад-наружу.
Татьяна Жук – Александр Горелик
************************************************************************************
Татьяна Волосожар – Станислав Морозов
*************************************************************************************
Вера Базарова – Андрей Депутат
*************************************************************************************
Татьяна Волосожар – Максим Траньков
*************************************************************************************
Юко Кавагути – Александр Смирнов
*************************************************************************************
Кристина Астахова – Алексей Рогонов
************************************************************************************
Галина Карелина – Георгий Проскурин
*************************************************************************************
Наталья Забияко – Александр Энберт
*************************************************************************************
Ирина Роднина – Александр Зайцев
*************************************************************************************
Евгения Тарасова - Владимир Морозов
*************************************************************************************
Лариса Селезнёва - Олег Макаров
*************************************************************************************
Людмила Белоусова – Олег Протопопов
*************************************************************************************
Ксения Столбова – Федор Климов
************************************************************************************
Марина Черкасова – Сергей Шахрай
*************************************************************************************
Каждый тодес у каждой пары по-своему хорош, но наверняка у вас, дорогие читатели, будут предпочтения той или иной пары, исполняющей этот элемент. С удовольствием прочитаю ваши комментарии!
Спасибо за…
Благодарю за пост. Ваши работы очень интересные.
Еще хотелось бы отметить исполнение тодеса Родниной/Зайцевым. Все же школа была сильнейшая. Поэтому и были непобежденными многие годы, не было мелочей ни в чем.
Для объективности надо заметить что Роднина практически не чем не уступает. Белоусова единственная из представленных касается льда, хотя бы прической, думаю и Роднина бы справилась, но у нее прическа короче.
А вообще судя по представленным парам, складывается ощущение, что сразу за Родниной истинное искусство этого элемента было утеряно.
http://images.vfl.ru/ii/1517689795/889aa542/20435679.gif